Слайд 1Позднякова Лилия Игоревна
Педагог дополнительного
Образования
НРМ ДОУ «Д/с «Чебурашка»
художника
Тюбика»
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО ЦВЕТОВЕДЕНИЮ
Слайд 3Актуальность проекта
Проект по цветоведению
Направления работы
Методы проекта
Этапы реализации проекта
Содержание работы
Тематическое планирование
План
совместной работы со специалистами и родителями
Литература
Результативность опыта
Конспекты занятий
Консультации для родителей
Консультации для воспитателей
Фотогалерея
Слайд 5Цвет-
Один из видов красочного радужного свечения от красного до фиолетового, а
также их сочетаний и их оттенков. (Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова).
Наука цветоведение состоит из нескольких разделов. Один из них близко соприкасается с областью физики, в других исследуется классификация цветов и устанавливаются наши зрительные восприятия , в третьих – разрабатываются законы цветовой гармонии. Цвет является одним из объективных свойств окружающей нас действительности .Цвет существует независимо от нашего сознания и отражается в нём посредством зрительных ощущений.
Основные положения психологии и педагогики рассматривают чувство цвета как одно из проявлений способностей человека, которое является результатом развития и обучения. Известно, что эстетическое восприятие цвета связано с эмоциональным откликом на него и основано на эстетическом переживании.
Под эстетическим чувством цвета подразумевается не только способность различения, но и эмоциональный отклик, способность эстетической оценки цвета и его сочетаний, а также активное, действенное отношение к нему. Изобразительная практика, повседневный опыт постоянно обогащают наше восприятие цвета, превращая его в мощное художественное средство познания в жизни.
Многообразие цветовых гармоний, наблюдаемых в природе всегда предполагает не один цвет, а комплекс цветовых сочетаний. Путём наблюдения и специально поставленных экспериментов установлено, что цвет и его сочетание оказывают на человека определённое воздействие, могут возбуждать и успокаивать, угнетать и радовать. Говоря о цвете и его сочетаниях следует подчеркнуть силу эмоционального, эстетического воздействия, раскрывающего человеку законы красоты окружающего мира.
Слайд 6Цвет воздействует на эмоциональную сферу человека, участвует в процессе
художественной деятельности
, формирует художественный вкус.
В связи с этим чувство красоты цвета и вообще вкус к цвету можно и необходимо воспитывать. Ребёнок воспринимает цвет непосредственно , увлечённо и искренне. Это очень ценное качество , которое надо поддерживать, развивать в процессе обучения, так как оно является условием развития художественного восприятия цвета у дошкольника. Дети интуитивно улавливают цветовой образ, обнаруживая тем самым зачатки образного мышления :называют цвета и их сочетания злыми или добрыми , весёлыми или грустными. Тёплыми, радостными цветами в рисунках дети наделяют образы любимых и добрых героев. Злые же персонажи и явления изображают в холодных, тёмных и даже чёрных тонах.
Процесс восприятия цвета ребёнка нельзя оставлять на уровне непроизвольности, интуитивности. Цветовое восприятие не должно оставаться конечным результатом, цвет должен стать средством активной творческой деятельности ребёнка. Для этого необходимо довести процесс цветового развития у детей до уровня произвольности , осознанности.
Решая задачи развития у детей восприятия цвета , педагог прежде всего учит их различать и называть цвета ,воспринимать цвета и их оттенки в природе , окружающей жизни , искусстве, эмоционально откликаться на цвет, его сочетания, оценивать их.
Слайд 7Для формирования чувства цвета у детей необходимо соблюдение ряда условий:
Создание
системы работы по формированию чувства цвета у детей в процессе изобразительной деятельности, включая все её виды.
Широкое использование в работе с детьми классических и народных произведений изобразительного искусства.
Целенаправленный отбор и изготовление пособий для работы с детьми.
Систематические наблюдения в природе, выделение цвета её объектов и явлений, изменение цветов в природе в зависимости от времени года, погоды, освещения и т.п.
Использование дидактических игр в работе с детьми.
Эстетическое оформление среды, использование детских работ
Просветительская работа дошкольного учреждения с семьёй
Слайд 8Скоординировать и вести работу, соблюдая все условия, помогает проектный метод.
В процессе
проектной деятельности все его участники выполняют заранее запланированные конкретные задания, практические и творческие работы, поэтапно движутся к цели.
Цель проекта принимается и осваивается участниками. Продуктом проекта становится умение самостоятельного экспериментирования с цветом с целью создания более грамотного и выразительного цветового сочетания.
Слайд 9В ДАННОЙ РАБОТЕ ПРЕДСТАВЛЕН ПРОЕКТ ПО ЦВЕТОВЕДЕНИЮ
УРОКИ ХУДОЖНИКА ТЮБИКА
Цель проекта: развитие
художественно-творческих способностей детей через расширение их знаний о цвете.
Задачи:
Образовательные
Знакомство с цветовыми эталонами на примере цветового круга;
Ознакомление детей со свойствами и особенностями цвета;
Знакомство детей со средствами художественной выразительности (контрастом, нюансом, формой, пропорциями, насыщенностью и т. д );
Знакомство детей с классификацией цветов и оттенков:
Воспитательные
Воспитание эстетического, эмоционально окрашенного восприятие цвета;
Развивающие
Обогащение словарного запаса названиями цветов и оттенков;
Использование психоэмоционального воздействия цвета на развитие и гармонизацию личности.
Слайд 10Гипотеза проекта: если рассматривать цвет не только как сенсорный эталон, но
как многогранный объект, то можно говорить о его значимости в жизни
людей: цвет как эстетический фактор; цвет как выражение психоэмоционального состояния человека, его активности; цвет как средство творчества; цвет как ориентир в произвольной деятельности и др. Следовательно, можно предположить, что с цветом нужно работать не только педагогу по изодеятельности, но и другим специалистам, а также родителям в режиме взаимодействия.
Участниками данного проекта являются дети средней группы, воспитатели, родители, педагог дополнительного образования, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.
Слайд 11Направление работы
Взаимодействие
С детьми
Взаимодействие в
педагогами
Взаимодействие с
родителями
Цель: дать знания по
цветоведению и создать условия для использования их
в детском творчестве.
Формы работы:
Специально организованные занятия, игры, экспериментальная деятельность, экскурсии , рассматривание иллюстраций.
Цель: повышение педагогической
компетентности в данном направлении, поиск путей реализации задач.
Формы работы:
Организация развивающей среды,
консультации, практикумы, создание банка диагностического и развивающего инструментария.
Цель: педагогическое просвещение и приобщение к совместной творческой деятельности с детьми.
Формы работы:
Консультации, практикумы,
Демонстрация занятий с детьми, семейная творческая деятельность.
Слайд 12Методы проекта: наглядные, практические, исследовательские, мониторинговые.
Данный проект осуществляется в рамках педагогической
системы детского сада .
С детьми – в специально организованной деятельности, совместной деятельности взрослого и ребёнка или подгруппы детей, самостоятельной детской деятельности;
С педагогами – в условиях проведения активной методической деятельности;
С родителями в просветительской работе, в специально организованной совместной деятельности.
Слайд 13Работа в проекте выстраивается поэтапно
Этапы реализации проекта
Деятельность педагога
по изо-деятельности
Деятельность
детей
Деятельность
группы
Сопровождения ребёнка
Взаимодействие
С родителями
1 этап Целеполагание
Входящая диагностика
Моделирование
проблемной ситуации
Принятие детьми
проблемы и
предложение путей её решения
«Методы воздействия
воспитателя стимулирующие
детей к творчеству» Консультации для воспитателей.
Методы и приёмы обучения
изо-деятельности в ДОУ
(см. приложение)
Формирование проектной
деятельности.
Консультация
Смешиваем цвета –
методика заучивания
понятия « цвет»
(см. приложение)
Слайд 142 этап Разработка проекта
Планирование и
организация деятельности.
Создание банка методического
и развивающего материала
для практической
деятельности
Экспериментирование
с
цветом и выполнение
творческих работ
Разработка
совместного плана
движения к цели
Мини –педсовет
«Осуществление
проекта»
Особенности восприятия
цвета детьми
См. приложение
3 этап Выполнение проекта
Деятельность в соответствии
с тематическим планированием.
Организация системы занятий
с детьми через кружковую
деятельность, организация
и проведение тематических
занятий, экскурсий в природу
Формирование
специфических знаний, умений и навыков.
Реализация потребностей и активности детей в разных видах изобразительной деятельности.
Создание развивающей
среды (цветовая диагностика).
Использование детских
работ в оформлении групп.
Интеграция цветоведения
в деятельность других
специалистов: музыкальный
руководитель, инструктор ФИЗО, воспитатель,
руководитель ИЗО.
Выполнение
творческих домашних заданий
совместно с детьми.
Участие в выставках
семейного творчества.
Слайд 154 этап. Подведение итогов
Исходящая диагностика
Подготовка к
презентации.
Презентация
опыта работы в данной
проблеме.
Подготовка
и представление
продукта деятельности
Анализ результатов
деятельности
педагогов в рамках
проекта
Участие в совместном
детском родительском
празднике
Слайд 16ПЛАН
СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ
СО СПЕЦИАЛИСТАМИ
И
РОДИТЕЛЯМИ
Слайд 17ЦЕЛЬ:
Дать информацию педагогам и родителям о значении цвета в жизни
и развитии детей и возможности
его использования в творчестве ребёнка; приобщить взрослых к взаимодействию с педагогом по ИЗО
деятельности и совместной творческой деятельностью с детьми.
Ожидаемые результаты:
По окончанию проекта по цветоведению дети могут научиться выражать своё отношение к создаваемому
образу через цвет, а именно:
Цветовое решение должно соответствовать поставленной изобразительной задаче;
Цветовые соотношения должны быть близки к реальным;
В цветовых соотношениях образа должны присутствовать элементы фантазии;
Дети должны уметь передавать насыщенность цвета;
Дети должны использовать в рисунках различные оттенки цвета;
Дети должны овладеть правильной техникой работы с художественными материалами.
Результатом взаимодействия педагогов в рамках проекта можно считать следующее:
Углубление представлений педагогов о роли цвета в организации среды;
Наработка практического опыта и внедрение его в деятельность узких специалистов ДОУ с целью
индивидуализации педагогического процесса ;
Формирование детско –родительских отношений в процессе совместной творческой деятельности.
Содержание работы
в рамках реализации проекта «Цветоведение»
специалистами ДОУ
Педагоги ДОУ Содержание работы с детьми
Музыкальный руководитель Цветомузыкальное восприятие (синтез
искусств)
Исполнение попевок: «Василёк», «Красный
мак» с одновременным показом ритмико-
имитационных действий.
Дидактические игры: «Солнышко и тучка»,
«Громкая и тихая музыка»
Инструктор ФИЗО Подвижные игры: «Светофор», «Найди свой домик«
«Цветные автомобили», «Весёлые краски» и др.
Движения на цветовой сигнал.
Использование цвета для организации соревнований, игр.
Слайд 19Воспитатель , педагог доп. образования ИЗО Закрепление сенсорных эталонов
через выполнение
творческих работ , экспериментирование с цветом.
Дидактические игры: «Цвета», «Чей узор»,
«Разноцветный клоун», «Форма и цвет»,
«Цвета и краски» , «Навстречу радуге»,
«Занимательная палитра», «Цветное панно»,
«Цветовое лото», «Цветочная поляна»
« Узор из звуков» и т.д.
Словестные игры: «Сочиним сказку про цвета»,
«Самый красивый цвет», «Придумай слова для
цвета», «Что на земле голубого (зелёного, красного,
жёлтого и т.д. ) цвета»
Занятия по изобразительной деятельности:
(аппликация, лепка, конструирование, рисование)
Совместная деятельность детей и воспитателей
(коллажи, коллективные работы, использование
детских работ в оформлении группы и т.д.
Организация самостоятельной детской деятельности.
Чтение: Мацук М. , Сутеев В. «Сказки про краски»,
«Разноцветное царство», Поляков И. «Сказка о
красной сказке», Зиедониес И. «Желтая сказка»,
Горяев Н. «Жили были две сестрички»,
Нерсесов О. «Сказки про краски тёплые и холодные«
Сергеева Т. «Цветик разноцветик» и т.д.
Заучивание: Свистов М. «Синяя птица», Златкина Н.
«Основные и производные цвета». Фёдоровская З.
«Осень на опушке краски разводила»
Использование цветовой палитры в моделировании
при обучении детей элементам грамоты.
Развитие лексико – грамматической стороны речи:
словарная работа, словоизменение, словообразование,
согласование слов в предложении и т.д.
Слайд 21Тематическое планирование работы с детьми средней группы
Уроки цветоведения
Тема Задачи
Уроки художника Тюбика.
Упражнять в смешивании красок,
в умении классифицировать цвета
и оттенки. Познакомить детей с понятием (словом) «колорит» и тёплой, холодной гаммой цветов.
Занятия:
1. «Сказки про краски»
2. «Радуга»
3. «Тепло -Холодно»
4. «Белое и Чёрное»
Знакомство с особенностями,
разнообразием,
цветов. Знакомство с основными
и производными цветами.
Знакомство с цветом спектра.
Знакомство теплыми и холодными
цветами. Знакомство с особенностями
цветов.
Знакомство с возможностями
белого и чёрного цветов.
Закрепление полученных знаний и умений.
Слайд 22ЦЕЛЬ
1. Познакомить с наукой «Цветоведения».
2. Показать три основных цвета: красный, жёлтый,
зелёный, уточняя, что если пользоваться палитрой
путём размешивания (вливая цвет в цвет получится семь цветов).
3. Познакомить детей с радугой. Из каких цветов состоит радуга. Правильно располагая цвета в последовательности.
4. Дать понятие, какие краски тёплые, какие холодные. Использовать дидактические игры.
5. Знакомить детей с белой и чёрными красками, и их свойствами.
Знакомство с особенностями цветов .
Знакомство с возможностями белого и чёрного
цветов.
Знакомство с монохромной гаммой.
Знакомство с понятием «светлые и тёмные тона»
Закрепление полученных знаний и умений.
Досуг Подвижная игра «Краски» Применение полученных детьми знаний и умений,
Создание эмоционально – комфортной обстановки
для детей.
Слайд 23литература
Р.Г. КОЗАКОВА «РИСОВАНИЕ С ДЕТЬМИ ДО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА »
ГРИГОРЬЕВА.Г.Г «ИЗО-ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДО
ШКОЛЬНИКОВ»
КУРОЧКИНА .Н.А «ДЕТИ И ПЕЙЗАЖНАЯ ЖИВОПИСЬ»
НИКОЛОГОРСКАЯ .О «ВОЛШЕБНЫЕ КРАСКИ »
МОСИН.И.Г. ,ЯРКОВ.С.П. ,ДЯГИЛЕВА .Н.В «ОБУЧЕНИЕ РИСОВАНИЯ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ , ДЕТСКОМ САДУ»
ТРОФИМОВА .М.В. ,ТАРАБАРИНА .Т.И «И УЧЁБА И ИГРА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
ФЛЕРИНА .А.Е. «ИЗО – ТВОРЧЕСТВО ДЕТЕЙ ДО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
МУХИНА .В.С «ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕБЁНКА КАК ФОРМА УСВОЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА.
Слайд 25Над формированием цветовосприятия у детей работаю постоянно. За это время дети
научились различать основные цвета (жёлтый, красный, зелёный, синий),
усвоили белый и чёрный цвета. Дети умеют выбирать из двух предложенных цветов нужный, появляется интерес к цветовой стороне окружающей жизни, предпочтение к определённому цвету, расширился кругозор и ориентировка в манипулировании с цветом и умении свободно им пользоваться при создании изображения.
Слайд 27Конспект занятия по изобразительной деятельности для детей средней группы
Тема : "Сказки
про краски"
Цель: 1) Познакомить детей с наукой цветоведение
Задачи:
Образовательные
Знакомить детей с наукой цветоведение
Объяснить детям что есть три основных цвета - красный, жёлтый, синий.
Развивающие
Учить детей как пользоваться палитрой: уточнить что из трёх цветовых красок можно получить семь разных цветов.
Выбирать нужные цвета
Воспитательные
Развивать умение, память, познавательных интересов умение слышать и слушать
Методы и приемы:
Наглядные (показ, демонстрация);
Словесные (художественное слово, беседа, вопрос-ответ);
Практические (рисование).
Педагогические технологии: личностно - ориентированная, исследовательские, игровые.
Здоровьесберегающие технологии: дыхательная гимнастика, динамическая пауза, гимнастика для глаз.
Предварительная работа
Д/И - "Краски". Рассматривание разноцветных картинок, карточек.
Беседа с детьми (какие мы знаем цвета?)
Средства обучения:
Демонстрационный материал
Мультимедийная презентация
Контурное изображение петушка, акварельные краски, кисточки, альбомный лист. Схема превращения цвета.
Оборудование
Экран, проектор
Слайд 28Ход занятия.
Педагог показывает мультимедийную презентацию к сказке "Петух и краски"
Воспитатель:
Нарисовал Вова Петуха, а раскрасить-то его и забыл. Пошел петух гулять:
- Что ты ходишь такой нераскрашенный? - удивилась Собака.
Посмотрел Петух в воду. И верно - Собака правду говорит.
- Не печалься, - сказала Собака, - иди к Краскам: они тебе помогут.
Пришел Петух к Красками просит:
- Краски, Краски, помогите мне!
- Хорошо, - сказала Красная Краска и раскрасила ему гребешок и бородку.
И Синяя Краска - перышки на хвосте.
Зелёная - крылышки.
А Жёлтая - грудку. Вот теперь ты настоящий Петух! - сказала Собака.
Педагог: дети, а давайте мы тоже попробуем сами разукрасить нашего петушка (перед каждым ребёнком лежит на столе контурное изображение петушка). Какие мы с вами цвета краски возьмём?
Ответы детей.
Физминутка:
Цель проведения физкультминутки: повысить или удержать умственную работоспособность детей на занятиях; обеспечить кратковременный активный отдых для детей в течение занятия.
Мы ногами топ-топ!
Мы руками хлоп-хлоп!
Мы глазами миг-миг,
Мы плечами чик-чик.
Раз - сюда, два - туда,
Повернись вокруг себя.
Раз - присели, два - привстали.
Руки кверху все подняли.
Раз-два, раз-два,
Заниматься нам пора
Слайд 29Педагог : - Дети, а вы знаете почему в сказке рассказывается
только про красную , жёлтую и синюю краски? Посмотрите, ведь в коробке их намного больше, и все они такие красивые.
Есть такая наука – цветоведение. Она рассказывает нам всё о цвете. Оказывается есть три основных цвета: красный, жёлтый, синий. Возьмите эти краски, а остальные уберите. Эти краски не простые, а волшебные. При их помощи мы сможем нарисовать картину, она расцветёт всеми цветами радуги.
Давайте начнём с жёлтой и нарисуем вверху листа тёплое, ласковое , лучистое солнышко. Синей краской, пушистые облака. Хотела бы я нарисовать зелёную полянку, да зелёной краски нет. Но, давайте, дети вспомним, что наши краски волшебные. Нарисуем синюю травку, а затем обмакнём кисточку в жёлтую краску и сделаем мазки на синей траве. Посмотрите что за чудо произошло!
Ответы детей.
Слайд 31Конспект занятия по изобразительной деятельности для детей средней группы
Тема : "Радуга"
Цель:
Продолжать знакомить детей с наукой цветоведение. Познакомить детей из скольких цветов состоит радуга, учить правильно располагать цвета, в последовательности начиная с верхней дуги (красной) .
Задачи:
Образовательные
Заучить поговорку. Закрепить знания последовательности цветового спектра.
Развивающие
Рисование радуги по мокрой бумаге.
Выбирать нужные цвета
Воспитательные
Развивать умение, память, познавательных интересов умение слышать и слушать
Методы и приемы:
Наглядные (показ, демонстрация);
Словесные (художественное слово, беседа, вопрос-ответ);
Практические (рисование).
Педагогические технологии: личностно - ориентированная, исследовательские, игровые.
Здоровьесберегающие технологии: дыхательная гимнастика, динамическая пауза, гимнастика для глаз.
Предварительная работа
Наблюдения на прогулке
Д/И - "Краски". Рассматривание иллюстраций, зарисовок.
Средства обучения:
Демонстрационный материал
Мультимедийная презентация
Акварельные краски, кисточки, альбомный лист. Оборудование: экран, проектор
Слайд 32Ход занятия.
Педагог показывает мультимедийную презентацию "Радуга"
Педагог : Показывает изображение радуги.
Посмотрите
ребята на радугу и сосчитайте из скольких цветов она состоит и какой цвет, идёт за каким? Вы будете мне говорить, я буду рисовать эти цвета радуги.
Дети называют цвета и считают их.
1-красный
2-оранжевый
3-жёлтый
4-зелёный
5-голубой
6-синий
7-фиолетовый
Педагог: Возьмите кисти и зарисуйте радугу, только будьте внимательны, не перепутайте порядок цветов, расположить цвета, в этой последовательности начиная с верхней красной дуги .
(После выполнения задачи с детьми )
Педагог : Замечательно получилось.
Физминутка
Цель проведения физкультминутки: повысить или удержать умственную работоспособность детей на занятиях; обеспечить кратковременный активный отдых для детей в течение занятия.
Бабочка.
Спал цветок и вдруг проснулся (Туловище вправо, влево.)
Больше спать не захотел (Туловище вперед, назад.)
Шевельнулся, потянулся (Руки вверх, потянуться.)
Взвился вверх и полетел (Руки вверх, вправо, влево.)
Солнце утром лишь проснется
Бабочка кружит и вьется (Покружиться.)
Слайд 33Педагог: - Дети, а теперь послушайте мой рассказ о науке цветоведении:
Оказывается, радуга - это не только чудесное природное явление, но и ключик к цвету придуманный самой природой. Радугу называют цветовым спектром. В спектре также как и в радуге 7 цветов и стоят они в таком же порядке друг за другом. Вы думаете трудно запомнить эти цвета и тем более порядок, в котором они стоят? С этой трудностью мы справимся быстро. Надо только запомнить такую поговорку:
"Каждый охотник желает знать, где сидит фазан"
Вы думаете, при чём тут охотник, при чём тут фазан?
А вот при чём!
Первая буква каждого слова означает цвет. Вот слушайте и повторяйте за мной.
Каждый - красный
Охотник - оранжевый
Желает - жёлтый
Знать - зелёный
Где - голубой
Сидит - синий
Фазан - фиолетовый
И вы, ребята, если заучите эту поговорку, то запомните последовательность цветового спектра на всю жизнь.
Слайд 34Конспект занятия по изобразительной деятельности для детей средней группы
Тема : "Тепло
-Холодно"
Цель: 1) Продолжать знакомить детей с наукой цветоведение.
Знакомство с холодными, тёплыми цветами
Задачи:
Образовательные
Продолжать знакомить детей с наукой цветоведение.
Объяснять почему говорят тепло, холодно.
Какие цвета красок называют холодными, какие тёплыми.
Развивающие
Путём смешивания красок определить с детьми, какой цвет получился холодный или тёплый.
предложить детям, нарисовать две зарисовки:
Первую- холодными цветами
Вторую - тёплыми, применяя все технические навыки рисования.
Воспитательные
Воспитывать познавательный интерес, воображение, развивать творческие способности.
Методы и приемы:
Наглядные (показ, демонстрация);
Словесные (художественное слово, беседа, вопрос - ответ);
Практические (рисование, экспериментирование).
Педагогические технологии: личностно -ориентированная, исследовательские, игровые.
Здоровьесберегающие технологии: дыхательная гимнастика, динамическая пауза, гимнастика для глаз.
Предварительная работа
Д/И - "Времена года ". Рассматривание иллюстраций. Беседа с детьми о красках, уточняя их цвета.
Средства обучения:
Демонстрационный материал
Таблицы , схемы превращения цветов.
акварельные краски, кисточки, два альбомных листа (один лист разделён на две половины).
Слайд 35Ход занятия.
Педагог:
"Тепло-Холодно", Тепло-Холодно, а вы Знаете почему я так
говорю?
Помните? я обещала продолжить рассказ про радугу и не можете понять при чём тут тепло - холодно. Как вы уже знаете в радуге семь цветов. Возьмите краски и зарисовывайте, то что я вам буду говорить. Возьмите красную краску и нарисуйте слева красный круг, под ним оранжевый, после оранжевого жёлтый. На середине листа нарисуйте зелёный круг, а справа друг за другом сверху в низ голубой, синий, фиолетовый. Полюбуйтесь, какие замечательные кружочки получились. Посмотрите , наши кружочки разделились на три команды: в первой команде -красный, оранжевый, жёлтый
во второй команде - голубой, синий, фиолетовый.
в третьей -зелёный.
Сейчас только остаётся добавить , что у каждой команды есть своё название:
Первая команда: красный, оранжевый, жёлтый - тёплые цвета. А вы знаете, почему эти цвета называются тёплыми? Потому, что это цвета солнца, костра, спелых ягод, золотой осени, спелой пшеницы, тёплого лета.
Вторая команда: голубой, синий, фиолетовый - холодные. Скажите, а что вам напоминают эти цвета? Подумайте и ответьте. (ответы детей)
А мне напоминают эти цвета: холодный дождь, лужи, вьюгу, снеговые облака.
Ребята подумайте, а почему же зелёный цвет остался без названия?
Зелёный цвет может быть тёплым и холодным. Сейчас мы с вами проверим, возьмите кисточку и нарисуйте на палитре два зелёных кружочка. А теперь на один кружок капните жёлтую краску, а на другой синюю. Посмотрите получились два разных цвета. Скажите, как называются эти цвета, и определите, какой из них тёплый, а какой холодный. Первый кружок, на который вы капнули жёлтую краску стал светло-зелёным и очень похож на молодую травку и листочки, он стал тёплым. Этот цвет называется "Салатовый"
Второй кружок на который вы капнули синей краской, стал тёмно-зелёный и напоминает цвет морской волны. Он стал холодным.
Слайд 36Физминутка
Цель проведения физкультминутки: повысить или удержать умственную работоспособность детей на занятиях;
обеспечить кратковременный активный отдых для детей в течение занятия.
А часы идут, идут.
Тик-так, тик-так,
В доме кто умеет так?
Это маятник в часах,
Отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо.)
А в часах сидит кукушка,
У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)
Прокукует птичка время,
Снова спрячется за дверью, (Приседания.)
Стрелки движутся по кругу.
Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)
Повернёмся мы с тобой
Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.)
А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)
Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)
А бывает, что спешат,
Словно убежать хотят! (Бег на месте.)
Если их не заведут,
То они совсем встают. (Дети останавливаются.)
Хлоп-хлоп.
Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп-хлоп (хлопки в ладоши)
Топ-топ, топ-топ-топ (топанье ногами)
Педагог:А сейчас нарисуйте две картинки: одну тёплыми цветами, другую - холодными. А потом мы по смотрим, у кого что получилось .
Слайд 37Конспект занятия по изобразительной деятельности для детей средней группы
Тема : «Белое
и Чёрное "
Цель: 1) Продолжать знакомить детей с наукой цветоведение
Задачи:
Образовательные
Знакомить детей с белой краской, объяснить, что белая краска самая светлая из всех красок, она осветляет все цвета.
Развивающие
Учить детей пользоваться белой краской, применяя другие цвета красок.
Дать понятие, что белый цвет осветляет все цвета, а чёрный затемняет.
Выбирать правильно цвета
Воспитательные
Развивать умение, память, познавательных интересов умение слышать и слушать
Методы и приемы:
Наглядные (показ, демонстрация);
Словесные (художественное слово, беседа, вопрос-ответ);
Практические (рисование).
Педагогические технологии: личностно - ориентированная, исследовательские, игровые.
Здоровьесберегающие технологии: дыхательная гимнастика, динамическая пауза, гимнастика для глаз.
Предварительная работа
Д/И - "Краски". Рассматривание разноцветных картинок, карточек.
Беседа с детьми (какие мы знаем цвета?)
Средства обучения:
Демонстрационный материал
Мультимедийная презентация
Акварельные краски, кисточки, альбомный лист.
Оборудование
Экран, проектор
Слайд 38Ход занятия.
Педагог: Дети давайте сядем поудобнее, и я вам покажу и
расскажу сказку, которая называется «Три котёнка»
Педагог ИЗО показывает мультимедийную презентацию к сказке «Три котёнка» В.Сутев.
После просмотра презентации, педагог ИЗО:
-Ребята, подумайте и скажите, почему котята меняли свой цвет? Почему они были белые , чёрные и стали такими как были?
Ответы детей.
Физминутка
Цель проведения физкультминутки: повысить или удержать умственную работоспособность детей на занятиях; обеспечить кратковременный активный отдых для детей в течение занятия.
Мы ногами топ-топ!
Мы руками хлоп-хлоп!
Мы глазами миг-миг,
Мы плечами чик-чик.
Раз - сюда, два - туда,
Повернись вокруг себя.
Раз - присели, два - привстали.
Руки кверху все подняли.
Раз-два, раз-два,
Заниматься нам пора.
Педагог: А сейчас я вам расскажу про белую и чёрную краску. Приготовьте палитру и краски и не забудьте белую и чёрную. Мы будем с вами проводить опыты.
Белая краска самая светлая из всех красок она осветляет все цвета.
Давайте попробуем: нарисуйте на листе чёрный, красный и синий круги, а затем капните белой краской
сверху на каждый цвет и по смотрите что произошло.
Слайд 39В какие цвета они превратились? Посмотрите, что за чудо? Из красного
получился розовый, из синего – голубой, из чёрного – серый. А сейчас мы нарисуем снова на листе , красный и синий круги. Возьмём на кончике кисти совсем немного чёрной краски и аккуратно капнем на эти круги. Посмотрите , как изменился их цвет. Цвета стали совсем тёмными. Красный тёмно-красным, даже бордовым, как свекла. Синий цвет стал тёмно-синим как ночное небо.
Ребята, понравились вам опыты?
Теперь мы знаем, что белый цвет осветляет, а чёрный затемняет.
Вы теперь поняли, почему я вам показала и рассказала сказку «Три котёнка»?
А теперь , что бы вы лучше запомнили наше занятие давайте, вместе выучим скороговорки, которые так и называются «Белая» и «Чёрная»
«Белая»
Белый снег
Белый мел
Белый заяц тоже бел
А вот белка не бела
Белой даже не была
«Чёрная »
Чёрной ночью
Чёрный кот
Прыгнул в чёрный дымоход
В дымоходе чернота
Отыщи-ка ты кота
Слайд 40ОСОБЕННОСТИ
ВОСПРИЯТИЯ
ЦВЕТА
ДЕТЬМИ
Слайд 41Наука о цвете различает хроматические (красный, зеленый, желтый и др.) и
ахроматические цвета (белый, все оттенки серого, черный). Рассмотрим основные характеристики цвета:
1. Свойства хроматических цветов. Они характеризуются и отличаются друг от друга такими показателями как цветовой тон, светлота, насыщенность.
а) Цветовой тон - это свойство хроматических цветов, которое имеется в виду, когда один из цветов называют красным, синим, зеленым, желтым. Цветовых тонов существует гораздо больше, чем названий для них. Например, все цвета между желтым и зеленым обычно называют желто-зелеными. В действительности же, между желтым и зеленым существует целый ряд переходных оттенков, каждый из которых имеет свой особый тон. Существует так же, много переходных оттенков между красным и оранжевым, голубым и синим и т.д.
б) Светлота (яркость) зависит от количества падающей на глаз световой энергии. В художественной практике термин «светлота» заменяется иногда словом «светосила».
в) Насыщенность определяется степенью отличия данного цвета от ахроматического цвета той же светлоты.
Ахроматические цвета (белый, серый и другие) характеризуются и отличаются друг от друга только светлотой.
2. «Теплые» и «холодные» цвета, их свойства.
Цветовой круг, состоящий из семи основных цветов можно разделить на две части. В одну часть войдут: красный, оранжевый, желтый и желто-зеленые цвета. Во вторую: зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Цвета, которые входят в красно - желтую часть спектра, называются «теплыми», а цвета, лежащие в сине-фиолетовой части спектра - «холодными». Понятие о теплоте цвета, в известной мере, относительно. Цвета, лежащие на границе перехода от одной половины цвета к другой, могут быть отнесены либо к теплым, либо к холодным, в зависимости от их тональности. Например, зелено-желтый цвет можно отнести к теплым, а зелено-голубой к холодным и т.д. Каждый цвет спектрального круга имеет большое количество оттенков, но не более 150 (большего количества глаз не различает). Таким образом, возможно различение около 1050 оттенков (нюансов) семи цветов спектра. «Теплые» насыщенные хроматические цвета воспринимаются нашим глазом как выступающие вперед, приближающиеся. «Холодные» цвета (синие) и ахроматические (серые) и малонасыщенные цвета создают впечатление несколько отступающих, удаляющихся. Не менее существенно соотношение теплых и холодных цветов многоцветной композиции. Следует учесть, что когда берется главный теплый цвет в качестве фона, а холодный в качестве узора, то фон будет выступать вперед. Иногда создается впечатление, что не узор расположен на фоне, а наоборот, фон на узоре.
Слайд 423. Контраст цветов - это изменение светлоты тональности или насыщенности, либо
одновременно того, другого и третьего, в зависимости от окружения, фона, от взаимодействия с другими цветами. Например, на зеленом фоне красный цвет приобретает фиолетовый оттенок (наиболее сильный контраст), желтый становится более оранжевым, синий приобретает фиолетовый оттенок, оранжевый - красноватый. На красном фоне - желтый и синий приобретают зеленоватый оттенок, зеленый становится более насыщенным, приобретая зеленоватый оттенок.
Каждый цвет на фоне своего дополнительного цвета приобретает большую насыщенность. На фоне же своего цвета, но более насыщенного, он кажется менее насыщенным.
Цвет в творческом процессе художника является одним из ведущих художественных выразительных средств. Вопрос о красоте цвета и его сочетаний давно привлекал к себе ученых и художников. До сих пор, на протяжении ряда лет, одним из самых сложных и неразработанных вопросов художественного воспитания является вопрос: как отличить красивое от некрасивого? (Это относится, в частности, и к цвету). Какие цвета или цветовые сочетания следует считать красивыми, а какие некрасивыми, какие гармоничными и какие дисгармоничными.
На этот вопрос нельзя ответить одной фразой, т.к. в каждом конкретном случае цвет является носителем определенного содержания.
«Цветовая гармония» в произведениях искусства понимается нами, как цветовой строй - колорит произведения, наиболее полно выражающий его идею и содержание. Это, разумеется, и тонкое чувство цвета, и культура художественного восприятия действительности. Художник и психолог Н. Н. Волков считает, что любая попытка дать точное определение, рецепт «красоты», будет прямой попыткой «вульгаризировать чувство красоты», но «... чувство красоты цвета можно и необходимо развивать».
Условно в художественной практике выделены положения, которые объединяют разнообразие цветовых гармоний примерно 3-х категорий:
1) гармонии ахроматические (бесцветные);
2) гармонии хроматическо-ахроматические;
3) гармонии хроматические, которые в свою очередь включают в себя две основные группы:
♦ гармония контрастных;
♦ гармония сближенных.
Слайд 43Основы чувственного восприятия цвета заложены в физиологической природе самого человека и
способны развиваться с детства. Согласно современным психолого-педагогическим исследованиям, ребенок обладает большими возможностями в области восприятия цвета.
Восприятие цвета детьми тесно связано с протеканием других психических процессов и их особенностями и, следовательно, рассматривается в связи с развитием и особенностями мышления, воображения и др.
Более подробно остановимся на особенностях восприятия цвета детьми на каждом возрастном этапе дошкольного детства.
Глаз младенца способен уже в первые недели жизни различать цвета. Ребенок с первых дней жизни неосознанно тянется ко всему яркому и привлекательному, радуется красочным цветам и предметам. Яркие тона вызывают у малыша положительные эмоции, побуждают к действию с предметом.
По данным Э. Г. Пилюгиной, уже на ранних этапах развития ребенок нуждается в благоприятных зрительных впечатлениях и наблюдениях предметов не только основных ярких, но самых разных цветов. На втором году жизни большим достижением ребенка становится зрительное сравнение предметов по цвету. Изобразительный период развития дошкольника характеризуется активным развитием сенсорики.
В процессе сенсорного развития ребенок совершает значительный скачок в признании цвета как свойства предмета.
Усвоение эталонной системы цветов требует от детей достаточно сложной аналитико-синтетической деятельности.
Исследования Е. А. Аркина и 3. М. Истоминой показывают, что точность цвето-различия повышается с возрастом. К 2-3 годам у ребенка зрительный анализатор хорошо сформирован, и дети различают все основные цвета.
Слайд 44Дифференцирование цвета как при его восприятии, так и в словесном обозначении
вначале образуется по отношению к четырем цветам: красный, желтый, синий и зеленый, а затем ко всем остальным. В младшем дошкольном возрасте существуют предпосылки для усвоения детьми системы основных цветов и некоторых оттенков. Как и в постижении других свойств, дети первоначально усваивают основные, бессознательно отбрасывая детали. Однако без специального обучения этот процесс может затянуться и в старшем дошкольном возрасте не смогут избавиться от употребления в сознании «предметных цветов» (небо синее, трава зеленая) - своеобразных шаблонов.
А. В. Бакушинский предостерегал: «... вполне известен унылый шаблон, елочек, березок, зайчиков, свинок, домиков и корабликов, впечатляемой в детское воображение... Освобождение детей от такого шаблона всегда крайне трудно. Притупляющее действие его велико, и отрицательные следствия неисчислимы».
Характерно, что в этом возрасте в процессе продуктивной деятельности усвоение названий цветов происходит как бы «незаметно», словно без обучения. Но это не так. Во-первых, окружающие взрослые в процессе общения в повседневной жизни многократно повторяют ребенку название того или иного цвета и устанавливают взаимные связи между цветами окружающих объектов, цветами изобразительных средств и словами - определениями. Во-вторых, ребенок запоминает систематичность красок в наборе.
Впервые исследованию цвета была посвящена работа Е. А. Флериной. Она считала, что формированию чувства цвета у детей необходимо уделять большое внимание при обучении изобразительной деятельности. Работа с изобразительными материалами и интерес к появлению новых сочетаний, увлекает маленького ребенка. К 3-4 годам возникает потребность знать, называть и различать 5-6 различных цветов. Основное внимание дети обращают на передачу формы и строения предмета, а передачу цвета производят лишь в отдельных случаях, когда цвет интенсивен, ярок, пробуждает эмоции, привлекает внимание детей. В этом возрасте отношение детей к цвету неустойчиво. В то же время дети способны найти подходящий цвет к образцу и правильно воспринимать основные качества цветов.
Слайд 45Без обучения могут быть усвоены только часто встречающиеся эталоны: красный, зеленый,
желтый и т. д. Названия цветов - серый, голубой, розовый - устанавливаются позднее и обычно после особого к ним внимания. Вследствие небольшого опыта, особую трудность для детей представляет то, что не все предметы и их цвета соответствуют представлениям о них детей.
Вступая в дошкольный возраст, ребенок владеет действиями восприятия, сложившимися в раннем детстве. Глаз детей приучается сперва к простейшим, а затем к более сложным цветосочетаниям. Дети начинают предпочитать одни цветосочетания другим, употребляют выражения: «это красиво», «это некрасиво» и т. д.
Воспринимая предметы и действуя с ними, ребенок начинает все более точно оценивать их цвет. Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития.
Считая проблему художественного восприятия цвета наиболее существенной в изобразительной деятельности, Е. А. Флерина отмечала, что дети любят цвет, он доставляет им «эстетическое наслаждение». Рисуя красками, маленький ребенок не столько занят цветовым изображением предмета, сколько окраской своего рисунка в тот цвет, который его особенно привлекает. Он пользуется цветом как выразительным средством (яркая расцветка того, что особенно нравится, что он любит. Имея представление о желтом и красном цветах, но не зная оранжевого цвета, дети склонны оранжевые предметы воспринимать как красные или желтые. То, что усвоенные эталоны влияют не просто на называние, но, прежде всего, на само восприятие свойств, когда детям предлагают молча подбирать к образцу объекты точно такого же цвета. Трехлетние дети во многих случаях по желтому образцу подбирают только желтые объекты, а по красному - красные и оранжевые, по синему образцу они подбирают только синие, а по голубому - и голубые и синие. Особенно ярко это обнаруживается в случае, если образец сначала показывают детям, потом убирают и выбор надо произвести по памяти. По образцу знакомого цвета выбор производится правильно, а по образцу малознакомого цвета - ошибочно. Причина в том, что, получив, например, желтый образец, дети сразу же соотносят его с имеющимися у них эталоном и узнают как желтый. После этого они отбирают желтые объекты, а остальные отбрасывают, как «не такие». Оранжевый образец ставит ребенка в затруднительное положение, так как у него нет представления об оранжевом цвете, и он использует желтый. Усложнение продуктивной деятельности ведет к тому, что ребенок постепенно усваивает все новые и новые цвета.
Слайд 46Значительный вклад в развитие у детей чувства цвета внесли работы Е.
А. Аркина. Он использовал три метода работы с цветом: метод подбора, метод называния, метод выбора по называнию. И было установлено, что уже на 4-ом году у детей развита способность к цветоощущению. Голубой цвет он выделил как наиболее сложный для восприятия детьми не только 3-4 лет, но и 6-8 лет. В своих исследованиях он отметил, что любимыми цветами детей оказались красный и зеленый, а симпатичными черный и желтый.
Большое значение он отводил природе: «...когда воспитание ведется вне стен комнаты, когда перед ребенком каждый день развертывается полная красок панорама природы, тогда, нет сомнения, поле, лес, луг, звездный небосвод и закат солнца, постоянно меняющий свой цвет будут служить воспитателям средством в деле развития цветоощущения, чувства красоты, любви к природе и понимания ее. Природа полна жизни, полна интереса; всякий дидактический материал мертв, и нужно большое искусство со стороны педагога, чтобы оживить его и поддержать интерес к нему в ребенке».
Ребенок в процессе деятельности переживает как участник изображаемой им действительности, и при этом он начинает больше понимать и любить природу и т. д. Цвет является одним из значительных признаков выразительного отражения природы. Он служит для передачи состояния погоды дня, настроения, для характеристики какого-то образа. Перенесение цвета в рисунок значительно обогащает изображение природы ребенком. Дети младшего возраста с большим трудом подмечают различные сходства оттенков между собой» Дифференцировка светлоты цветового тона начинает отмечаться с 4-го года.
Н. П. Сакулина считала, что ребенок младшего дошкольного возраста различает достаточное количество цветов, но он затрудняется в словесных обозначениях, не может преодолеть «предметности цвета...».
В результате проведенных исследований ученой было установлено, что цветовое восприятие развивается у детей значительно раньше, чем умение передавать воспринятое в рисунке. Неполноту цветового восприятия детей Н. П. Сакулина видела в недостаточной культуре детского восприятия, которая формируется в условиях излишней цветовой насыщенности и пестроты игрушек и других окружающих ребенка вещей.
Слайд 47Как уже отмечалось, вследствие небольшого опыта, особую трудность для детей представляет
то, что не все предметы и не все цвета соответствует представлениям о них детей. Это может быть преодолено со включением в задания способов обследования с выделением цветов или же сравнения цветов в игровой деятельности.
Дети в возрасте 3-4 лет знают основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий), но не применяют такие обозначения цвета как светло-красный или темно-красный. Дети часто дают цветам разные названия. В то же время они иногда и отказываются от названия цветов. Они могут найти цвет к предложенному образцу, но в словаре детей отсутствуют слова, обозначающие названия цветов. Что же касается детей данного возраста, то у них встречаются и такие способы выражения цветовых ощущений, как поиск предметного обозначения цвета, применения названий переходных цветов.
Т. С. Комарова, являясь крупнейшим специалистом по детскому изобразительному творчеству, в своих исследованиях дает конкретную картину развития у детей чувства цвета, отмечая, что в массе своей дошкольники, как правило, не стремятся к разнообразному цветовому решению и могут выполнить всю работу одним цветом. Даже напоминание педагога о том, что в распоряжении ребенка есть бумага разного цвета, не вызывает у детей желания применять их. Такое явление, считает автор, можно объяснить тем, что в условиях целенаправленного обучения внимание детей чаще обращается на форму предметов, без активного освоения которой изображение получается неузнаваемым, цвет же для них не выступает как обязательное свойство предмета.
Дети младшего дошкольного возраста выбирают пары по принципу контраста.
Но они сами не видят оттенков, надо направлять восприятие ребенка на различные оттенки цвета. Одна трудность - отражение реального цвета объекта, другая - произвольное использование цвета, где последний выступает в роли средства, выражающего отношение для украшения. Эта тенденция является связующим звеном между чувством цвета, представлениями о цвете - с одной стороны, и творческим мышлением, воображением, системой оценок - с другой.
Яркость и пестрота, характерные для детских рисунков, зачастую говорят о небольшом опыте ребенка, недостаточном уровне цветового восприятия и культуре применения цвета. Такой рисунок может быть создан под влиянием впечатления от пестрой игрушки, книжной иллюстрации и т. д.
Слайд 48Чтобы ребенок усвоил эталонную систему цветов, необходима специальная организация продуктивной деятельности.
Задачей обучения является организация восприятия в виде многократных обследований и сопоставлений с собственными изображениями. При отсутствии таких действий в обучении дети без раздумий соотносят незнакомый цвет с хорошо известными: так оранжевый он называет красным.
В младшем и среднем дошкольном возрасте ребенок еще не имеет богатого опыта восприятия цвета, цветовых впечатлении. Эти качества необходимо развивать, так как они являются условием развития художественного восприятия цвета у дошкольника.
В. С. Мухина, исследуя особенности восприятия красивого детьми дошкольного возраста, отмечает, что «...в рисунках детей на тему «красивое» и «некрасивое» не просто воспроизводятся предметы и явления действительности. «Красивое» изображается яркими чистыми красками. Преимущество отдается желтой, красной, оранжевой и изумрудно-зеленой. При этом ребенок часто выбирает цвета, не соответствующие действительной окраске изображаемого предмета. «Не подражательный цвет, которым раскрашивают «красивое», часто бывает излюбленным цветом юного художника. Иногда дети один предмет раскрашивают сразу несколькими красками. «Некрасивое» в глазах ребенка выглядит особенно неприятным, если оно изображается нарочито неправильно, скверно или закрашено каким-либо темным, немилым ребенку цветом. Рисуя «некрасивое», малыши не жалеют черной, темно-коричневой, темно-синей краски».
Для реализации замысла ребенка необходим выбор цвета. Процесс выбора цветовой гаммы для детей довольно труден. Цвет выступает как средство украшения рисунка. Не случайно многоцветность расценивается детьми как средство выразительности и критерий красоты [48]. Решить задачу выбора цветовой гаммы можно только, если параллельно с формированием представления о цвете происходит обучение способам и приемам, обеспечивающим решение изобразительных задач на каждом этапе обучения. Особое значение сенсорному воспитанию в учебном процессе придают отечественные психологи и педагоги: Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец. В .П. Зинченко, Т. С. Комарова, А. А. Мелик-Пашаев, Н. П. Сакулина, А. П. Усова и др. Исследователи доказывают возможность детей не только воспринимать цвет, но и применять его в рисунке как выразительное средство, характеризующее образ. Цвет является основным компонентом художественного образа и сильным эмоциональным побудителем к его созданию. Занятия по изобразительной деятельности дают возможность целенаправленно развивать эстетическое восприятие цвета и цветовых сочетаний
Слайд 49Как показали исследования А. А. Мелик-Пашаева, цвет служит активным средством отображения
определенного образного содержания. Характер краски дети обычно определяют сами, потому что под ним подразумеваются психофизиологические закономерности воздействия цвета на человека. Для ребенка не имеет значения, каков действительный цвет реального предмета, он может использовать «не подражательную» гамму красок, имеющую для него особую выразительную силу. Говоря о пред почитании, стоит выделить еще такую особенность цветовосприятия , как любование красочностью. Красочность сама по себе доставляет им непосредственное удовольствие.
При условии правильного руководства, цветовой образ с его локальной окраской начнет занимать в рисунке старшего дошкольника свое место. Таким образом, как синее небо, зеленая трава, довольно рано изображаются в цвете, так как цветовой признак здесь является основным, доминирующим над формой.
Для этого у детей младшего дошкольного возраста должна быть разнообразная сенсорная подготовка, умение видеть и выделять цвет при обследовании качеств предметов; эмоционально отзываться на него. Также малыши должны приобрести определенный опыт в изо деятельности, освоить необходимые технические умения и навыки при работе с цветом. А также необходимо развить способность эстетически воспринимать произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
Таким образом, вопросы формирования представлений о цвете у детей дошкольного возраста широко представлены в истории педагогики, в исследованиях по сенсорному воспитанию и методике обучения детей изобразительной деятельности. На основе анализа литературы можно сделать вывод о том, что формирование представлений о цвете имеет большое значение для эмоционального развития дошкольника.
Психолого-педагогические исследования, обращенные к проблеме развития представлений о цвете у детей дошкольного возраста, позволили выявить характер и особенности восприятия цвета и цветовых сочетаний детьми 1-4 лет, определить пути развития эстетического чувства у детей этого возраста.
Слайд 50СМЕШИВАЕМ ЦВЕТА-
МЕТОДИКА ЗАУЧИВАНИЯ
ПОНЯТИЯ «ЦВЕТ»
Слайд 51Когда детей начинают учить изобразительным приемам, им обычно объясняют, что есть
три основных цвета, из которых можно получить все остальные. Это звучит довольно просто, но будет еще проще, если вы покажете это ребенку на примере. Как говориться, лучше один раз увидеть…
Преподнесите ему теорию о смешении цветов и оттенках в игровой форме. Вот несколько вполне доступных вариантов:
Вариант первый – с использованием прозрачной цветной бумаги (найти такую трудно, но можно).
Возьмите лист белой бумаги и положите на нее прозрачную цветную бумагу. Комментируйте ребенку все ваши действия. Например, «Смотри, если положить на белый лист желтый, а сверху синий, то получим зеленый цвет. А если положить желтый и красный – оранжевый». Этот вариант хорош тем, что бумага не пачкается, не течет и всегда под рукой. Ребенку легко самому составлять цвета.
Вариант второй – акварельный.
Тут все просто – берете акварельные краски и вместе с ребенком смешиваете их на листе бумаги, получая новые цвета и оттенки. А чтобы легче было это сделать, возьмите лист потолще и смочите его влажной губкой. Теперь просто капните краской на лист. Капли растекаются и смешиваются. Смешивать больше чем три цвета не рекомендуется – получается клякса грязного коричнево-черного цвета. Разведите краски, чтобы они были жидкими и дайте ребенку самому попробовать капать разные краски на лист, уверена, ему понравится. Только не давайте ему капать таким образом на пол, стены и потолок (да, некоторые дети умудряются накапать даже на потолок). Так что при этом способе лучше быть аккуратными.
Вариант третий – водный.
Этот вариант обычно нравится деткам больше других. Просто возьмите много баночек с водой и капайте туда краски, раскрашивая воду в разные цвета. Этот вариант хорош еще и тем, что можно сразу объяснить ребенку, что такое оттенки. Сначала вода будет розовая, затем светло-красная, потом темно-красная и так далее.
Слайд 52Вообще об оттенках лучше тоже рассказывать на наглядных примерах. Например, с
помощью той же прозрачной цветной бумаги. Накладывая бумагу одного цвета друг на друга, вы получите различные оттенки. Потом можно перейти к наложению друг на друга разных цветов. Например, так:
синий лист +1 красный;
синий лист + 2 красных;
синий лист + 3 красных и т. д….
Еще одним средством запоминания понятия «цвет» может служить небольшое самодельное пособие. Возьмите альбомный лист, нарисуйте на нем в один ряд кружки базовых цветов, а под ними кружки простым карандашом, пустые внутри. Попросите ребенка заполнить пустые кружки под каждым из цветных кружков, тем же цветом, что и раскрашенные. Пусть он произносит название цвета того кружка, который раскрашивает.
КОНСУЛЬАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
«Методы воздействия воспитателя,
стимулирующие детей к творчеству»
Слайд 54Консультация для педагогов
«Методы воздействия воспитателя, стимулирующие детей к творчеству»
Понятие «творчество» определяется
как деятельность, в результате которой ребёнок создаёт новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средство для его воплощения. Поэтому при планировании творческих занятий по рисованию необходимо учитывать всю воспитательно – образовательную работу, проводимую по ознакомлению с окружающим, развитию речи, чтению художественной литературы, музыкальные занятия.
Следует помнить, что все виды изобразительной деятельности объединяет образное отражение окружающей действительности.
К методам воздействия воспитателя, которые стимулируют детей к творчеству, прежде всего относятся наглядные и словесные методы и их взаимосвязь, а также практические методы. С детьми проводят беседы, которые помогают воспитателю обратить внимание детей на главное, учат ребят эмоционально воспринимать художественные образы. С этой целью также используется поэтическое слово, так как в нём иными художественными средствами переданы настроение, характер персонажа, явления природы. У детей необходимо формировать представление о различном подходе в передаче образа и поэтому желательно, во время беседы, рассматривать разные варианты изображения. Целесообразно перед проведением бесед устраивать в группе небольшие экспозиции репродукций картин, скульптуры малых форм, графики, декоративно – прикладного искусства. Устраивать также тематические выставки, итоговые беседы и итоговые выставки.
Развитию творчества способствует организация наблюдений в природе. У детей развивается наблюдательность. Дети начинают замечать, что в природе цвета очень различные (не просто белый, синий, красный, а есть многообразие оттенков). В своих рисунках дети используют эти оттенки. Воспитатель учит детей видеть, как изменяется форма, величина предмета от освещения (так, например, вечером кажется всё более тёмным, днём, наоборот, ярким, красочным, предмет хорошо виден). Необходимо с детьми анализировать предметы, обращая их внимание не только на основные части, но и второстепенные, подмечая выразительность очертания.
Слайд 55Развитию творчества у детей способствуют различные экскурсии в природу, в музеи,
целевые прогулки, а также организация праздников, развлечений, просмотр диафильмов, прослушивание грамзаписи. На творческих занятиях необходимо использовать музыку. Музыка способствует развитию воображения.
Одним из методов являются творческие задания. Содержанием таких заданий могут быть явления действительности, общественные события, сказочные образы. В творческих заданиях дети ставятся в необычные условия, им предлагается самостоятельно найти различные варианты цветового решения, композиционного построения. Воспитатель должен создать необычную ситуацию новизны. Поисковые ситуации заставляют детей идти от неизвестного к знакомому, догадываться, пробовать способы изображения. В заданиях творческого характера воспитатель обращает внимание детей на фон бумаги, который помогает создать цветовой образ рисунка. При изображении природы воспитатель должен учить детей использовать разнообразные цвета. Всё это в целом развивает у детей чувство цветовой гармонии. Необходимо спросить у детей какие цвета им больше нравятся.
Необходимым для развития творчества детей является их работа с разнообразными материалами (рисование цветными мелками, восковыми, углём и т. д.), знакомство ребят с разнообразными нетрадиционными приёмами рисования. Необходимо ставить задачи так, чтобы ребёнок смог сам найти нужный материал и применить его.
Одним из практических методов развития творчества является обучение детей различным способам изображения предметов (например, рисование травки штрихом, мазком, прима киванием, набрызгом и т. д.). Создание какой – то необычной игровой ситуации, сюрпризного момента также может вызвать у детей желание создать творческий образ.
Слайд 56Методы и приёмы обучения изобразительной деятельности в ДОУ
ПЛАН :
1. ВЛИЯНИЕ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НА ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА ДОШКОЛЬНИКА.
2. КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ .
3. МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИЁМОВ ОБУЧЕНИЯ
В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ ДЕТСКОГО САДА.
Слайд 57В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности:
рисование, лепка, вырезание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из природных материалов и т.д.
Такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, малыш будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, поделках рассказать о том, что узнал, увидел, пережил.
Изобразительная деятельность ребенка, которой он только начинает овладевать, нуждается в квалификационном руководстве со стороны взрослого.
Но чтобы развить у каждого воспитанника творческие способности, заложенные природой, педагог должен сам разбираться в изобразительном искусстве, в детском творчестве, владеть необходимыми способами художественной деятельности.
Изобразительная деятельность дошкольников как вид художественной деятельности должна носить эмоциональный, творческий характер. Педагог должен создавать для этого все условия: он прежде всего должен обеспечить эмоциональное, образное восприятие действительности, формировать эстетические чувства и представления, развивать образное мышление и воображение, учить детей способам создания изображений, средствам их выразительного исполнения.
Процесс обучения должен быть направлен на развитие детского изобразительного творчества, на творческое отражение впечатлений от окружающего мира, произведений литературы и искусства.
Рисование, лепка, аппликация – виды изобразительной деятельности, основное назначение которой – образное отражение действительности. Изобразительная деятельность – одна из самых интересных для детей дошкольного возраста.
Изобразительная деятельность – это специфическое образное познание действительности. Как всякая познавательная деятельность имеет большое значение для умственного воспитания детей.
Овладение умением изображать невозможно без целенаправленного зрительного восприятия – наблюдения. Для того чтобы нарисовать, вылепить какой-либо предмет, надо предварительно хорошо с ним ознакомиться, запомнить его форму, величину, цвет, конструкцию расположение частей.
Для умственного развития детей имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний на основе представлений о разнообразии форм пространственного расположения предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов.
Слайд 58При организации восприятия при организации восприятия предметов и явлений важно обращать
внимание детей на изменчивость форм, величин (ребенок и взрослый), цветов (растения в разные времена года), разное пространственное расположение предметов и частей (птица сидит, летает, клюет зерна, рыбка плавает в разных направлениях и т.д.); детали конструкций также могут быть расположены по-разному.
Занимаясь рисованием, лепкой, аппликацией дети знакомятся с материалами (бумага, краски, глина, мел и др.), с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы.
Обучение изобразительной деятельности без формирования таких мыслительных операций, как анализ, сравнение, синтез, обобщение.
На основе сходства предметов по форме возникает общность способов изображения в рисунке, лепке. Например, чтобы слепить ягоду, орешек, неваляшку, яблоко или цыпленка (предметы имеющие круглую форму или части круглой формы), необходимо раскатать кусочки пластилина или глины кругообразными движениями.
Способность анализа развивается от более общего и грубого различения до более тонкого. Познание предметов и их свойств, приобретаемое действенным путем, закрепляется в сознании.
На занятиях по изобразительной деятельности развивается речь детей: усвоение и название форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствует обогащению словаря; высказывания в процессе наблюдений за предметами, при обследовании предметов, построек, а также при рассматривании иллюстраций, репродукций с картин художников положительно влияют на расширение словарного запаса и формирование связной речи.
Как указывают психологи, для осуществления разных видов деятельности, умственного развития детей большое значение имеют те качества, навыки, умения, которые они приобретают в процессе рисования, аппликации и конструирования.
Изобразительная деятельность тесно связана с сенсорным воспитанием.
Формирование представлений о предметах требует усвоения знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве. Дети определяют и называют эти свойства, сравнивают предметы, находят сходства и различия, то есть производят умственные действия.
Слайд 59Таким образом, изобразительная деятельность содействует сенсорному воспитанию и развитию наглядно-образного мышления.
Детское изобразительное творчество имеет общественную направленность. Ребенок рисует, лепит, конструирует не только для себя, но и для окружающих. Ему хочется, чтобы его рисунок что-то сказал, чтобы изображенное им узнали.
Общественная направленность детского изобразительного творчества проявляется и в том, что в своей работе дети передают явления общественной жизни.
Значение занятий изобразительной деятельностью для нравственного воспитания заключается также в том, что в процессе этих занятий у детей воспитываются нравственно-волевые качества: потребность и умение доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т.п.
Изобразительная деятельность должна быть использована для воспитания у детей доброты, справедливости, для углубления тех благородных чувств, которые возникают у них.
В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность. Для создания рисунка, лепки, аппликации необходимо приложить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть определенными умениями. Изобразительная деятельность дошкольников учит их преодолевать трудности, проявлять трудовые усилия, овладевать трудовыми навыками. Сначала у детей возникает интерес к движению карандаша или кисти, к следам оставляемыми ими на бумаге; постепенно появляются новые мотивы творчества – желание получить результат, создать определенное изображение.
Дошкольники овладевают многими практическими навыками, которые позднее будут нужны для выполнения самых разнообразных работ, приобретают ручную умелость, которая позволит им чувствовать себя самостоятельными.
Освоение трудовых умений и навыков связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, упорство, выдержка. У детей воспитываются умения трудиться, добиваться желаемого результата. Формированию трудолюбия, навыков самообслуживания способствует участие ребят в подготовке к занятиям и уборке рабочих мест.
Слайд 60Основное значение изобразительной деятельности заключается в том, что она является средством
эстетического воспитания.
В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействующие формированию эстетического отношения к действительности.
Непосредственное эстетическое чувство, которое возникает при восприятии красивого предмета, включает различные составляющие элементы: чувство цвета, чувство пропорции, чувство формы, чувство ритма.
Для эстетического воспитания детей и для развития их изобразительных способностей большое значение имеет знакомство с произведениями изобразительного искусства. Яркость, выразительность образов в картинках, скульптуре, архитектуре и произведениях прикладного искусства вызывают эстетические переживания, помогают глубже и полнее воспринимать явления жизни и находить образные выражения своих впечатлений в рисунке, лепке, аппликации. Постепенно у детей развивается художественный вкус.
Слайд 62Успех воспитания и обучения во многом зависит от того, какие методы
и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки, а также развить способности в той или иной области деятельности.
Под методами обучения изобразительной деятельности и конструированию понимают систему действий педагога, организующего практическую и познавательную деятельность детей, которая направлена на усвоение содержания, определенного «Программой воспитания и обучения в детском саду».
Приемами обучения называют отдельные детали, составные части метода.
Традиционно методы обучения классифицируются по тому источнику, из которого дети получают знания, навыки и умения, по тем средствам, с помощью которых эти знания, умения и навыки преподносятся. Так как дети дошкольного возраста приобретают знания в процессе непосредственного восприятия предметов и явлений окружающей действительности и из сообщений педагога (объяснения, рассказы), а также в непосредственной практической деятельности (конструирование, лепка, рисование и т.п.), то выделяют методы:
• наглядные;
• словесные;
• практические.
Это традиционная классификация.
В последнее время разработана новая классификация методов. Авторами новой классификации являются: Лернер И.Я., Скаткин М.Н. она включает следующие методы обучения:
• информативно - рецептивный;
• репродуктивный;
• исследовательский;
• эвристический;
• метод проблемного изложения материала.
Слайд 63
В информационно – рецептивный метод включаются следующие приемы:
рассматривание;
наблюдение;
экскурсия;
образец воспитателя;
показ воспитателя.
Словесный метод
включает в себя:
беседу;
рассказ, искусствоведческий рассказ;
использование образцов педагога;
художественное слово.
Репродуктивный метод – это метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящих навыки до автоматизма. Он включает в себя:
прием повтора;
работа на черновиках;
выполнение формообразующих движений рукой.
Эвристический метод направлен на проявление самостоятельности в каком - либо моменте работы на занятии, т.е. педагог предлагает ребенку выполнить часть работы самостоятельно.
Исследовательский метод направлен на развитие у детей не только самостоятельности, но и фантазии и творчества. Педагог предлагает самостоятельно выполнить не какую – либо часть, а всю работу. Метод проблемного изложения, по мнению дидактик не может быть использован в обучении дошкольников и младших школьников: он применим только лишь для старших школьников.
Слайд 64В своей деятельности воспитатель использует различные методы и приемы в рисовании,
лепке, аппликации и конструировании.
Так в рисовании основной прием для первой младшей группы – показ, как следует пользоваться карандашами и красками. Наиболее эффективный прием – пассивные движения, когда ребенок действует не самостоятельно, а с помощью. Эффективны игровые изобразительные движения однородного, ритмичного характера с проговариванием слов: «туда – сюда», «сверху - вниз» и т.д. Такой прием дает возможность связать образ предмета с изобразительным движением.
Чтение стихов, потешек, песенок на занятиях – важнейший методический прием. Еще один прием работы в первой младшей группе – сотворчество педагога с детьми.
Во второй младшей группе на занятиях по рисованию активно используется информационно – рецептивный метод. Особенно полезен перед занятием действенный способ знакомства с формой предмета: дети обводят форму рукой, играют с флажками, мячами, шарами, ощупывают их очертания. Такое обследование предмета создает более полное представление о нем.
Также эффективен прием обследования предмета движением руки по контуру и показ этого движения в воздухе.