Слайд 2Цели урока
1. Знакомство учащихся с понятием графика, рисунок.
2. Знакомство с видами
печатной графикой: ксилография, линогравюра, офорт и литография.
3. Знакомство с работами великими художниками, работающих в различных техниках графики.
4. Воспитывать любовь к искусству.
Слайд 3Что же такое графика?
Слово «графика» происходит от греческого слова «графо» —
«пишу, черчу, рисую», и поэтому графику первоначально рассматривали как рисунок, выполненный одной линией с помощью одной краски.
Постепенно к графике отнесли и многоцветные произведения, но обязательно созданные на бумаге, — литографии, цветные гравюры, рисунки цветными карандашами и цветными мелками (пастель) и, наконец, акварель — живопись водяными красками.
Слайд 4По технике выполнения графику разделяют на рисунок и печатную графику.
Слайд 5Рисунок
До 18 века рисунок в черно-белом варианте рассматривали лишь как подсобный
материал для создания картин, фресок, гобеленов, мозаик, гравюр. Потом в европейском искусстве стал приобретать самостоятельное художественное значение.
Слайд 6Печатная графика
Печатная графика, или гравюра, более сложный вид графики по сравнению
с рисунком. Она позволяет печатать рисунок в нескольких экземплярах. Художник-гравер наносит рельефный рисунок ножом, штихелем или иглой на деревянную или металлическую доску, на камень или линолеум и затем получает с них на бумаге печатный оттиск (зеркальное изображение этого рисунка).
Сами оттиски также называют гравюрами или эстампами
Слайд 7Виды печатной графики
1. Ксилография
2. Линогравюра
3. Офорт
4. Литография
Слайд 8Ксилография
Гравюра на дереве — ксилография (от греческого слова «дерево») — самый
старинный способ гравирования.
В Западной Европе ксилография зародилась в XV в., а в России она стала распространяться в XVI в. в связи с развитием книгопечатания.
Техника ее изготовления не очень сложна: на деревянную доску наносят рисунок карандашом. Затем каждую линию обрезают с двух сторон острыми ножами. Затем на доску тампоном или валиком наносят краску и, прикрыв бумагой, придавливают прессом. На бумаге получается оттиск. С одной деревянной доски можно получить много оттисков.
Слайд 9
Одной из первых начала гравировать на дереве художница А.П. Остроумова-Лебедева. Очень
тонко и поэтично она изображала улицы и площади Петербурга, его мосты, как бы повисшие над Невой, его здания.
Слайд 10
Художник В.А. Фаворский также предпочитал работать в технике «ксилографии». Зимняя ночь.
Лунный свет освещает деревенскую улицу, избушку и сугробы. Все давно спят в деревне. Не спит только маленький, испуганно озирающийся зайчишка, прискакавший сюда из леса, да собака, которая бежит за ним, прыгая по сугробам.
Слайд 11Линогравюра
Линогравюра – гравюра на линолеуме, с помощью него можно делать гравюры
очень большого размера.
Гравюра на линолеуме появляется так же, как и на дереве: штихелем вынимаются те места, которые на оттиске должны быть белыми, а черный цвет - это нетронутый линолеум. Когда весь рисунок вырезан, на него валиком наносят типографскую краску, затем кладут лист бумаги и прессом прижимают его к гравировальной доске.
Слайд 12
Линогравюра
И. Голицына
«На балконе» как бы наполнена
сиянием недавно выпавшего снега и прозрачным воздухом. От нее веет особой тишиной морозного зимнего дня. Это впечатление усиливают неподвижные деревья, покрытые инеем.
Слайд 13Литография
В самом конце XVIII в., появился новый вид гравюры — литография
( от греческого слова — «камень»).
На специально отшлифованном камне известковой породы художник рисует жирным карандашом. Затем камень протравливают раствором азотной кислоты. Места, покрытые карандашом, содержащими жир, не воспринимают кислоты. Она воздействует только на непокрытую карандашом поверхность, Поэтому при печатании жирная литографская краска пристает только к тем местам, на которые ранее был нанесен рисунок. Никаких углублений или выпуклостей на поверхности камня не получается.
Слайд 15
E. Чарушин. Иллюстрация к рассказам о животных
В. Горяев. Иллюстрация к поэме
Н. Гоголя «Мертвые души»
Слайд 16Офорт
Наверное, самая знаменитая техника гравюры - гравюра на металле - офорт.
Эта
техника изобретена в XVI веке.
Металлическую доску покрывают слоем непроницаемого для кислоты лака. По этому лаку иглой процарапывают нужный рисунок, а затем доску погружают в смесь азотной и соляной кислот. Доска протравливается только там, где лак процарапан. После травления лак смывается и с доски делают оттиск так же, как с досок, на которых рисунок вырезали штихелями.
Слайд 17
Рембрандт, создавший около двухсот гравюр, он был замечательным мастером офорта. Посмотрите
на его произведение «Фауст».
Полутемная комната озарена лишь ярким пучком света из окна.
Отблески света падают на лицо человека, стоящего у стола с книгами и бумагами.
Слайд 19
Д Чезари.
Этюд коня и двух воинов.
К. Фридрих.
Двое мужчин на берегу моря.
Слайд 20
Леонардо да Винчи. Автопортрет.
К. Брюллов Портрет Н. Пушкиной.