Слайд 1«Я посвятил своё искусство отображению жизни русской деревни…»
(жизнь и творчество Ф.В.Сычкова)
Выполнила:
Кублицкая Инна Григорьевна
МБОУ «Пушкинская ООШ»
Слайд 2Свое предназначение в искусстве Ф.В. Сычков видел в том, чтобы раскрывать
красоту, неповторимость деревенского бытия, которые чувствовал и понимал глубже, чем многие другие мастера, поскольку вышел из этой среды и никогда не порывал с ней. «Я посвятил свое искусство отображению жизни русской деревни»- писал художник.
Слайд 4В противоречивую эпоху социальных потрясений и сложных идейно-эстетических исканий Ф.В. Сычков
оставался верным продолжателем лучших традиций русской реалистической школы живописи ХIХ века. Художественному мировоззрению мастера оказались чужды авангардистские тенденции, стремление к конструктивистским формам, не имевшим отношения к реальному миру, а затем и ложная патетика искусства сталинской эпохи. Тональностью своего мировосприятия как художника радости бытия ближе к эстетике второго поколения «Мира искусства» с их культом красоты, торжествовавшим над социальным реализмом передвижников.
Слайд 5Родился в 1870 году в селе Кочелаево Наровчатского уезда Пензенской губернии,
ныне Ковылкинского района Республики Мордовия, в бедной крестьянской семье. Рано осиротел. Общее образование получил в трехклассной земской школе.
Слайд 6Но прошло еще несколько лет, прежде чем Сычков взял в руки
кисть и вступил на тернистый путь художника. Опираясь на те небольшие знания в области рисунка и живописи, которые он получил у П.Е. Дюмаева, а затем в иконописной артели Д.А. Решетникова, Ф.В. Сычков начал работать самостоятельно, писал иконы, портреты односельчан.
Слайд 7В 1892 году Сычков переступил порог Рисовальной школы, где учился у
К.В.Лебедева, И. В. Творожникова, Я.Ф.Ционглинского.
Эволюция Сычкова от художника-самоучки до профессионала проходила стремительно. В стенах школы он получил начальные знания в области рисунка и живописи, и уже через год занятий его мастерство становится уверенней, свободней, рисунок более точным. К числу наиболее удачных ранних произведений можно отнести «Портрет младшей сестры художника Екатерины Васильевны Сычковой» (1893). В том, как живописными средствами передана фактура ткани, как согласованы цвета, видна колоссальная работа, которую проделал Сычков за год учебы. В это же время он начал писать заказные портреты. Это было связано с трудностью его материального положения, но перед ним был и блестящий пример работы в заказном портрете ведущих мастеров того времени. Постоянная работа в этом жанре оттачивала мастерство молодого художника.
Слайд 8В 1895 году в качестве вольнослушателя он поступил в Высшее художественное
училище при Академии художеств. Учился по классу батальной живописи у Н.Д. Кузнецова и П.О. Ковалевского, придерживавшихся в своей педагогической практике демократических принципов передвижничества.
Слайд 9Ко времени учебы в АХ относится "Портрет Анны Ивановны Сычковой, матери
художника" (1898), созданный в лучших традициях художников-демократов. В силуэте маленькой, слегка сгорбившейся фигуры, чувствуется задавленность жизнью. Эта щемящая нота развивается в колорите, выдержанном в серо-черной монохромной гамме.
В годы учебы Сычков написал несколько автопортретов. Ранний среди них 1893 года относится ко времени учебы в школе Общества поощрения художеств.
Слайд 10Как многие молодые живописцы того времени, Сычков мечтал учиться в мастерской
Репина, с которым был знаком через генерала Арапова еще с той поры, когда только приехал в Петербург и поступил в Школу Общества поощрения художеств. Генерал показывал Репину работы своего талантливого протеже, которого называл не иначе как «мой Рафаэль». Во время вступительных экзаменов в АХ Репин узнал Сычкова, сделал несколько полезных замечаний. Еще не раз обращался он к Репину за советами, в частности, при создании выпускной работы «Вести с войны» (1900). Несмотря на то, что во время обучения в АХ Сычков изучал батальную живопись, после окончания учебы он нашел свое призвание как портретист и жанрист.
Слайд 11Окончание АХ Сычковым в 1900 году пришлось на рубеж веков, с
его фейерверком художественных течений и направлений, целой плеядой гениальнейших в своих дерзновенных авангардистских поисках творцов. В контексте сложной эпохи рубежа веков творчество Сычкова кажется традиционным. Он не испытал душевного смятения и растерянности перед наступлением нового. Его отличала четкая жизненная позиция, твердая уверенность в избранном раз и навсегда пути художника-бытописателя русской деревни. В своих художественных исканиях он близок к группе таких живописцев как С.А.Коровин, Ф.А.Малявин, А.Е.Архипов.
Слайд 12Однако было бы ошибочно сводить все творчество Сычкова к «вечному» празднику.
Собственные впечатления детства и юности, сопряженные со временем нищеты, унижений, определили демократизм Сычкова, умение сопереживать, тонко понимать суть жизненного уклада русского крестьянства. 1900 - 1910-е годы – время творческой зрелости Сычкова.
Слайд 13Размеренный трудовой ритм жизни деревни просто и правдиво он показал в
картинах «Мяльщицы льна»(1905), «Возвращение с сенокоса» (1911). Художник не драматизирует, не строит сложной сюжетной завязки, кажется, ему не стоило особого труда и усилий перенести сцены труда на холст. Но в этой непринужденности и естественности построения композиции, предстающей живой реальной действительностью, его самобытность и сила дарования. Способность Сычкова показать каждодневное будничное явление в художественной опоэтизированной форме - свидетельство большого знания, любви и понимания деревенской жизни.
Слайд 14Параллельно с основной линией, посвященной жизни и быту крестьянства, в творчестве
Сычкова в 1900-е годы развивается вторая - эта линия связана с парадным заказным портретом. Сычков был в это время необычайно популярным портретистом в Петербурге. Заказчиков, вероятно, привлекало его умение писать быстро и точно, схватывая особенности внешнего облика портретируемых. Среди его «моделей» - банкиры, чиновники, светские дамы. Прекрасным образцом парадного портрета является "Портрет в черном" (1904).
Слайд 15Интересной страницей в творчестве живописца стали детские портреты. К ним он
впервые обратился в 900-е годы, если не считать несколько ученических этюдов, где в качестве модели ему позировали дети. И живописные, и выполненные в технике акварели портреты детей показывают серьезное и глубокое понимание автором души ребенка. В них привлекает подкупающе искреннее в своей безыскусной простоте и ясности умение передать душевный мир детей. "Приятели" (1911), "Подружки. Дети" (1916), "Гринька" (1937) принципиально отличаются от портретов крестьянских детей, написанных поздними передвижниками. В них смягчен социальный акцент, нет слащавости и сентиментализма.
Слайд 16Жизнь Сычкова не была богата внешними событиями. Одним из самых ярких
его жизненных впечатлений стала поездка за границу в 1908 году. Знакомство с шедеврами западно-европейского искусства стало мощным импульсом для дальнейшей творческой деятельности живописца, подняло ее на качественно новый художественный уровень. Он привез из Италии и Франции много пейзажей- это марины, архитектурные пейзажи Рима, Венеции, Ментоны. Грандиозные сооружения Древнего Рима - арка Константина, Форум, Колизей предстают в них символами былого величия античной империи.
Слайд 17Творческий диапазон Сычкова был достаточно широк. Помимо портретов, пейзажей, жанровых полотен,
на протяжении всей жизни он писал натюрморты: от классически ясных по манере исполнения, как, например, «Натюрморт. Фрукты», созданный в 1908 году во время поездки по Италии, до более характерных для него натюрмортов с пейзажным подходом - «Клубника» (1910), «Огурцы»(1917), и др., в которых в несколько ином преломлении звучит все та же тема жизни и быта деревни. Сычков любил поработать в саду, в огороде. С гордостью говорил: «Я - мужик деревенский!». Знание жизненного уклада деревни помогало ему создавать такие свежие, красочные натюрморты.
Слайд 18Октябрь 1917 года он встретил признанным сложившимся мастером. Однако для него,
как и для большинства творческой интеллигенции того времени, это событие стало непростым испытанием. В Петрограде была разграблена его мастерская, погибли многие работы. И все-таки он принял новую власть как истинно народную, участвовал в оформлении революционных праздников, писал плакаты, портреты вождей.
Слайд 19Конец 1910-1920-х гг. – время, когда Сычков создавал, в основном, варианты
или повторения своих ранних работ, продолжая разрабатывать любимую и характерную для него тему праздников, варьируя сюжеты дореволюционных картин - «Подружки» (1920) , «Праздничный день» (1927), «Праздничный день. Подруги. Зима» (1929) и ряд других. Его живописный стиль эволюционировал в это время в сторону большей колористической яркости.
Слайд 20В 1930-е гг., когда была образована мордовская автономия, особое место в
творчестве живописца заняла национальная тема. Впрочем, обращение к этой теме нельзя рассматривать как реверанс в сторону властей, поскольку мордовская этно-культура давно вызывала интерес у мастера, о чем свидетельствуют многочисленные фотографии из архива Сычкова. В отличие от русских крестьянок, мордовки продолжали носить национальную одежду и в советский период. Десятки набросков, этюдов мордовского национального костюма, предшествовавших созданию таких известных картин как «Учительница-мордовка» (1937), «Трактористки-мордовки» (1938).
Слайд 21Во второй половине 30-х годов тематика искусства Сычкова расширяется за счет
обращения к советской действительности. Созданные им в это время полотна «Выходной день в колхозе» (1936) «Колхозный базар» (1936) и др.
Слайд 22Феномен Сычкова как творческой личности - в приверженности критериям, обретенным им
в начале творческого пути, верности одной теме - теме жизни и быта русской деревни, пропущенной через призму его художнического видения крестьянского бытия как устоявшихся вековых традиций. Они ломались на его глазах в советский период, но он не желал живописать тот усредненный тип советской колхозницы в фуфайке или сереньком пиджачке,что было визуальным олицетворением равенства полов. В его архиве сохранился большой фотодокументальный материал. На фотографиях 1940-х годов женщины пляшут под гармошку, одеты в серые платки, кирзовые сапоги, мешковатые пиджаки. Лица те же, что и на полотнах мастера более раннего периода - открытые, задорные, смешливые. Художник активно использовал в своей работе, как вспомогательный материал, фотографии. Но изображал свои модели традиционно в русских сарафанах, ярких платках, бусах. Им создана галерея блестящих портретов русских крестьянок.
Слайд 23Произведения 40-50-х годов можно рассматривать и как результат настоящего подвижничества мастера.
Известно, что в это время он имел серьезные проблемы со зрением. Для него – художника - это было подлинной трагедией. Но, несмотря на это, с духовным стоицизмом, отвергая недуг, он продолжал работать. «Не хочется быть старым,- писал Сычков в одном из писем художнику Е. М. Чепцову. - Как говорят, художники не могут стареть, их работы должны быть всегда молоды и интересны». На восьмом десятке жизни он создал такие полные свежести чувств полотна, как «Возвращение из школы» (1945), «Встреча героя» (1952).
Слайд 24Последние два года перед смертью Сычков жил в Саранске. Он
работал по-прежнему много, с упоением, вдохновенно. Для него живопись была настоящим источником радости. «Жизнь на земле так прекрасна…но жизнь художника в полном смысле есть самая интересная из всех занятий…» - строки из письма Ф.В. Сычкова могут быть эпиграфом к творчеству этого живописца, влюбленного в окружающий мир.
Слайд 25Ф. В. Сычков умер в Саранске в 1958 году.
С 1960 года
в Мордовском республиканском музее изобразительных искусств имени С. Д. Эрьзи размещена постоянная экспозиция его произведений (в фондах этого музея находится самая большая коллекции живописных и графических работ Сычкова — около 600 произведений, включая этюды и эскизы).
В 1970 году, к 100-летию со дня рождения выдающегося живописца, был издан приказ Министерства культуры Мордовской АССР об открытии на родине художника мемориального музея. Дом-музей Ф. В. Сычкова был открыт 11 марта 1970 года в с. Кочелаеве после некоторой реконструкции помещений.
Слайд 29Венеция. Рабочий поселок
Возвращение из школы
Слайд 30Возвращение с сенокоса
Гринька. Этюд
Слайд 32Девочка, собирающая полевые цветы
Девушка в красном платке
Слайд 33Девушка в оранжевом платке
Девушка в платке
Слайд 35Деревенская красавица
Дети в Мальвах
Слайд 37За работой. Подруги
Крестьянская девушка
Слайд 42Полевые цветы
Праздничный день. Подруги
Слайд 46Собираются в гости
Трактористки-мордовки
Слайд 47Трудный переход
Школьница-отличница
Слайд 48У изгороди. Зима
У изгороди. Лето