Презентация, доклад на тему Урок по технологии для 8 класса Краткие сведения о композиции в Городецкой росписи.

Содержание

Композиция (от лат. compositio — расположение, составление, соединение) — построение художественного произведения, соотношение его отдельных частей (компонентов), образующее единое целое.

Слайд 1Композиция городецкой росписи

Композиция городецкой  росписи

Слайд 2 Композиция (от лат. compositio — расположение, составление, соединение)

— построение художественного произведения, соотношение его отдельных частей (компонентов), образующее единое целое.
Композиция (от лат. compositio — расположение, составление, соединение) — построение художественного произведения, соотношение его

Слайд 3 Для композиции произведений декоративно-прикладного искусства основным является единство содержания и

формы.
Другой, уже специфический признак — соответствие формы произведения декоративного искусства его определенному назначению. В значительной степени характер композиции определяется ритмом. Ритм — это равномерное чередование элементов рисунка, способствующее достижению ясности и выразительности композиции.
Для композиции произведений декоративно-прикладного искусства основным является единство содержания и формы. Другой, уже специфический признак —

Слайд 4 Ритмически организованный рисунок легко превращается в орнамент —

основу композиции. Но орнамент — это не только многократное повторение сходных элементов рисунка. Очень важное значение приобретает красивая и четкая прорисовка деталей общего силуэта.
Ритмически организованный рисунок легко превращается в орнамент — основу композиции. Но орнамент — это

Слайд 5 Работа художника над новым произведением начинается с выбора

темы соответственно назначению изделия. Хорошо продуманная композиционная схема — основа создания художественного произведения. Начинать надо с наброска композиционной схемы в натуральную величину. При разработке декора следует определить, какая часть изделия будет нести основную орнаментальную и цветовую нагрузку.
Работа художника над новым произведением начинается с выбора темы соответственно назначению изделия. Хорошо продуманная

Слайд 6I.    Изучение композиционных приемов в городецкой росписи.
II.    Разработка эскиза будущего изделия.
III.   

Выполнение эскиза в натуральную величину.

Составление композиции проводится в три этапа.

I.    Изучение композиционных приемов в городецкой росписи.II.    Разработка эскиза будущего изделия.III.    Выполнение эскиза в натуральную величину. Составление

Слайд 7Виды композиций городецкой росписи

Виды композиций  городецкой  росписи

Слайд 9 Этот вид чаще всего использовался, да и сейчас используется на изделиях

«массовых», так как он наиболее прост в исполнении. Так, украшая солонку, художник изображал на передней стенке изделия и его крышке по одному цветку с расходящимися от него листьями. Композиции цветочного орнамента богаче и разнообразнее, они продуманы мастерами более тщательно. Например, на крышках хлебниц цветы располагают обычно прямоугольником или ромбом.

Цветочная роспись

Этот вид чаще всего использовался, да и сейчас используется на изделиях «массовых», так как он наиболее

Слайд 10Типы орнамента городецкой цветочной росписи

Типы орнамента городецкой цветочной росписи

Слайд 11«Букет»
Изображается симметрично. Как правило, пишется на разделочных досках или

блюдах. Небольшие букетики из одного - трех цветков можно увидеть на мелких изделиях, таких, как коробочки, стаканчики, солонки.
«Букет»   Изображается симметрично. Как правило, пишется на разделочных досках или блюдах. Небольшие букетики из одного

Слайд 12 «Гирлянда» - представляет собой один или два крупных цветка

в центре и расходящиеся в стороны более мелкие цветы с листьями. Они могут вписываться в круг, полосу. Данный вид композиции цветочного орнамента чаще всего используется при росписи разделочных досок, хлебниц, шкатулок, блюд, детской мебели.

«Гирлянда»

«Гирлянда» - представляет собой один или два крупных цветка в центре и расходящиеся в стороны

Слайд 13 Один из вариантов «гирлянды», когда в центре пишутся один или

более цветков, образующие ромбовидный центр, а бутоны и листья, постепенно уменьшающиеся к вершинам ромба, расположены на двух пересекающихся перпендикулярно осях. Эту цветочную композицию чаще всего можно увидеть на разделочных досках прямоугольной формы, сундучках, скамеечках, створках шкафов, детских столах и хлебницах.

«Ромб»

Один из вариантов «гирлянды», когда в центре пишутся один или более цветков, образующие ромбовидный центр, а

Слайд 14 Сохранилась в городецкой росписи еще с расписных прялок, где она

разделяла верхний и нижний ярусы. В зависимости от того, на каком изделии ее пишут, она может представлять повторяющуюся ленточную композицию из цветов одинакового размера, разделенных парами листьев, либо ленточную же композицию, в которой чередуются:

цветки одного размера, но разные по рисунку;
цветки одного размера, но разные по цвету;
цветки, разные по рисунку, цвету и размеру.

Такие орнаментальные полосы обычно используют при росписи объемных изделий, например круглых шкатулок. Узкой орнаментальной полосой опоясывают сюжетные композиции. Более широкая полоса является средним ярусом в трехъярусной композиции.

«Цветочная полоса»

Сохранилась в городецкой росписи еще с расписных прялок, где она разделяла верхний и нижний ярусы. В

Слайд 16 Напоминает «цветочную полосу», но только замкнутую по краю блюда или

шкатулки. Цветочные композиции, как правило, симметричны по расположению мотивов и распределению цвета. Даже если художник и использует различные цвета при нанесении подмалевка на деревянную основу, по тону эти цвета одинаковые. Благодаря этому в росписи нет одностороннего перевеса элементов. Цвета в росписи используют яркие, открытые, что позволяет сделать декоративное произведение более нарядным. Несмотря на существование жестких схем построения цветочных узоров, художники придумывают бесчисленное количество вариантов этой росписи.

«Венок»

Напоминает «цветочную полосу», но только замкнутую по краю блюда или шкатулки. Цветочные композиции, как правило, симметричны

Слайд 17 Этот вид орнамента также очень

распространен в городецкой росписи. Его можно увидеть на блюдах и разделочных досках, шкатулках и хлебницах, детской мебели и даже ложках. С включением новых мотивов увеличивается и число вариантов различных композиций. Так же как и в цветочной росписи, в изделиях с изображением коня и птицы мотивы могут быть симметричны. Они располагаются по сторонам цветущего дерева или внутри цветочной гирлянды. Встречаются такие варианты, когда среди симметрично написанного цветочного орнамента восседают две птицы, асимметричные по рисунку, а иногда и различные по цвету. Выполняя этот вид на комплекте разделочных досок, городецкие художники создают симметрию внутри самого комплекта. Так, если он состоит из трех досок, то две крайние будут; симметричны, хотя эта симметрия достаточно условна. На крайних досках могут изображаться различные мотивы цветов либо при написании птиц будут использоваться два мотива: «петух» и «курочка». Но асимметрия не будет бросаться в глаза, так как художник, приступая к росписи, продумывает размещение мотивов в целом. На протяжении всей работы она присутствует в его сознании, он вдумчиво и четко прорабатывает каждую деталь, каждый элемент росписи. Удивительно красиво и цельно выглядит такой орнамент на декоративных блюдах, где четко определяется центр. К тому же городецкие мастера пишут такие узоры не только на фоне дерева, но и на цветных фонах. Особенно эффектно они смотрятся на черных и красных «подкладках», хотя наряду с ними художники используют и другие цвета, например желтый, охристый, золотистый, оранжевый и др.

Цветочная композиция с включением мотива «конь» и «птица».

Этот вид орнамента также очень распространен в городецкой росписи. Его можно

Слайд 18Композиции с конем

Композиции с конем

Слайд 19Композиции с петухом

Композиции с петухом

Слайд 20 Это одна из самых трудоемких и удивительно красивых

видов композиций городецкой росписи. Порой невозможно представить, сколь неисчерпаем источник сюжетов, зарождающихся у городецкого мастера. Здесь свидания и гуляния, посиделки и застолья, праздничные выезды и проводы, иллюстрации к различным сказкам и сюжеты из современной жизни, а также многое, многое другое.

Сюжетная роспись

Это одна из самых трудоемких и удивительно красивых видов композиций городецкой росписи. Порой невозможно

Слайд 21Панно «Прогулка»

Панно «Прогулка»

Слайд 22
Сам вид

композиции предполагает, что выполняться роспись будет на крупных по размеру изделиях: декоративных панно, сундучках и крупных шкатулках, разделочных досках и блюдах. По сути, это возвращение мастеров к тем уникальным росписям, которые выполнялись на подарочных прялках. Такие работы делались мастерами редко, с большим прилежанием и вкусом. Только опытный мастер мог позволить себе выполнять «уникальную» прялку. Поэтому сюжет композиции был очень тщательно продуман и выстроен.
Сам вид композиции предполагает, что выполняться роспись будет

Слайд 23Панно «На бал»

Панно «На бал»

Слайд 24 При выполнении сюжетной росписи на разделочных досках городецкие

художники нередко опираются на те традиционные композиции, которые были распространены на городецких прялках. Это роспись в два или три яруса, когда в верхней части доски пишется основной сюжет с застольем, свиданием, прогулкой, выездом и т.п., в нижней - сюжеты помогают раскрытию данной темы. Так, свадебный сюжет может сопровождаться парой птиц или выездом жениха на коне; праздничное застолье - приездом гостей или подготовкой к застолью. Средняя часть, разделяющая верхний и нижний ярусы, представлена в виде цветочной полосы.
При выполнении сюжетной росписи на разделочных досках городецкие художники нередко опираются на те традиционные

Слайд 26Панно «Качели»

Панно «Качели»

Слайд 27 Если доски имеют недостаточно вытянутую форму,

то художники обходятся без нижнего яруса, изображая главную сюжетную сцену и опоясывая ее цветочной полосой. Декоративные панно имеют, как правило, вытянутую по горизонтали прямоугольную форму. Оно может состоять из трех отдельных досок. В них сохраняются те традиционные приемы организации пространства, которые были выработаны художниками Городца еще в конце XIX в.
Если доски имеют недостаточно вытянутую форму, то художники обходятся без нижнего яруса,

Слайд 28

основной сюжет
с застольем
цветочная полоса
Разделочная доска «У самовара»

основной сюжетс застольемцветочная полосаРазделочная доска «У самовара»

Слайд 29
основной сюжет
с застольем

цветочная
полоса

основной сюжетс застольемцветочная полоса

Слайд 30 Сцены застолья, чаепития, свадьбы, вечерки выполняются

на фоне окна с обязательным включением стола. Стол никогда не пустует, он заполнен чашками, самоваром или вазой с цветами — это символ богатства и достатка. Такое же семантическое прочтение несут богато драпированные шторы и настенные часы. Лица людей в городецкой росписи всегда обращены к зрителю. Очень редко встречаются изображения, развернутые в три четверти. Таким образом, зритель или хозяин изделия видят в герое самого себя или кого-то из своих ближайших друзей и товарищей, а в окружающем их персонажей антураже тот мир, в котором хотелось бы жить и ему. Художники не ограничиваются изображением внутренних интерьеров. На декоративных полотнах появляются деревенские домишки с резными ставнями и наличниками, с печными трубами, украшенными резными петухами, здесь же колодцы с крышами, украшенными головами коней.
Сцены застолья, чаепития, свадьбы, вечерки выполняются на фоне окна с обязательным включением

Слайд 31колонны

шторы

настенные часы

круглый стол


цветочная
полоса
Панно «Свадьба»

колоннышторынастенные часыкруглый столцветочная полосаПанно «Свадьба»

Слайд 32 Встречаются росписи, где панно разделено на две

части. Тогда появляются два смысловых центра, неразрывно связанных друг с другом, свой центр имеется в каждой части, и он строится по общим законам. Своеобразно прочтение героев сюжетной композиции. Мужская фигура на коне трактуется как жених, одинокая девушка, стоящая около березки-подружки, прочитывается как невеста.
Встречаются росписи, где панно разделено на две части. Тогда появляются два смысловых центра,

Слайд 36 Панно, изображающие уличные сцены, иногда делятся на

части. В центре при этом будет дан главный сюжет, иногда он может показывать внутреннее убранство богатого дома. Но чаще сцены гуляния, выездов и свиданий современные городецкие мастера не делят на части. На панно воспроизводятся целые улицы с домами, заборами, церквями, растительными мотивами в виде деревьев.
Панно, изображающие уличные сцены, иногда делятся на части. В центре при этом будет

Слайд 37Панно «Деревенское гуляние»

Панно «Деревенское гуляние»

Слайд 38Изделия Городецкой росписи создают в доме атмосферу уюта и праздничности, их

красочность, яркость - радует глаз, от чего светлее становится на душе. Поэтому изделия служат не только оригинальным, но и приятным сувениром для родных и друзей.
Изделия Городецкой росписи создают в доме атмосферу уюта и праздничности, их красочность, яркость - радует глаз, от

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть