Презентация, доклад на тему Великие композиторы и Ивановский край

Содержание

А.А.Алябьев – владелец сельца Афанасово Ивановской волости.Родился в семье губернатора Тобольска 4 (15) августа 1787, с 1804 жил в Москве. Получил хорошее домашнее образование, возможно, брал уроки фортепиано у знаменитого Джона Филда (1782–1837). Первые музыкальные произведения

Слайд 1Великие композиторы и наш край.
А.А.Алябьев – владелец сельца Афанасово Ивановской волости.
А.С.Аренский

и его пребывание в усадьбе Фроловка Кинешемского уезда
А.П.Бородин в местечке Соколово Кинешемского уезда
А.В.Станчинский – уроженец местечка Оболсуново Тейковского района
Великие композиторы  и наш край.А.А.Алябьев – владелец сельца Афанасово Ивановской волости.А.С.Аренский и его пребывание в усадьбе

Слайд 2А.А.Алябьев – владелец сельца Афанасово Ивановской волости.
Родился в семье губернатора Тобольска

4 (15) августа 1787, с 1804 жил в Москве. Получил хорошее домашнее образование, возможно, брал уроки фортепиано у знаменитого Джона Филда (1782–1837). Первые музыкальные произведения опубликовал в 1810 г.

В 1812 г., во время вторжения войск Наполеона в Россию, добровольцем поступает на военную службу и вместе с русской армией доходит до Парижа. Служил под командованием поэта-партизана Д.Давыдова. Был ранен. Награжден орденами за боевые заслуги.
А.А.Алябьев – владелец сельца Афанасово Ивановской волости.Родился в семье губернатора Тобольска 4 (15) августа 1787, с 1804

Слайд 3По окончании войны Алябьев посвятил себя музыке. Вскоре он приобрел известность

как автор опер, романсов, музыки к водевилям.
С 1823 г. жил в Москве, принимал активное участие в театральной жизни.
В марте 1825 Алябьев был арестован по обвинению в убийстве партнера по карточной игре и, несмотря на недоказанность обвинения, лишен чинов и дворянства, а в начале 1828 сослан в Сибирь – в Тобольск.
В 1835 году Алябьеву дозволяется проживать у родных в Подмосковье, с запрещением въезда в обе столицы.
В 1840 г. он женится на владелице Пущинской усадьбы Е.А.Офросимовой (урожденная Римская-Корсакова). Только в 1843 г. император разрешает Алябьеву проживать в Москве, но под надзором полиции
Умер композитор в Москве 22 февраля 1851 года, похоронен в Симоновом монастыре в усыпальнице Алябьевых.
По окончании войны Алябьев посвятил себя музыке. Вскоре он приобрел известность как автор опер, романсов, музыки к

Слайд 4Рязанцы. Афанасово.
Значительный период в его жизни занимает пребывание в селе Рязанцы

(Подмосковье). Добившись частичной амнистии после ссылки в Сибирь, приезжает сюда в марте 1835 г. Это местопребывание разрешено ему с сохранением полицейского надзора и запретом въезда в Москву и Петербург.

Рязанцы принадлежали Владимиру Михайловичу Исленьеву, мужу младшей сестры Алябьева Натальи Александровны. Крепкая дружба связывала композитора с супружеской парой. Владимир Михайлович был композитором-любителем и издал несколько своих музыкальных произведений, а Наталья Александровна любила петь, и брат посвятил ей немало романсов ("Трубадур", "Желанье", "Терпение", "Девичий сон", "Тайная скорбь"). К сожалению, усадьба Исленьевых не сохранились.

Рязанцы связаны со знаменательным событием в жизни композитора. Здесь в 1840 г. в церкви Живоначальной Троицы А.А.Алябьев венчался с Екатериной Александровной Римской-Корсаковой, вдовой владельца Пущинской усадьбы.

В 4 км. От Рязанцева находится сельцо Афанасово, входившее в Ивановскую волость, которое принадлежало композитору.

Рязанцы. Афанасово.Значительный период в его жизни занимает пребывание в селе Рязанцы (Подмосковье). Добившись частичной амнистии после ссылки

Слайд 5Наследие композитора
Наследие композитора представлено почти всеми музыкальными жанрами. Центральное место в

нем занимает вокальная лирика – более 180 романсов и песен. Алябьев писал романсы на стихи Жуковского, Давыдова, Козлова, Вяземского, Лермонтова, Кольцова. 22 романса написаны на стихи Пушкина, из них 15 при жизни поэта.

Пожалуй, самым известным его произведением стал романс «Соловей», посвящённый Александру Пушкину и положенный на музыку А. Алябьевым, дополненный вариациями М. Глинки; романс живет уже около двух столетий и среди его исполнительниц самые выдающиеся певицы.
Наследие композитораНаследие композитора представлено почти всеми музыкальными жанрами. Центральное место в нем занимает вокальная лирика – более

Слайд 6Антон Степанович Аренский (1861–1906)
Этапы творческого пути:

30 июня 1861 г. Родился

в Новгороде
1882 г. Закончил Санкт-Петербургскую консерваторию,
1882 г. -1894 г. Преподавал в Московской консерватории.
1888–1895 гг. Руководил концертами Русского Хорового общества
1892 г. Оперу Аренского «Сон на Волге» поставили в московском Большом театре
1894 г. Переехал в Санкт-Петербург, где в Мариинском театре была поставлена его опера «Рафаэль»
1894 - 1901 г. Управлял придворной певческой капеллой в Петербурге
1900 г. Балет Аренского «Ночь в Египте» поставлен в Мариинском театре
1901–1904 гг. Занимался концертной деятельностью
1904 г. В последний раз выступил перед публикой в качестве дирижера своих вариаций для оркестра
12 (25) февраля 1906 г. Скончался в Финляндии

Музыкальное наследие:

Оперы: «Сон на Волге», «Рафаэль», «Наль и Дамаянти»
Балет: «Ночь в Египте»
Кантаты: «Лесной царь» (на текст И.В. Гёте, перевод В.А. Жуковского)
Для голоса с оркестром: баллада «Волки» (на текст А.К. Толстого), баллада «Кубок» (с хором, на текст Ф. Шиллера, перевод В.А. Жуковского), мелодекламации на тексты стихотворений в прозе И.С. Тургенева (Нимфы, Лазурное царство, Как хороши, как свежи были розы, 1903) и др.
Для оркестра: 2 симфонии (h-moll, op.4, 1883 г., и A-dur, op.22, 1889 г.), Сюита из балета «Египетские ночи», вариации на тему Чайковского (для струнного оркестра), марши
Для фортепиано с оркестром: Фантазия на темы Рябинина (ор.48, 1899 г.)
Музыка к литературным произведениям: к инсценировке поэмы «Бахчисарайский фонтан» Пушкина, к драме «Буря» Шекспира
Романсы : «Анчар», «Ноктюрн» (А.С. Пушкин), «Вчера, увенчана душистыми цветами...» (А.А. Фет), «Я ласк твоих страшусь», «Песнь любви» (из цикла — «Маорийские песни»), «Тоска» (К. Бальмонт) и др.

Антон Степанович Аренский (1861–1906)Этапы творческого пути:30 июня 1861 г.  Родился в Новгороде 1882 г.

Слайд 7Усадьба Фроловка – место работы композитора А.С.Аренского.
Усадьба Фроловка находилась на

территории современного города Заволжска, сейчас в пределах химзавода. До революции она относилась к Кинешемскому уезду Костромской губернии.

Состояла усадьба из двух домов: двухэтажного, сохранившегося до 1967 года и уничтоженного при расширении завода, и одноэтажного, сгоревшего в начале 1920-х годов. Сегодня сохранились лишь воспоминания местных жителей и фотография.
Усадьба Фроловка – место работы композитора А.С.Аренского. Усадьба Фроловка находилась на территории современного города Заволжска, сейчас в

Слайд 8Владельцы усадьбы
Владельцами Фроловки или сельца Фроловского в первой половине XIX века

были известные в наших местах дворяне Философовы. В 1851 году Анфиса Алексеевна Потехина купила имение подполковника Михаила Александровича Философова, «состоящее из Кинешемского уезда в сельце Фроловском с деревнями Меглиной и Берестянкой».
Глава семьи – Антип Макарович Потехин (1782 г. р.) служил казначеем в Кинешемском уездном суде. Его женой была Анфиса Алексеевна. В семье родилось десять детей: семь сыновей и три дочери. Старший сын Алексей Антипович впоследствии стал известным писателем. Имена дочерей — Надежды (1833 г. р.) и Софьи (1841 г. р.) — связаны с усадьбой Фроловка.
Через 10 лет после покупки Фроловки Анфиса Алексеевна завещала имение дочери Софье. В руках Софьи Антиповны имение находилось до 1916 года, когда было куплено владельцем химического завода Г.А. Бурнаевым-Курочкиным.
Владельцы усадьбыВладельцами Фроловки или сельца Фроловского в первой половине XIX века были известные в наших местах дворяне

Слайд 9Семья Аренских
Усадьба Фроловка связана с именем известного композитора А.С. Аренского. Надежда

Антиповна Потехина, сестра Софьи, вышла замуж за врача Степана Матвеевича Аренского и переехала в Новгород. Аренские в своём доме проводили музыкальные собрания. Хозяйка дома, Надежда Антиповна, слыла «прекрасной пианисткой» и не выступала публично лишь «по застенчивости».

В семье Аренских родилось четверо детей: Мария, Григорий, Антон, Ксения. Хорошее институтское образование Надежды Антиповны и происхождение из литературно-театральной семьи сыграло большую роль в воспитании детей.

Антон с семи лет под руководством матери занимался музыкой, к девяти годам сочинил несколько маленьких пьес. Это убедило родителей отдать его учиться музыке.

После окончания гимназии он поступил в Петербургскую консерваторию, где его обучением руководил Н.А. Римский-Корсаков. В 1882 году после успешного окончания учебного заведения он получил предложение занять место преподавателя теоретических дисциплин в Московской консерватории. Здесь он познакомился с С.И. Танеевым, их знакомство переросло в дружбу.

Семья АренскихУсадьба Фроловка связана с именем известного композитора А.С. Аренского. Надежда Антиповна Потехина, сестра Софьи, вышла замуж

Слайд 10Опера «Сон на Волге»
А.С. Аренский не раз бывал в гостях

у своей тёти во Фроловке. Будучи во Фроловке, Антон Степанович работал над оперой «Сон на Волге». Премьера «Сна на Волге» состоялась 21 декабря 1890 года на сцене Большого театра. По свидетельству очевидцев она прошла с огромным успехом. «Автора вызывали множество раз, подносили ему венки,- рассказывал один из критиков. – Дирижировал сам А.С. Аренский».

10 января 1891 года П.И. Чайковский специально приехал в Москву в Большой театр слушать «Сон на Волге». На следующий день он писал брату: «Прекрасная опера. Иные сцены так хороши, что я был потрясён до слёз. Особенно сцена сна удивительна». В это же время он обратился к директору Императорских театров И.А. Всеволжскому: «То, что я слышал вчера, — писал П.И. Чайковский,- превзошло все мои ожидания. Некоторые картины, особенно картина сна воеводы производят сильнейшее впечатление. Вся опера от начала до конца написана настоящим художником с большой обдуманностью и большим мастерством. Это вовсе не первая, робкая попытка начинающего – это настоящее художественное произведение, способное произвести сильное, глубокое впечатление».

Опера «Сон на Волге» А.С. Аренский не раз бывал в гостях у своей тёти во Фроловке. Будучи

Слайд 11Александр Порфирьевич Бородин
Александр Порфирьевич Бородин родился в Санкт-Петербурге 31 октября 1833

от внебрачной связи 62-летнего князя Луки Степановича Гедианова и 25-летней Авдотьи Константиновны Антоновой и при рождении был записан сыном крепостного слуги князя — Порфирия Ионовича Бородина и его жены Татьяны Григорьевны.

До 8 лет мальчик являлся крепостным своего отца, который перед смертью в 1840 году дал сыну вольную и купил четырёхэтажный дом для него и Авдотьи Константиновны, выданной замуж за военного врача Клейнеке. Незаконнорождённого мальчика представляли как племянника Авдотьи Константиновны.
Александр Порфирьевич БородинАлександр Порфирьевич Бородин родился в Санкт-Петербурге 31 октября 1833 от внебрачной связи 62-летнего князя Луки

Слайд 12Из-за происхождения, не позволявшего поступить в гимназию, Бородин проходил домашнее обучение по

всем предметам гимназического курса и получил прекрасное образование.
Уже в детстве обнаружил музыкальную одарённость, в 9 лет написав первое произведение — польку «Helen». Обучался игре на музыкальных инструментах — вначале на флейте и фортепиано, а с 13 лет — на виолончели. В это же время создал первое серьёзное музыкальное произведение — концерт для флейты с фортепиано.
В возрасте 10 лет стал интересоваться химией, которая с годами из увлечения превратилась в дело всей его жизни.
Однако занятиям наукой и получению высшего образования препятствовало «незаконное» происхождение молодого человека, что вынудило мать Бородина воспользоваться ведомством чиновников Тверской казённой палаты, чтобы записать сына в Новоторжское третьей гильдии купечество
В 1850 году семнадцатилетний «купец» Александр Бородин поступил вольнослушателем в Медико-хирургическую академию, которую окончил в декабре 1856 года.
Из-за происхождения, не позволявшего поступить в гимназию, Бородин проходил домашнее обучение по всем предметам гимназического курса и получил

Слайд 13Защитив докторскую диссертацию, молодой ученый вместе с товарищами отправился на три

года в зарубежную командировку.
Многие из них позднее составили гордость и славу русской науки: Д. Менделеев, А. Бутлеров, И. Сеченов, и другие.
К тому времени молодой ученый Бородин уже был автором нескольких романсов, инструментальных пьес, ансамблей.

Содружество ученых-химиков

Защитив докторскую диссертацию, молодой ученый вместе с товарищами отправился на три года в зарубежную командировку.Многие из них

Слайд 14Музыкальне творчество
По возвращении в Россию в 1862По возвращении в Россию в 1862 он познакомился

с композитором Милием Балакиревым и вошёл в его кружок «Могучая кучка».
Здесь определилась музыкально-эстетическая направленность взглядов Бородина, как приверженца русской национальной школы в музыке.
В его произведениях отчётливо звучит тема величия русского народа, патриотизма и свободолюбия, совмещающая в себе эпическую широту и мужественность с глубоким лиризмом.
В это время он создает Вторую симфонию, получившую название «Богатырская» — одно из лучших произведений русской симфонической музыки

Музыкальне творчествоПо возвращении в Россию в 1862По возвращении в Россию в 1862 он познакомился с композитором Милием Балакиревым и вошёл в его

Слайд 15Опера « Князь Игорь»
Одновременно со Второй симфонией Бородин работал и над

созданием главного своего произведения — оперы «Князь Игорь». Он начал ее сочинять еще в конце 1860-х годов. Взяв в качестве сюжета древнерусское произведение «Слово о полку Игореве». Так началась вдохновенная и кропотливая работа над оперой «Князь Игорь», которая растянулась на 18 лет. 15 февраля 1887 года Бородин неожиданно скончался, так и не закончив свое произведение.
Уже после смерти Бородина оперу дописали и сделали оркестровку по материалам Бородина композиторы Николай Римский-Корсаков и Александр Глазунов.

Опера « Князь Игорь»Одновременно со Второй симфонией Бородин работал и над созданием главного своего произведения — оперы

Слайд 16А.П.Бородин и его пребывание в м. Соколово Кинешемского уезда
Усадьба Соколово –

место отдыха и работы великого учёного-химика, общественного деятеля и композитора А.П.Бородина находилась в нескольких километрах от современного Заволжска вверх по течению Волги. Основное здание усадьбы было построено в 1849 году. Две части усадьбы были двухэтажными, одна часть – одноэтажной. В 1847 году усадьбу с торгов приобрели дворяне Хомутовы. Соседями Хомутовых была семья Островских, с которыми у Хомутовых установились хорошие добрососедские отношения, соседи устраивали совместные театрализованные постановки. Сам А.Н.Островский неоднократно бывал в Соколово.
Провести лето 1880 года в Соколово Бородина пригласил Н.Ф Хомутов - коллега Бородина по научным трудам, химии. Вместе с А. П. Бородиным в Соколово гостили его жена, две воспитанницы Лена и Лиза и Александр Дианин, которому А.П. Бородин преподавал химию. Усадьба и вид её живописных окрестностей очаровали композитора. С восхищением писал он другу критику Владимиру Стасову: «Поселился я на высокой крутой горе, у подножия которой чудовищным змеем раскинулась Волга. Верст на 30 раскинулась она перед моими глазами со своим прихотливым плёсом, с грядами да перекатами, с зёлеными берегами да крутогорьями, луговинами, лесами, деревнями, церквами, усадьбами и бесконечною дальнею синевою. Вид – просто не спускал бы глаз с него. Чудо что такое!..»
Владельцы усадьбы предоставили семье композитора в распоряжение пять комнат, отдельную кухню, балкон и террасу. Бородину понравился огромный сад, расположенный уступами на огромной горе с цветниками и купание в Волге.
В Соколово Бородин работал над музыкальными темами оперы «Князь Игорь». Для этого потребовалась доставка в Соколово музыкального инструмента. Вечерами в усадьбе устраивались концерты. По окончании лета А.П. Бородин возвратился в Петербург. Но впечатления от Соколово оставили след в душе и творчестве композитора.
А.П.Бородин и его пребывание  в м. Соколово Кинешемского уездаУсадьба Соколово – место отдыха и работы великого

Слайд 17Аллея, ведущая в Соколово

Аллея, ведущая в Соколово

Слайд 18Сохранившийся флигель в Соколово

Сохранившийся флигель в Соколово

Слайд 19Опера « Князь Игорь»
Ария князя Игоря

Ни сна, ни отдыха измученной душе,
Мне

ночь не шлёт отрады и забвенья,
Всё прошлое я вновь переживаю
Один в тиши ночей:
И Божья знаменья угрозу,
И бранной славы пир весёлый,
Мою победу над врагом,
И бранной славы горестный конец,
погром, и рану, и мой плен,
И гибель всех моих полков,
Честно за Родину головы сложивших.

Погибло всё: и честь моя, и слава,
Позором стал я земли родной:
Плен! Постыдный плен!
Вот удел отныне мой,
Да мысль, что все винят меня.

О, дайте, дайте мне свободу!
Я мой позор сумею искупить.
Спасу я честь свою и славу,
Я Русь от недруга спасу!

Опера « Князь Игорь»Ария князя ИгоряНи сна, ни отдыха измученной душе,Мне ночь не шлёт отрады и забвенья,Всё

Слайд 20Алексей Владимирович Станчинский– уроженец местечка Оболсуново
Алексей Владимирович Станчинский — русский композитор

и пианист.
Родился 9 марта 1888 в Оболсуново Владимирской губернии, ныне Ивановская область Тейковский район.
Алексей Владимирович Станчинский– уроженец местечка ОболсуновоАлексей Владимирович Станчинский — русский композитор и пианист. Родился 9 марта 1888

Слайд 21Уже с 6 лет начал сочинять и исполнять свои произведения.
В

1899 семья переехала в Логачёво. С 1904 Станчинский ездил в Москву, где занимался на фортепиано у Иосифа Левина и Константина Эйгеса, гармонией и контрапунктом — у Николая Жиляева, композицией — у Гречанинова.
В 1907 году Станчинский и поступил в Московскую консерваторию в класс известного композитора Сергея Танеева. Удивительная одаренность и работоспособность Станчинского поражала С.И. Танеева, который ставил Станчинского первым среди его выдающихся учеников: Скрябина, Рахманинова и Прокофьева.
После смерти отца в 1908 году творчество Станчинского пошло на убыль. Когда он возобновил свою композиторскую деятельность, стиль его сочинений оказался более зрелым и свободным от влияний. Московские музыканты признали его новой восходящей звездой, его работы пользовались большой популярностью.
В 1910 начал изучать и собирать народные песни, происходит сближение с Александром Скрябиным и Николаем Метнером.
В конце 1913 Станчинский возобновил занятия с Эйгесом и в 1914 дал концерт в Малом зале Московской консерватории, в котором исполнил и свои сочинения. Концерт прошёл с большим успехом.
В 6 октября 1914 Станчинский погиб при неизвестных обстоятельствах

Судьба пианиста и композитора

Уже с 6 лет начал сочинять и исполнять свои произведения. В 1899 семья переехала в Логачёво. С

Слайд 22Наследие композитора
Большинство произведений Станчинского при его жизни оставалось в рукописях, лишь

в 1920-е годы при поддержке Анатолия Александрова и Николая Жиляева были изданы некоторые из них, а в 1960 вышло в печать полное собрание его фортепианных пьес. В настоящее время популяризацией творчества Станчинского занимается композитор и пианист Валентин Матвеев.
Наследие композитораБольшинство произведений Станчинского при его жизни оставалось в рукописях, лишь в 1920-е годы при поддержке Анатолия

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть