Слайд 1МЕЗЕНСКАЯ РОСПИСЬ
Виртуальная экскурсия
для детей старшего дошкольного возраста
Павлючик М.В.
педагог дополнительного образования
НРМ
ДОБУ «ЦРР – д/с «Родничок»
г.п. Пойковский
2017 г.
Слайд 2Маршрут экскурсии
Для выбора маршрута щелкните по картинке
Дидактическая игра
«МАГАЗИН ПОСУДЫ»
Пояснительная записка
Слайд 3Очень часто окружающие нас вещи кажутся нам вполне естественными, мы воспринимаем
их как должное. Хотя на самом деле они являются очень древними, и мы по праву можем гордиться ими. Наверное, в каждом Мезенском доме на кухне найдется дощечка или ложки, расписанные мезенской росписью. И мы даже не задумываемся, что эти незамысловатые изображения пришли к нам из далеких-далеких веков.
История промысла
Слайд 4Мезенской эту роспись назвали потому, что ее родиной считается Лешуконское село Палащелье, расположенное
на берегу реки Мезени. Поэтому в энциклопедиях и различных книгах по изобразительному искусству можно встретить второе название мезенской росписи – Палащельская. В самой же Мезени росписью не занимались.
Слайд 5Мезенская роспись одна из наиболее древних русских художественных промыслов. Ее истоки теряются в отдаленных
веках первоначального формирования славянских племен. Пика своей популярности промысел достиг в XIX веке. Мезенские прялки и короба широко распространялись по реке Пинеге, вывозились на Печору, Двину и Онегу.
Слайд 6Как возникла роспись, из чего она появилась, никто не знает. Одни исследователи
сравнивают ее с росписью Коми Республики, другие считают, что она взяла начало от древнегреческих изображений. Очень проблематично установить это в наше время, ведь с тех пор, как Мезенская роспись появилась, минула, возможно, не одна сотня лет. Известно о ней стало с 1904 года, но, разумеется, зародилась роспись намного раньше.
МАРШРУТ
Слайд 7Галерея
В основном в прежние времена расписывали прялки. Мезенские прялки были поистине уникальны. Во-первых,
если обычные прялки состояли из трех частей: днища, стояка и лопасти, то в Мезени прялки изготавливали цельные, для чего выбирали такие деревья, корень которых мог стать днищем.
Слайд 8А во-вторых, уникальны были и сами рисунки. Ученые считают, что лицевая часть прялки, изображаемая
очень строго, делится с помощью геометрических узоров на три части: небо, землю и подземное царство. На небе изображались птицы и так называемое “окно”, с помощью которого можно было общаться с Богом. Дальше ряд за рядом изображали лошадей и оленей или дерево, часто с сидящей на макушке птицей. В подземном царстве также рисовали оленей и лошадей, но заштрихованными черной краской.
А на изнаночной стороне художник, строго сохраняя уровни, мог сделать надписи, например: “Кого люблю – тому дарю”. Прялки с подобными посланиями дарил муж жене на свадьбу или к рождению ребенка.
Кстати, росписью занимались только мужчины, передавая это искусство по наследству из поколения в поколение.
Слайд 13Технология изготовления
Традиционно предметы, расписанные мезенской росписью, имеют только два цвета
– красный и чёрный. Мезень писалась сажей и красной глиной, которые растворяли в настое смолы лиственницы.
Слайд 14Роспись наносилась на негрунтованное дерево специальной деревянной палочкой (тиской), пером глухаря
или тетерева, что указывает на очень древние традиции, а также кисточкой из человеческого волоса. Затем изделие олифилось, что придавало ему золотистый цвет. В настоящее время в целом технология и техника мезенской росписи сохранились, за исключением разве что того, что чаще стали применяться кисти.
Слайд 15Древесина пропитывалась льняным маслом. От этого ее структура становилась яснее и ярче.
Характер рисунка волокон во многом определяет и сам орнамент, который состоит из символов, как слова из букв. Внутреннее содержание символов, точное происхождение, взаимная связь уже практически утрачены.
МАРШРУТ
Слайд 16Элементы росписи
Для мезенской росписи характерна многоярусность. Три яруса - три
мира (нижний, средний и верхний или подземный, наземный и небесный). Это основа шаманского мировоззрения многих народов севера. В мезенской росписи нижний и средний ярусы заполняют олени и кони. Верхний ярус - птицы.
Слайд 17Образ коня у народов русского севера это ещё и оберег (конь
на крыше), а также символ солнца, плодородия, источник жизненных благ. Ярусы разделены горизонтальными полосами, заполненными повторяющимся узором.
Слайд 18Земля. Прямая линия может означать и небесную, и земную твердь, но пусть
вас не смущает эта двузначность. По расположению в композиции (верх — низ) вы всегда сможете правильно определить их значение. Материнство и защита, символ плодородия и хлеба насущного — вот что такое земля для человека. Графически земля часто изображается квадратом.
Слайд 19Вода. Не менее интересно небесное оформление. Небесные воды хранятся в нависших облаках
или проливаются на землю косыми дождями, причем дожди могут быть с ветром, с градом. Орнаменты в косой полосе более всего отражают такие картины природных явлений. Волнистые линии водной стихии во множестве присутствуют в мезенских орнаментах. Они непременно сопровождают все прямые линии орнаментов, а также являются постоянными атрибутами водоплавающих птиц.
Слайд 20Ветер, воздух. Многочисленные короткие штрихи во множестве разбросанные в мезенской росписи по
орнаментам или рядом с главными персонажами — скорее всего означают воздух, ветер — один из первооэлементов природы. Поэтический образ ожившего духа, чье воздействие можно увидеть и услышать, но который сам остается невидимым. Ветер, воздух и дыхание тесно связаны в мистическом символизме. Бытие начинается с Духа Божия. Он как ветер носился над бездной прежде сотворения мира.
Слайд 21Огонь. В изобразительном плане все, что стремится к кругу, напоминает нам
солнце, огонь. Как полагает академик Б. Рыбаков, мотив спирали возник в мифологии земледельческих племен как символическое движение солнечного светила по небесному своду. В мезенской росписи спирали разбросаны повсюду: они заключены в рамки многочисленных орнаментов и в изобилии вьются вокруг небесных коней и оленей.
Слайд 22Плодородие. Почти все мезенские орнаменты так или иначе связаны с темой
плодородия, изобилия. Во множестве и разнообразии изображены в них распаханные поля, семена, корни, цветки, плоды. Орнамент может строиться в два ряда и тогда элементы в нем располагаются в шахматном порядке. Важным символом был ромб, наделенный множеством значений. Чаще всего ромб являлся символом плодородия, возрождения жизни, а цепочка из ромбов означала родовое древо жизни.
Слайд 23Мотив птицы, приносящей добрую весть или подарок, — широко распространен в
народном искусстве. Птицу на вершине дерева часто можно встретить на мезенских берестяных туесах. Птица, пожалуй, самый излюбленный мотив народных мастеров. Кроме того, у северных крестьян в обычае вешать деревянных птиц из щепы в красном углу избы. Это пережиток того же мотива — «птица на дереве», так как с красным углом дома связывали почитаемое дерево.
Слайд 24Кони мезенских росписей в большей мере, чем изображения коней в других
крестьянских росписях, отстоят от реального прототипа. Большинство из них имело красно-оранжевую окраску, несвойственную, как известно, лошадям. Туловище черного коня нередко покрывалось сплошным решетчатым узором, еще больше подчеркивающим его необычное происхождение. Противоестественно длинные и тонкие ноги лошадей завершались на концах изображением перьев, подобных тем, которые рисовались у птиц.
Слайд 25Часто кони изображались не следующими друг за другом, а противостоящими друг
другу. Иногда на вздыбленных лошадях были нарисованы борющиеся друг с другом всадники. О том, что изображаемые на прялках кони неземного происхождения, свидетельствуют также многочисленные солярные знаки, помещенные рисовальщиками над гривами и возле ног коней.
Слайд 26 Олень так же , как и конь, один из распространенных элементов
мезенской росписи. По преданию славян, олень связывался с дождем.
МАРШРУТ
Слайд 38Это мезенские изделия
МАРШРУТ
Правильно!!!
Слайд 39Пояснительная записка
Автор: Павлючик Марина Владимировна, педагог дополнительного образования НРМ ДОБУ «ЦРР
– д/с «Родничок»
Тема: «Мезенская роспись»
Цель экскурсии: формирование представлений о мезенском промысле.
Задачи:
Познакомить с историей возникновения промысла, технологией изготовления мезенских изделий.
Учить выделять характерные особенности росписи.
Упражнять в узнавании мезенской росписи.
Актуальность экскурсии:
Воспитание интереса к народному декоративно-прикладному искусству России.
Образовательный эффект
Формирование представлений о мезенском промысле.
Развитие познавательной активности и познавательных процессов.
Воспитание интереса к народному декоративно-прикладному искусству России.
Маршрут экскурсии:
История промысла.
Технология изготовления.
Галерея.
Элементы росписи.
Алгоритмы росписи.
Дидактическая игра «Магазин посуды».
Слайд 40Техническое обеспечение экскурсии:
Персональный компьютер (ПК).
Проектор и экран или телевизор с возможностью
подключения ПК.
Структура экскурсии
Титульный слайд (1)
Маршрут экскурсии (2)
История промысла (3-6)
Галерея (7-12)
Технология изготовления(13-15)
Элементы росписи (16-26)
Алгоритмы росписи (27-29)
Д/И «Магазин игрушек» (30-38)
Пояснительная записка (39-40)
Рекомендации по использованию ресурса.
На слайде «Маршрут экскурсии» (2) можно выбрать интересующий раздел, щелкнув по соответствующей картинке.
Слайды внутри каждого раздела экскурсии переключаются по щелчку, что дает пользователю возможность самостоятельно регламентировать скорость просмотра.
На заключительном слайде каждого раздела экскурсии находится управляющая кнопка «Маршрут», с помощью которой можно вернуться на маршрутный слайд.
Данная виртуальная экскурсия может быть использована в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Источник: http://gorod.tomsk.ru/index-1284626619.php
МАРШРУТ