Слайд 2русский советский художник,
скульптор-монументалист,
представитель направления
«академический модерн»
Иван Дмитриевич Шадр (Иванов)
1887-1941
гг.
Слайд 3Он ярко проявил себя в направлении социалистического реализма.
Его работы отличается динамикой,
яркой образностью.
В стремлении передать мгновение
в выражении лица или в позе человека;
Шадр проявляется как модернист,
умело использующий приемы академизма.
Творчество скульптора Ивана Дмитриевича Шадра
неразрывными нитями связано с народом,
с жизнью родной страны.
Жизненный путь скульптора характерен для нашей эпохи.
Это замечательный путь таланта — выходца из народа,
перед которым революция раскрыла его истинное призвание.
Слайд 4Биография
Иван Дмитриевич родился
30 января (11 февраля) 1887 года
в городе Шадринске
(ныне Курганской области)
в многодетной (14 детей) семье столяра.
В 1898 году Ваню отвезли в Екатеринбург
на фабрику купцов Панфиловых,
где он был сначала мальчиком на побегушках,
потом сторожем и грузчиком.
В 1901 году Иван сбежал с фабрики.
Без всякой подготовки он успешно сдал экзамен по рисунку
в Екатеринбургскую художественно-промышленную школу,
где учился до 1906 года у Т. Э. Залькальна.
Слайд 5В 1906 году Шадр покинул Екатеринбургскую школу и,
мечтая о завершении
художественного образования,
пешком отправился в Петербург.
Но в Академию художеств попасть ему не удалось.
Летом 1907 года Иван Шадр
вместе с сокурсником Петром Дробышевым
отправился странствовать по России по тем местам,
где побывал в своё время Максим Горький.
В столице, после неудачной попытки
поступить в Академию художеств,
Иван подрабатывал, в частности, уличным пением.
Слайд 6Однажды его голос услышал
режиссёр Александрийского театра М. Е. Дарский,
который
принял живое участие в судьбе юноши.
Он помог Ивану поступить на Высшие драматические курсы
Санкт-Петербургского театрального училища,
чтобы он мог учиться на певца.
Слайд 7В училище И. Шадр продолжал
рисовать
и заниматься скульптурой.
Его рисунки
попали к И. Е. Репину,
который дал им высокую оценку.
По ходатайству петербургских
ценителей таланта Ивана Дмитриевича
Шадринская городская управа
назначила ему стипендию.
Деятельность Шадра - скульптора
падает всецело
на годы революции.
Юноша Шадр представляется
беспокойной, ищущей,
мятущейся натурой.
И. Д. Шадр. Портрет работы М. В. Нестерова.
1934. Третьяковская галерея. Москва
Слайд 8В 1910 году
при помощи И. Е. Репина,
и при содействии
артиста В. Н. Давыдова,
Шадр поехал во Францию.
Он много работал там,
делал многочисленные
натурные зарисовки,
изучал западно-европейское искусство.
Затем он посетил Италию
и в 1913 году вернулся на родину.
Слайд 9Творчество
Путь к скульптуре не сразу вырисовался
как единственно неизбежный.
Разносторонняя одаренность
Шадра
толкала его к разнообразным попыткам:
она влекла его к артистическому поприщу,
она сказывалась в его опытах декоративной живописи,
в его обширных монументально-архитектурных замыслах,
в его литературных начинаниях, в его скульптурной работе.
Лишь в послеоктябрьский период
Шадр определяет окончательно
свой жизненный путь как путь скульптора.
Слайд 101916 год.
Нереализованный проект
ПАМЯТНИК МИРОВОМУ СТРАДАНИЮ
Слайд 1120-е годы —
время напряженной работы скульптора
над другим произведением —
памятником В. И. Ленину для ЗАГЭСа
(Земо-Авчальская гидроэлектростанция близ Мцхета
была открыта в 1927 году и явилась одной из первых,
сооруженных по ленинскому плану электрификации).
Слайд 12Взор Ленина устремлен вдаль.
Он как бы обращается к народу с
пламенной призывной речью.
Шадр великолепно продумал и решил силуэт монумента Ильича.
Художник нашел гармоническое сочетание
памятника с окружающей природой.
Ритмичный силуэт далеких гор
как бы подводит взгляд зрителя к фигуре Ленина.
На фоне далеких гор
на простом по форме
высоком основании
возвышается одиннадцатиметровая
бронзовая фигура Ильича.
Ленин — вождь, трибун революции,
борец и мыслитель
— таким он предстает перед нами
в этом памятнике.
Властным, энергичным жестом руки
он словно указывает
на покоренную горную реку.
Вся фигура полна внутреннего напряжения, динамики.
Движение руки, решительный поворот головы и всей фигуры
помогают раскрытию вдохновенного образа Ильича.
Слайд 13Как создавал скульптор
свое произведение?
Шадра много работал
над образом Ильича,
изучал
характерные особенности
ленинского облика.
Слайд 14В 1919—1923 годах он много работал для Гознака,
создавая изображения рабочих,
красноармейцев, крестьян для марок,
денежных знаков, облигаций. Серия «Денежные мужики».
Шадр предложил создать также серию моделей
на эти темы в круглой скульптуре большого-размера.
Слайд 15Предложение было принято.
Скульптор понимал всю ответственность
и политическую важность этой
работы.
Стремясь создать типические образы,
он искал их в самой жизни.
Шадр много ездил по стране,
всматривался в лица людей,
делал многочисленные зарисовки...
Слайд 16Сеятель. Бронза. 1922. Третьяковская галерея.
Слайд 17Чтобы создать
правдивые образы крестьян,
скульптор
отправляется на родину,
в глухую
уральскую деревню.
Там он лепит своего «Сеятеля»,
которым открывает
галерею скульптурных образов
людей Октября.
Слайд 18 «Рабочий». 1922.
Бронза. Третьяковская галерея, Москва.
Значительный интерес
представляют его скульптуры
«Рабочий» и «Краснофлотец».
Достоинство всей серии
заключается прежде всего в том,
что в ней созданы
образы советских людей,
представителей народа,
строящего социализм.
Слайд 19Работа над серией имела большое значение
для дальнейшего развития творчества Шадра.
Это был шаг к созданию скульптуры
«Булыжник — оружие пролетариата»,
в которой художнику удалось воплотить
классический образ русского пролетария
Слайд 20«Булыжник — оружие пролетариата»
— знаменитая скульптура советского скульптора И. Д.
Шадра,
созданная им в 1927 году из гипса.
В 1967 году бронзовая копия скульптуры
поставлена в московском сквере имени 1905 года.
Слайд 21..Перед нами молодой сильный рабочий.
Решительным, энергичным движением
он схватился за
булыжник,
чтобы в следующее мгновение
бросить его в ненавистного врага.
Сколько внутреннего возбуждения,
яростного гнева в его лице,
в резком изгибе тела!
Наклоненная фигура рабочего готова сейчас стремительно выпрямиться
и развернуться, как туго сжатая пружина.
Мышцы рук до предела напряжены.
Правая нога полусогнута в колене и отставлена назад,
левая твердо стоит на земле. В постановке фигуры,
в выражении лица ощущаются волевая собранность, ярость, гневный протест.
Фигура рабочего по пояс обнажена. Фартук сбился в сторону.
Угловатые и тяжелые складки одежды
подчеркивают напряженное движение мускулатуры.
Слайд 22Скульптор Шадр
великолепно справился
с трудной задачей:
показал рабочего в действии,
причем с разных точек зрения
оно раскрывается по-разному.
Если смотреть слева,
особенно хорошо ощущаются
усилия рук,
поднимающих булыжник,
энергия тела.
Слайд 23Справа и спереди
мы прежде всего видим
стремительное
неодолимое движение фигуры
вперед.
Скульптура выразительна
с любой точки зрения.
Обходя статую, зритель получает
возможность увидеть
все богатство жизни образа.
В лице переданы
портретные черты самого скульптора.
Взлохмаченные волосы нависли над нахмуренным лбом,
из-под сдвинутых бровей смотрят глубоко сидящие глаза.
Плотно сжат волевой рот, крутые желваки играют на скулах.
Все это усиливает эмоциональное звучание образа.
Непримиримую ненависть к угнетателям, ярость,
стремление бороться до конца
можно прочесть в этом выразительном лице.
Слайд 24Большую роль играет и композиционное решение постамента.
Здесь нет обычной традиционной
подставки для статуи.
Молодой рабочий стоит на неровной, бугристой почве,
выламывая из нее глыбу камня.
«Булыжник — оружие пролетариата» —
одно из лучших скульптурных произведений,
посвященных историко-революционной теме.
Знаменательно и то, что Шадр один из первых,
в советской скульптуре
создал конкретное изображение русского рабочего
и при этом показал его непосредственно в борьбе.
Образы рабочих, людей труда,
долгое время будут в центре творческого внимания скульптора.
В 1929 году
вслед за статуей «Булыжник — оружие пролетариата»
Шадр выполняет скульптуру «Сезонник».
Слайд 25Фигура
«Рабочий-сезонник».
И.Д. Шадр.
Камень. 1930 г.
Скульптура
«Рабочий-сезонник»
работы И.Д. Шадра
(Иванова)
была установлена
в сквере
у Красных ворот в 1930 г.
Слайд 26...Пожилой рабочий сидит,
устало опустив правую руку,
левой трогая бороду.
Наверное,
нелегкий жизненный путь у него позади...
Поза естественна, непринужденна.
Тяжелое, мощное тело,
натруженные большие руки
принадлежат могучему человеку труда.
И хотя в основу образа положен
традиционный тип русского-крестьянина,
«Сезонник» очень далек
от тех обездоленных людей,
которых изображали
дореволюционные художники.
Слайд 27Его лицо с глубокими морщинами
и печальный взгляд обращены к зрителю.
Но
это лицо
не безразличного ко всему человека, нет!
Оно полно напряженной,
тревожной мысли,
какого-то сосредоточенного раздумья.
Его образ преисполнен
внутреннего достоинства,
уверенности,
сознания важности своего труда.
Слайд 28Путь Шадра — путь напряженных творческих исканий.
В 30-е годы
его
творчество развивается в условиях победы
метода социалистического реализма,
утверждению которого Шадр в большой мере
содействовал своим искусством.
Шадр работает как скульптор-монументалист,
он создает эскизные проекты оформления
советских павильонов на международных выставках
в Париже и Нью-Йорке,
проект статуи красноармейца
для Центрального театра Красной Армии.
Слайд 29В 1936 году он изваял
одно из первых произведений
советской монументально-декоративной
скульптуры
«Девушка с веслом».
Первая "версия" была высотой 12 метров
и предполагалась для украшения парка Горького.
Критика отнеслась к произведению
с большим предубеждением.
Поэтому, простояв в столичном парке меньше полугода,
за "холодное отношение
к форме и содержанию" ее отправили в ссылку.
В настоящее время
бронзовую копию "Девушки"
можно увидеть в Третьяковской галерее.
Оригинал, стоявший в парке Горького,
был полностью уничтожен
прямым попаданием бомбы
во время Великой Отечественной войны.
Слайд 30Шадр И. Д. «Буревестник»
(Портрет М. Горького). 1939.
Бронза.
Третьяковская галерея,
Москва
Слайд 31Шадр И. Д.
Надгробие
Е. Н. Немирович-Данченко
на Новодевичьем кладбище
в
Москве.
Мрамор, лабрадор. 1939
Много работает Шадр в области мемориальной (надгробной) скульптуры.
Им созданы надгробия Е. Н. Немирович-Данченко, В. Л. Дурову, отцу и другим.
Слайд 32Шадр И. Д.
Женский портрет.
1941. Бронза.
Собрание Т. В. Шадр-Ивановой.
Москва
Слайд 33Шадр И. Д.
Портрет матери.
Бронза.
Третьяковская галерея,
Москва.
Слайд 34Большое место в его творчестве занимала работа
над созданием памятников
великим
русским писателям
А. С. Пушкину, М. Ю. Лермонтову, А. М. Горькому.
Однако завершить работу над памятниками
А. С. Пушкину и А. М. Горькому
Шадру не удалось.
Смерть в 1941 году оборвала
замечательную жизнь талантливого скульптора.
Памятник А. М. Горькому, выполненный Шадром в модели,
был завершен В. И. Мухиной и установлен в Москве.
Слайд 35Шадр не успел свершить всего того,
что он мог и должен
был сделать.
Но даже то, что он сделал,
заставляет поставить его имя
в ряд с именами прославленных русских художников.
Высокая идейность искусства Шадра,
патриотизм и великая вера в человека,
искренность и правдивость его творчества —
все это делает для нас
особенно значительным
вклад художника в сокровищницу советского искусства.
Слайд 36Список литературы и интернет ресурсы.
1. Шадр Иван Дмитриевич — 3-е изд.
— М.: Советская энциклопедия, 1969.
2.Кудрина, Г. А. Родословная И. Д. Шадра // Зыряновские чтения:
материалы Всероссийской научно-практической конференции "VII Зыряновские чтения"
(Курган, 10-11 декабря 2009 г.).
— Курган: КГУ, 2009. — С. 120—123. — ISBN 978-5-86328-995-3.
3. Бирюков В. Портреты шадринских крестьян
на государственных знаках СССР // Шадринское научное хранилище.
— 1924. — № 1. — С. 5—10.
4. http://www.people.su/123377_3
5. http://www.art-drawing.ru/biographies/brief-biographies/1655-shadrov-ivan-dmitrievich
6. http://pomnipro.ru/memorypage8692/biography
7.http://www.pseudology.org/chtivo/Shadr.htm
Слайд 37Презентацию подготовила
Королева Светлана Викторовна
Преподаватель истории искусства РГТК
г.Рязань
2016 год