Слайд 1
Внутренний мир
русской избы
Ермишина Лариса Геннадьевна, учитель ИЗО МБОУ СОШ
№12
г. Бердска Новосибирской области
Слайд 2Русские деревни удивительно гармонично вписывались в окружающую
природу. Ощущая свой дом
частицей природы, где все подчинено
порядку, целесообразности и красоте, крестьянин чувствовал себя защищенным и сильным, а значит, и свободным.
Слайд 3Свое жилище крестьянин воспринимал как особый мир.
Дом имел три вертикальных
яруса, напоминавших о трех мирах.
Потолок, чердак и крыша уподоблялись миру вышнему, светлому, преображенному. .
Слайд 4Изба напоминала о мире освоенном, земном, освященном,
в котором протекала жизнь
человека.
Слайд 5Подклет (подполье) напоминал о мире недоброй, нечистой силы.
Большим наказанием считалось,
если проказника запрут в подполье.
Слайд 6Все крыльцо украшалось резными ажурными подзорами.
На крыльцо вели ступеньки. Крыльцо
– «распахнутые руки» дома.
Оно связывает его с улицей, соседями.«Жить в соседях – быть в беседах».
Давай поднимемся на крыльцо и откроем дверь.
Слайд 7Входя в избу, волей-неволей каждый должен поклониться хозяевам,
а то и
шишку на лбу можно набить: дверь в избу низкая.
А порог наоборот, высокий, чтоб меньше дуло. Порогу придавали особое значение: он считался рубежом между миром внутренним и внешним.
Переступали его с молитвой и крестным знамением.
Слайд 8Воздух в избе особенный, пряный, наполненный ароматами сухих трав,
печеного теста.
Войдя в избу, сразу обратишь внимание на печь,
она занимает почти пол-избы. С печью связаны весь быт, вся жизнь крестьянина.
Не даром говорится: «Печь греет и варит, печет и жарит.
Она накормит, обсушит и порадует душу.»
Слайд 9Перед устьем печи ладно устроен шесток – широкая толстая доска, на
которой разместились горшки, чугунки.
Слайд 10Рядом с устьем печи стоят навытяжку железные ухваты,
которыми ставят в
печь и достают горшки.
Слайд 11 А так же у печи находился деревянный ушат с водой.
Слайд 12Сбоку печь закрывали стенкой или пристраивали ящик в виде шкафчика с
дверцами – голбец. Часто его расписывали яркими красками, изображали на нем птиц, зверей.
Слайд 13Правый от печки угол назывался бабий кут.
Здесь командовала хозяйка,
все
было приспособлено для приготовления пищи.
Слайд 14Другой, левый от печки угол назывался красный, то есть красивый.
Красный
угол был обращен к юго-востоку. Он принимал первые лучи солнца
и как бы олицетворял собой зарю. Здесь на нарядной угловой полке (божнице) устанавливались иконы, горела лампада.
В красном углу ставили стол, за которым обедала вся семья.
Эта часть дома была самой почетной. Если хозяин хотел оказать гостю особое почтение, то приглашал его в передний угол.
Слайд 15От двери до боковой стены была устроена лавка – конник,
это
было место мужской половины.
Здесь мужчины осенними и зимними вечерами занимались ремонтом обуви, мастерили, чинили конскую упряжь.
Слайд 16Под потолком укрепляли полавочники с утварью,
а у печи устраивали деревянные
настилы – полати, на них спали.
А во время посиделок или свадьбы туда забиралась детвора и с любопытством глазела на все происходящее в избе.
Слайд 17В русской избе мужчины обычно работали. Женщины и дети находились днем
на женской половине возле печи. Места для ночного сна также были распределены. Старые люди спали на полу около дверей, печи или на печи, на голбце, дети и холостая молодежь - под полатями или на полатях. Взрослые брачные пары в теплое время ночевали в клетях, сенях, в холодное - на лавке под полатями или на помосте около печи. Каждый член семьи знал свое место и за столом.
Хозяин дома во время семейной трапезы сидел под образами. Его старший сын располагался по правую руку от отца, второй сын - по левую, третий - рядом со старшим братом. Детей, не достигших брачного возраста, сажали на лавку, идущую от переднего угла по фасаду.
Слайд 18Женщины ели, сидя на приставных скамейках или табуретках. Нарушать раз заведенный
порядок в доме не полагалось без крайней необходимости. В будние дни изба выглядела довольно скромно. В ней не было ничего лишнего: стол стоял без скатерти, стены без украшений. В праздничный день изба преображалась: стол выдвигался на середину, накрывался скатертью,
на полки выставлялась праздничная утварь, хранившаяся до этого в клетях. В традиционном русском жилище лавки шли вдоль стен вкруговую, начиная от входа, и служили для сидения, спанья, хранения различных хозяйственных мелочей.
Слайд 19Значительное место в избе занимал деревянный ткацкий стан – кросно, на
нем женщины ткали. Его отдельные детали нередко украшались круглыми розетками – знаками солнца, а также скульптурными изображениями коней.
Слайд 20Для новорожденного подвешивали к потолку нарядную люльку.
Мягко покачиваясь, она убаюкивала
младенца
под напевную песнь крестьянки.
Слайд 21Когда спускались сумерки, жгли лучину.
Для этого служил кованый светец.
Слайд 22По полу тянулись радужные домотканые половики-дорожки.
Они и впрямь напоминали дорогу,
стелющуюся по земле.
Во многих северных деревнях сохранились дома с расписными интерьерами. Иногда кажется, что весь мир вместился в старинном доме: деревья и травы, птицы и животные, земное и небесное, видимое и невидимое.
Слайд 24Дом напоминает корабль,
на котором по неспокойному житейскому морю плывет и
спасается семья,
где все живут в ладу друг с другом и в согласии .
Простая деревенская изба, а сколько мудрости и смысла в себя она вобрала!
Интерьер избы – это столь же высокое искусство,
как и все, что создавал талантливый русский народ.
Слайд 26ЖЕРНОВА
Горшки, кринки, миски
Сундук
Самовар
Колыбель
Слайд 27утюги
рушники
Ткацкий стан и самопрялка
Прялка
Слайд 28«Сундук» – этим словом обозначался большой прямоугольный ящик из пиленых досок
с крышкой на петлях, закрывающийся на замок. В нём русские люди хранили одежду и ценные вещи. Различные сундучные изделия на протяжении веков составляли важную часть интерьера крестьянских изб, его выставляли на видное место свидетельствуя о богатстве семьи.
«Сундук» – этим словом обозначался большой прямоугольный ящик из пиленых досок с крышкой на петлях, закрывающийся на замок. В нём русские люди хранили одежду и ценные вещи. Различные сундучные изделия на протяжении веков составляли важную часть интерьера крестьянских изб, его выставляли на видное место свидетельствуя о богатстве семьи.
Слайд 29Сундуки в которых хранили приданное невесты зачастую были очень больших размеров
и вносились в дом только единожды — при его строительстве. На Руси, когда рождалась девочка, ей тут же начинали готовить приданое – это называлось «нагнетать сундуки». Приданое было залогом успешного брака.
Слайд 30После замужества девушка оставляла родной дом и забирала с собой сундуки
с приданым: подушки, перины, одеяла, полотенца (изготовленные самой невестой), одежду, домашнюю утварь, украшения.
Слайд 31 Во многих домах сундуки разного размера выставляли в
виде горки, т.е. ставили один на другой, иногда их численность достигала потолка. В крестьянском доме сундуки использовались не только для хранения добра, но и служили подставкой под подушку, скамьёй, а иногда и местом для дневного послеобеденного сна.
Слайд 32 Сундуки, подголовники, ларцы, скрыни, шкатулки — богато декорировались.
Обычно их оковывали для прочности полосами железа, лужёного или воронёного. Заказчики предъявляли сундучным мастерам определённые художественные требования: сундуки должны быть не только вместительными, прочными, но и красивыми. Для этого сундуки расписывали темперными красками, разводившимися на яичном желтке.
Слайд 33На сундучных изделиях часто встречались изображения льва или грифона, они считались
зверями сильными, мужественными, хорошими защитниками нажитого человеком добра.