Презентация, доклад на тему Творчество Андрея Рублева (презентация)

Содержание

Андрей РублёвАндрей Рублёв (около 1360–1370 – 1427, по другим источникам, около 1430, Москва; погребён в Андрониковом монастыре), русский живописец, создатель московской школы живописи. Биографические сведения о Рублеве крайне скудны: воспитывался в светской среде, в зрелом возрасте

Слайд 1Творчество Андрея Рублева
Урок подготовила преподаватель ИЗО
МБУ ДО ДШИ а. Тахтамукай


Джасте Саида Юрьевна
Творчество Андрея РублеваУрок подготовила преподаватель ИЗО МБУ ДО ДШИ а. Тахтамукай Джасте Саида Юрьевна

Слайд 2Андрей Рублёв
Андрей Рублёв (около 1360–1370 – 1427, по другим источникам, около

1430, Москва; погребён в Андрониковом монастыре), русский живописец, создатель московской школы живописи. Биографические сведения о Рублеве крайне скудны: воспитывался в светской среде, в зрелом возрасте принял монашеский постриг, по-видимому в Троице-Сергиевом монастыре, по другим исследованиям, в Андрониковом монастыре. Творчество Рублева сложилось на почве художественных традиций Московской Руси; он был хорошо знаком также с византийским и южнославянским художественным опытом.
Андрей РублёвАндрей Рублёв (около 1360–1370 – 1427, по другим источникам, около 1430, Москва; погребён в Андрониковом монастыре),

Слайд 3Звенигородский чин
В своих произведениях в рамках средневековой иконографии Рублев воплотил новое,

возвышенное понимание духовной красоты и нравственной силы человека. Эти качества присущи иконам Звенигородского чина («Спас», «Апостол Павел», «Архангел Михаил», все – рубеж 14–15 вв.), где лаконичные плавные контуры, широкая манера письма близки приёмам монументальной живописи.

«Спас»

«Апостол Павел»

«Архангел Михаил»

Звенигородский чинВ своих произведениях в рамках средневековой иконографии Рублев воплотил новое, возвышенное понимание духовной красоты и нравственной

Слайд 4«Звенигородский Спас»
«Звенигородский Спас» был центром композиции «Деисус», изображающей моление Богоматери и

святых перед Иисусом Христом за человеческий род.
Икону Спаса окружали со всех сторон полуфигурные изображения Богоматери и святых, молитвенно к нему обращенных. Моление, представленное в деисусе, понималось как моление вечное длящееся до страшного суда.
Спас изображен, как говорили в старину, «строго по человечеству». Как заметил один из исследователей этой иконы В. Сергеев – это «лицо человека в мерном развитии его духовных и физических сил». И эта человеческая высота переходит, неотделимо соединяется с иной высотой – непостижимой и таинственной. Вылепленные прозрачными теплыми охрами, очерченные точными, легкими линиями черты лика – зауженные глаза, тонкий нос, небольшие губы – исполнены какой-то абсолютной гармонии. И самое главное – это взгляд Спаса: в нем осознание собственной силы, ведение бездонных глубин человеческой жизни и рожденная этой силой безграничная полнота сострадания и прощения, с которой он взирает и на стоящих перед иконой, которую обещает и на последнем, Страшном суде.
«Звенигородский Спас»«Звенигородский Спас» был центром композиции «Деисус», изображающей моление Богоматери и святых перед Иисусом Христом за человеческий

Слайд 5«Троица»
В кон. 14 – нач. 15 вв. Рублев создал свой шедевр

– икону «Троица» (Третьяковская галерея). Икона написана в память и похвалу основателю Троицкого монастыря преподобному Сергию Радонежскому. Традиционный библейский сюжет Рублев наполнил глубоким поэтическим и философским содержанием.
«Троица»В кон. 14 – нач. 15 вв. Рублев создал свой шедевр – икону «Троица» (Третьяковская галерея). Икона

Слайд 6«Троица»
Отойдя от традиционных канонов, он поместил в центре композиции единственную чашу

(символизирующую жертвенную смерть), а её очертания повторил в контурах боковых ангелов. Центральный (символизирующий Христа) ангел занял место жертвы и выделен выразительным контрастом пятен темно-вишнёвого и голубого цветов, оркестрованным изысканным сочетанием золотистых охр с нежным «голубцом» и зеленью.
«Троица»Отойдя от традиционных канонов, он поместил в центре композиции единственную чашу (символизирующую жертвенную смерть), а её очертания

Слайд 7«Троица»
Три ангела собраны в треугольник,
треугольник вписан в восьмигранник – символ

вечности,
все объединено в круге –символе неба, света и божества.
Вписанная в круг композиция пронизана глубокими круговыми ритмами, подчиняющими себе все линии контуров, согласованность которых производит почти музыкальный эффект.
Законы земного тяготения не властвуют в этой композиции. Ангелы как бы парят в воздухе в одеждах «дымом писанных».
Их тонкие посохи – лишь символ странничества, напоминают человеку, что он только временно здесь, на земле, и ничего не может с собой унести, кроме своей души и царящей в ней правды.
«Троица»Три ангела собраны в треугольник, треугольник вписан в восьмигранник – символ вечности, все объединено в круге –символе

Слайд 8«Троица»
Ангелы очень похожи друг на друга, но между ними нет абсолютного

тождества.
Чуть выше других сидит средний ангел. На его багряном хитоне лежит широкая золотистая полоса, клав – тот царственный знак, которым отмечались только одежды Иисуса Христа.
Это второе лицо Троицы, Бог Сын, которому предстоит воплотиться и своей жертвенной смертью искупить разделение между божеским и человеческим. Он повернут к правому (от нас) ангелу, но лик его обращен, склонен к левому, к Богу Отцу, волей которого начинается устроение Вселенной.
«Троица»Ангелы очень похожи друг на друга, но между ними нет абсолютного тождества. Чуть выше других сидит средний

Слайд 9«Троица»
Покоя, но покоя, не отделимого от чудесной силы, исполнена поза левого

ангела, и, словно идущая от него энергия, проступает сквозь его хитон сияющая лазурь. В осознании этой силы невысоко поднимает он благословляющую десницу.
«Троица»Покоя, но покоя, не отделимого от чудесной силы, исполнена поза левого ангела, и, словно идущая от него

Слайд 10«Троица»
Благословение Бога Отца обращено к стоящей в центре стола чаше с

головой агнца – безусловному символу жертвы. Склонившись к Сыну, Отец указует на жертву, благословляет ее. И Сын отвечает Отцу согласием.

«Троица»Благословение Бога Отца обращено к стоящей в центре стола чаше с головой агнца – безусловному символу жертвы.

Слайд 11«Троица»
А справа склоняется к Сыну, вторит движению Отца, сплавляет с их

волей и свою волю Дух Утешитель – с отблеском тихой печали в лике, в одеждах сияющих нежной зеленью и небесной лазурью.

«Троица»А справа склоняется к Сыну, вторит движению Отца, сплавляет с их волей и свою волю Дух Утешитель

Слайд 12«Троица»
Знаком «божественного домостроительства», как называли в старину устроение Вселенной, поднимается за

левым ангелом, Богом Отцом, дом.
Как напоминание о «древе Креста» встает дерево за средним ангелом, Богом Сыном,
а гора за третьим ангелом, Духом Утешителем, - знак всего возвышенного, возвышающего и утешающего сердце.
«Троица»Знаком «божественного домостроительства», как называли в старину устроение Вселенной, поднимается за левым ангелом, Богом Отцом, дом. Как

Слайд 13«Троица»
Бесконечно усиливает ощущение светлой гармонии, которую несет икона, ее цвет –

багрянец, сияющая лазурь, золото, нежная зелень. Недаром все, кто размышлял над ней, единодушны в том, что необычайно точно воплотил здесь мастер краски сияющего летнего дня, на который приходится праздник Троицы: голубизну неба, зелень травы и деревьев, золото зреющей ржи, сияние солнца.

«Троица»Бесконечно усиливает ощущение светлой гармонии, которую несет икона, ее цвет – багрянец, сияющая лазурь, золото, нежная зелень.

Слайд 14Самобытность каждого лица Троицы и их единение, великий акт милосердия, жертвенной

любви как основу этого единения, на котором зиждется мир, сумел передать Рублев в этой иконе.
«Троица» рассчитана на дальнюю и ближнюю точки зрения, каждая из которых по-разному раскрывает богатство оттенков, виртуозную работу кисти.
Гармония всех элементов формы является художественным выражением основной идеи «Троицы» – самопожертвования как высочайшего состояния духа, созидающего гармонию мира и жизни.

«Троица»

Самобытность каждого лица Троицы и их единение, великий акт милосердия, жертвенной любви как основу этого единения, на

Слайд 15В 1405 Рублев совместно с Феофаном Греком и Прохором с Городца

расписал Благовещенский собор Московского Кремля (фрески не сохранились),
а в 1408 он совместно с Даниилом Чёрным и другими мастерами – Успенский собор во Владимире (роспись сохранилась частично) и создал иконы для его монументального трёхъярусного иконостаса, ставшего важным этапом формирования системы высокого русского иконостаса.

Благовещенский собор Московского Кремля

Успенский собор во Владимире

В 1405 Рублев совместно с Феофаном Греком и Прохором с Городца расписал Благовещенский собор Московского Кремля (фрески

Слайд 16Из фресок Рублева в Успенском соборе наиболее значительна композиция «Страшный суд»,

где традиционно грозная сцена превратилась в светлый праздник торжества справедливости, утверждающий духовную ценность человека.
Работы Рублева во Владимире свидетельствуют, что уже в это время он был зрелым мастером, стоявшим во главе созданной им школы живописи.
Из фресок Рублева в Успенском соборе наиболее значительна композиция «Страшный суд», где традиционно грозная сцена превратилась в

Слайд 17Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря
В 1425–27 Андрей Рублев совместно с Даниилом Чёрным

и другими мастерами расписал Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря и создал иконы его иконостаса.
Троицкий собор  Троице-Сергиева монастыряВ 1425–27 Андрей Рублев совместно с Даниилом Чёрным и другими мастерами расписал Троицкий

Слайд 18Деисусный чин Троицкого собора
Сохранились иконы Деисусного чина Троицкого собора Троице-Сергиевой

лавры (1425-1427); они выполнены в различных манерах и неравноценны по художественным качествам. Время, когда на Руси назревали новые междоусобные войны и гармонический идеал человека, сложившийся в предшествующий период, не находил опоры в действительности, сказалось и на творчестве Рублева.
В ряде произведений ему удалось создать впечатляющие образы, в них чувствуются драматические ноты, ранее ему не свойственные («Апостол Петр», «Апостол Павел»).
Колорит икон более сумрачен по сравнению с ранними произведениями; в некоторых иконах усиливается декоративное начало, в других проявляются архаические тенденции.

Рублёв с учениками, «Апостол Пётр»

А. Рублёв, «Апостол Павел»

Деисусный чин  Троицкого собора Сохранились иконы Деисусного чина Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры (1425-1427); они выполнены в

Слайд 19Спасский собор Андроникова монастыря
Некоторые источники называют роспись Спасского собора Андроникова монастыря

(около 1427, по другим исследованиям, на рубеже XIV–XV вв.; сохранились лишь фрагменты орнаментов) последней работой Рублева.

Спасский собор Андроникова монастыря

Спасский собор  Андроникова монастыряНекоторые источники называют роспись Спасского собора Андроникова монастыря (около 1427, по другим исследованиям,

Слайд 20Андрей Рублев «Спас в силах» Третьяковская галерея
Св. мученик Флор. Фреска прп.

Андрея Рублева из собора Успения на Городке в Звенигороде . 1417 г.

Андрею Рублеву приписывается также ряд работ, принадлежность которых его кисти точно не доказана:
фрески Успенского собора на «Городке» в Звенигороде (конец XIV — начало XV веков; сохранились фрагменты),
иконы — «Владимирская богоматерь» (около 1409, Успенский собор, Владимир),
«Спас в силах» (1408, Третьяковская галерея),
часть икон праздничного чина («Благовещение», «Рождество Христово», «Сретение», «Крещение Христа», «Воскрешение Лазаря», «Преображение», «Вход в Иерусалим» – все около 1399) Благовещенского собора Московского Кремля (иконостас этого собора, согласно новейшим исследованиям, происходит из Кремлёвского Архангельского собора),
часть миниатюр «Евангелия Хитрово» (конец XIV – начало XV вв.).

Андрей Рублев «Владимирская богоматерь», Успенский собор, Владимир

«Благовещение» (1399) Благовещенский собор Московского Кремля

«Рождество Христово», Благовещенский собор Московского Кремля

«Сретение», Благовещенский собор Московского Кремля

«Крещение Христа», Благовещенский собор Московского Кремля

«Воскрешение Лазаря», Благовещенский собор Московского Кремля

«Преображение», Благовещенский собор Московского Кремля

«Вход в Иерусалим» Благовещенский собор Московского Кремля

Андрей Рублев "Евангелист Матфей”. Евангелие Хитрово", 20x26 см

Андрей Рублев "Евангелист Лука”. Евангелие Хитрово", 20x26 см

Андрей Рублев " Иоанн Богослов и Прохор”. Евангелие Хитрово", 20x26 см

Андрей Рублев «Спас в силах» Третьяковская галереяСв. мученик Флор. Фреска прп. Андрея Рублева из собора Успения на

Слайд 21Творчество Рублева является одной из вершин русской и мировой культуры.
В

1947 в Андрониковом монастыре открыт Музей древнерусского искусства им. Андрея Рублёва.

Творчество Рублева является одной из вершин русской и мировой культуры. В 1947 в Андрониковом монастыре открыт Музей

Слайд 22Также в честь Андрея Рублёва назван кратер на Меркурии.

Также в честь Андрея Рублёва назван кратер на Меркурии.

Слайд 23Источники
История русского искусства: 1 т.–М.: Изобраз. Искусство, 1991, С. 57–62;
Дмитриева

Н.А. Краткая история искусства. – М.: Искусство. – Вып. 1, 1985;
Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи, - М.: Просвещение, 1993;
Этюды об изобразительном искусстве – М. Алпатов, М. Алленов, А. Баранов и др. – М.: Просвещение, 1993, С. 35–41.
http://aria-art.ru/0/R/Rubljov%20A.%20Troica/1.html
https://postila.ru/post/3940174
http://alexandrtrofimov.ru/?p=9127&page=3
ИсточникиИстория русского искусства: 1 т.–М.: Изобраз. Искусство, 1991, С. 57–62; Дмитриева Н.А. Краткая история искусства. – М.:

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть