Слайд 1 здоровье сберегающие технологии Используемые в процессе формирования художественно-творческих способностей школьников
Разработала:
учитель ИЗО
Полякова Лидия Михайловна
МБОУ «Рыбинобудская СОШ»
Рыбинские Буды. 2018г
Слайд 2Здоровье сберегающие технологии применяемые мной в процессе непосредственно образовательной деятельности
Только здоровый
ребенок может развиваться гармонично. Охрана и укрепление здоровья детей, формирование привычки к здоровому образу жизни - одна из ключевых целей в системе внеурочной деятельности. Современные методы здоровье сбережения должны присутствовать во всех видах педагогической деятельности. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам. Таким образом, рисование выступает как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, как способ моделирования взаимоотношений и выражения различного рода эмоций, в том числе и отрицательных, негативных.
Слайд 3Поэтому на занятиях по художественному творчеству, в свободной и самостоятельной творческой
деятельности школьникам необходимо широко использовать современные здоровьесберегающие технологии в игровой форме, для снятия психического напряжения, стрессовых состояний, для развития творчества. Применение здоровьесберегающих технологий способствует формированию здорового образа жизни дошкольников. Рассматривание репродукций картин, иллюстраций и выполнение работ в технике аппликации или пластилинографии можно перемежать с психоэмоциональными технологиями (оздоровительными паузами), нетрадиционными видами гимнастик (дыхательная гимнастика, самомассаж), фитотерапией. Эти мероприятия эффективно сопровождаются художественным словом, музыкой, элементами психогимнастики.
Слайд 4организация здоровье сберегающей среды
Она выполняет образовательную, воспитывающую, организационную функции. Включает в
себя выставки картин в рамках, для поделок из глины, бумаги, бросового материала используются полочки. Специальные напольные стенды предназначены для размещения выставки репродукций картин, иллюстраций из детских книг, готовых образцов предметов по изучаемым темам. Это пробуждает любопытство, интерес и довольно легко запоминается, придает эмоциональную насыщенность.
Организован художественный центр. В нем размещается зона для экспериментирования с различными материалами: глиной, мелками, материалом для коллажей. Также имеется зона для освоения различных техник живописи: печатания губкой, веревкой, рисование восковыми мелками, картофельным крахмалом. В эстетическом оформлении и организации пространства соблюдается единый стиль.
Слайд 5смена динамических поз
Часть занятия по художественному творчеству дети проводят стоя: они
могут слушать; рассматривать репродукции картин, иллюстрации к занятию, удаленные предметы; рассматривать выставки предметов искусства. Часть занятия дети проводят сидя (во время рисования, лепки, аппликации). Тем самым сохраняется и укрепляется позвоночник, формируется осанка.
Одной из важнейших задач оздоровления детей дошкольного возраста является формирование правильной осанки.
Слайд 6дыхательная гимнастика
Необходима для того, чтобы эффективно решать задачи укрепления дыхательной системы
детей с целью повышения их сопротивляемости простудным и другим заболеваниям. В младшей группе для развития дыхания используются дыхательные и звуковые упражнения. Это имитация через дыхание урагана, легкого ветерка, надувание шариков, «рисование» дыханием в воздухе воображаемых фигур. В 5 классе школьники знакомятся с грудным и брюшным дыханием. Для этого можно использовать следующие комплексы дыхательных упражнений: «Подуем на одуванчик», «Подуем на снежинку», «Понюхаем цветочки». Школьники знакомятся с разными типами дыхания. Перед рисованием с детьми можно выполнить дыхательные упражнения, стимулирующие приток крови к глазам. Кислород сжигает яды и отбросы, находящиеся в глазах, глаза очищаются, т.к. увеличивается циркуляция крови через ткани глаза.
Слайд 7ароматерапия
Система дыхательных упражнений на занятиях по изобразительной деятельности во время проведения занятий, физкультурных
минуток может использоваться в сочетании с ароматерапией – лечением с помощью эфирных масел, с целью предупреждения острых респираторных заболеваний. С помощью масел можно снять стресс, усталость или перевозбуждение. На занятиях по художественному творчеству можно использовать масло розмарина, лаванды, ромашки, мандарина, чтобы создать особое настроение или повысить интеллектуальную работоспособность детей. Такой вид гимнастики можно использовать при изучении с детьми тем: «Зимний лес», «Морской пейзаж», «Натюрморт».
Слайд 8 элементы самомассажа
пальчиковая гимнастика
Используются для снятия напряжения, стрессовых ситуаций у детей, а
также вибрационная гимнастика. В основе вибрационных упражнений используются естественные движения детей. Это – стряхивание с себя капель дождя, росы. Самомассаж проводится в игровой форме: «Поиграем с носиком», «Поиграем с ушками». Такой массаж проводится в перерывах между сменой одного вида деятельности на другую. А сочетание массажа и вибрационной гимнастики активизирует работу всего организма.
Слайд 9пассивная музыкотерапия
Оздоровление музыкой имеет огромные возможности для поддержания душевного здоровья детей: прослушивание
стимулирующей, успокаивающей или стабилизирующей музыки специально или как фон. Экспериментально доказано, что музыка может успокоить, но может привести в крайне возбужденное состояние, может укрепляться иммунная система, что приводит к снижению заболеваемости. Доказано, что музыка Моцарта хорошо воздействует на психику, полезна при многих соматических заболеваниях и язве желудка. А вот снять раздражительность и нервное напряжение поможет “Лунная соната” Л. Бетховена, “Времена года” П.И.Чайковского. Слушание правильно подобранной музыки во время художественной деятельности детей повышает иммунитет, снимает напряжения и раздражительность, головную и мышечную боль.
Слайд 10Гимнастика для глаз
Она проворится по 2 – 5 минут в
зависимости от интенсивности зрительной нагрузки во время выполнения детьми работ или во время рассматривания репродукций картин. Необходимо также использовать наглядный материал и показ педагога.
ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ПАУЗЫ, РЕЛАКСАЦИЯ
Снимают усталость, психическое напряжение, создают позитивный, эмоциональный настрой. Для снятия усталости во время выполнения детьми работ могут использоваться упражнения на расслабление мышц рук: «Лимон», «Пара», «Вибрация».
Слайд 11цветотерапия
Использование цветовых пятен при организации двигательной активности на занятии – способствует
созданию благоприятного психологического комфорта. Цветотерапия помогает улучшить настроение, повысить работоспособность и сохранить здоровье. Широко известно влияние различных цветов на организм и психоэмоциональное состояние человека.
Занятия с использованием элементов изотерапии направлены на физическое состояние ребенка на текущий момент его творческую активность, душевную расположенность. Каждое занятие строится таким образом, что ребенок заинтересован в контакте, творчестве. Совместно с ребенком совершаем творческие усилия и учимся оценивать результат. На этих занятиях учитываются типичные проблемы ребенка. Детям, не умеющим концентрировать внимание, предлагаются задания, заставляющие сосредоточиться на определенной детали рисунка, дорисовывать до конца, обязательно закончить начатое. Дети со слабо развитой мелкой моторикой выполняют задания, при которых кисть упирается в бумагу (капает дождь, идет снег).