Слайд 1Традиционные формы крестьянского досуга
Слайд 2Кулачные бои
В Древней Руси часто проводились кулачные бои. Существовали они в
России начиная с глубокой древности до начала XX века. Помимо развлечения, кулачный бой был своеобразной школой войны, развивающей у народа навыки, необходимые для защиты Родины. Для обозначения состязаний кроме термина «кулачный бой» использовались такие как: «кулачки», «бойовище», «навкулачки», «кулачная бойка», «бойка».
Слайд 3В России существуют собственные традиции боевых единоборств. Славяне были известны всей
Европе как доблестные войны. Так как войны на Руси были частым явлением, каждому мужчине следовало владеть ратными навыками. Начиная с самого раннего возраста дети с помощью разнообразных игр, таких как «царь горы», «на ледяной горке» и «куча-мала», борьбы и метания постепенно приучались к тому, что нужно уметь постоять за Родину, семью и самих себя. Когда дети становились взрослыми, игры перерастали в настоящие поединки, известные как «кулачные бои».
Первые упоминания о таких поединках были сделаны летописцем Нестором в 1048 году
Слайд 4Правила и виды кулачного боя
Кулачные бои обычно проводились по праздникам, а
разгул боёв начинался во время Масленицы. По количеству участников они делились на: «улица на улицу», «деревня на деревню», «слобода на слободу». Летом бой проходил на площадях, зимой — на замёрзших реках и озёрах. В боях участвовал и простой народ и торговцы.
Слайд 5Самый древний вид боя — «сцеплялка-свалка», который часто назывался «сцепным боем»,
«свалкой врассыпную», «свальным боем», «сцепельной схваткой». Представляла собой противостояние бойцов, дравшихся без соблюдения строя каждый сам за себя и против всех.
Слайд 6Самым распространённым видом кулачного боя был «стенка на стенку». Бой делился
на три этапа: сначала дрались мальчишки, после них — неженатые юноши, а в конце стенку ставили и взрослые. Не разрешалось бить лежачего или присевшего, хватать за одежду. Задача каждой стороны состояла в том, чтобы обратить сторону противника в бегство или хотя бы заставить отступать. Стенка, проигравшая «поле» (территорию на которой шёл бой), считалась побеждённой.
Слайд 7«Сам на сам» или «один на один» был самым почитаемым видом
боя. Он напоминал старый бокс голыми руками в Англии. Бои «один на один» могли организовываться специальным человеком, а могли быть и стихийными. В первом случае бой назначался на определённый день и время, а вторая разновидность могла проходить в любом месте, где собирался народ: ярмарки, праздники.
Слайд 8Горелки
Горелки изначально не были детской игрой: в неё играли девушки и
холостые молодые мужчины. Водящим всегда выбирался парень, и ловить он мог только девушку, так что игра давала возможность знакомиться, общаться, выбирать невесту. О такой функции игры идёт речь в «Повести временных лет» Возникновение горелок связывают с языческими праздниками и обрядами: встречей весны, «когда славилась богиня Лада, покровительница браков и чадородия, когда сама природа вступает в свой благодатный союз с богом-громовником и земля принимается за свой род», или с праздником Ярилы или Ивана Купалы — днём летнего солнцестояния[5]. В горелки играли на праздниках и гуляньях, когда собиралось много народу.
В настоящее время горелки считаются исключительно детской игрой.
Слайд 9Для игры выбирается открытое место — лужайка, поляна, широкая улица перед
домом, просторный двор.
Играющие встают парами друг за другом. Впереди всех на расстоянии двух шагов спиной к играющим стоит водящий — горельщик (горелка).
Слайд 10Играющие нараспев говорят слова:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Стой подоле,
Гляди на
поле,
Едут там трубачи
Да едят калачи.
Погляди на небо:
Звёзды горят,
Журавли кричат:
— Гу, гу, убегу.
Раз, два, не воронь,
А беги, как огонь!
Слайд 11После этих слов стоящие в последней паре бегут с двух сторон
вдоль колонны. Горельщик не оборачиваясь старается запятнать одного из них. Если бегущие игроки успели взять друг друга за руки, прежде чем он запятнает одного из них, то они встают впереди первой пары, а горельщик вновь водит. Игра повторяется.
Если горельщику удаётся запятнать одного из бегущих в паре, то он встаёт с ним впереди всей колонны, а тот, кто остался без пары, горит.
Слайд 12Лапта
История русской лапты начинается очень давно: упоминания о ней встречаются даже
в памятниках древнерусской письменности, а биты и мячи для игры были найдены при раскопках в Великом Новгороде в слоях, относящихся к 14 столетию.
При Петре I игру начали применять как средство физической подготовки солдат Семёновского и Преображенского полков, а затем и в других воинских подразделениях. В Российской империи в лапту играли люди всех возрастов, она использовалась и для физического воспитания детей, подростков, юношей и девушек. При комиссаре просвещения Н. И. Подвойском русская лапта была включена в физическую подготовку солдат Красной Армии. Официальные первенства по русской лапте начали проводиться в СССР в конце 1950-х — начале 1960-х годов, затем на некоторое время проведение соревнований было прекращено.
Слайд 13Классические правила
Участники игры делятся на две равные команды. По жребию игроки
одной команды идут в город, а другая команда водит. Команда города начинает игру. Бьющий лаптой отбивает мяч как можно дальше в поле (нельзя бросать биту), бежит через площадку за линию кона и возвращается назад в город. Водящие в поле ловят отбитый мяч (если мяч пойман слёту, тогда команды меняются местами) и стараются запятнать (осалить) бегущего. Им разрешается перебрасывать мяч друг другу, чтобы попасть в бегущего с более близкого расстояния.
Если игрокам поля удаётся запятнать бегущего, они переходят в город. Если игроки поля не могут запятнать бегущего, то они быстро перекидывают мяч в город. Как только мяч вернулся в город, игрок, не успевший прибежать назад в город, остаётся за линией кона и ждёт следующей возможности вернуться в город. Если бьющий ударил по мячу плохо и команда в поле быстро поймала мяч, то бежать опасно, так как могут легко осалить. В таком случае бьющий может не бежать, а оставаться за чертой, по другую сторону от команды — в деревне.
Слайд 14Игра продолжается, и мяч бьёт следующий игрок. По очереди все игроки
команды выступают в роли бьющих. Игроки, оставшиеся в пригороде и за коном, ждут, чтобы их выручили. Выручить может тот, кто далеко отобьёт мяч, дав возможность перебежки самому, а также игрокам из пригорода и кона. Мяч, выбитый за боковую линию, не учитывается. Mожет создаться более трудное положение, когда все игроки бьющей команды, кроме одного, находятся за линией кона и в пригороде, тогда игроку, который ещё не бил, разрешают ударить трижды. Если он промахнётся, то игроки города уступают своё место водящим. Подавальщики не должны переступать черту города. Тому, кто не может отбить мяч лаптой, разрешается бросить его в поле рукой.
Игра считается выигранной, если все игроки пробили по мячу, пробежали за линию кона и вернулись назад в город. Игра считается проигранной, если все игроки пробили мяч, но никто не перебежал за линию кона. По окончании игры команды меняются местами. Команда города переходит в поле, а из поля переходит в город.
Слайд 16Кости
Одна из древнейших игр — первые прообразы игральных костей найдены в
Египте, и датируются они XX веком до н. э. Широко распространилась в Древнем Риме. Имеет множество разновидностей, от простых (выигрывает выкинувший большее количество очков) до сложных, в которых можно использовать различные тактики игры.
Название «кости» происходит из материала, из которого они выполнялись. Обычно их вырезали из суставов копытных животных. Бедные слои населения редко могли позволить подобную роскошь, поэтому делали их из дерева или прочных косточек, полученных из плодов. Более состоятельные слои населения (в разные эпохи) пользовались костями из драгоценных и полудрагоценных материалов: слоновой кости, агата, янтаря, оникса, серебра и золота.
По некоторым источникам, игра в кости связана с гаданием на костях животных. На это указывает также то, что в древности результат игры считался изъявлением воли богов.
Точное место возникновения игры в кости не известно. Самые древние кости датируются XX веком до н. э., обнаружены в Фивах. Первоначально кости служили орудием для гаданий. По данным археологических раскопок в кости играли повсеместно во всех уголках земного шара.
Слайд 17Основной принцип игры в кости — каждый игрок по очереди бросает
некоторое количество игральных костей (от одной до пяти), после чего результат броска (сумма выпавших очков; в некоторых вариантах используются очки каждой кости по отдельности) используется для определения победителя или проигравшего. До конца игры может производиться произвольное количество бросков.
Слайд 18Кила
Первые упоминания командных игр с мячом в России относятся ко временам
существования Новгородского княжества.
В 1793 году Кристианом Гейслером запечатлел на своей гравюре «Das Ballspiel» русскую игру с мячом.
В 1867 году в выпуске газеты «Вологодские ведомости» встречается первое подробное описание килы. Собственно, само понятие «кила» впервые применил писатель Николай Герасимович Помяловский в произведении «Очерки бурсы».
Современное описание килы дал профессор Борис Владимирович Горбунов в историко-этнографическом исследовании «Воинская состязательно-игровая традиция в народной культуре русских» в 1999 году.
24 августа 2014 года в Краснознаменске прошла игра в килу на основании правил, разработанных с помощью этнографических и исторических данных. Поставлена задача преобразовать игру в современный зрелищный вид спорта при сохранении уникальной самобытности.
5 ноября 2014 года во Владимире прошел открытый турнир по киле в рамках фестиваля «Русь жива».
18 мая 2015 года в Москве Дмитрий Алексеевич Черняк основал Межрегиональную общественную организацию развития русской традиционной игры «Федерация килы». Федерация килы стала лауреатом премии губернатора Московской области «Наше Подмосковье» в 2015, 2016 и 2017 гг.
15 августа 2015 года в Москве прошел открытый чемпионат по киле «Богатырская сеча», представлено 8 команд из разных городов России.
В последнее время игра в килу стала достаточно распространенной во время проведения народных гуляний в разных регионах России.
Слайд 19Игра ведется кожаным набивным мячом диаметром 25 см и толщиной 12
см, массой 1,5 кг.
Поле для игры представляет из себя прямоугольник с вариативными размерами в зависимости от количества игроков. Границы поля обозначаются линиями или закрепленной на земле веревкой. Посередине поля чертится линия. Могут использоваться разные покрытия поля, включая футбольное, земляное, песчаное, снежное и др.
Игроки экипируются с помощью кроссовок, традиционных русских штанов, эластичных бинтов на ноги, футболок и защитных маек с номером команды.
Цель игры — взять «город» соперника, иначе говоря, занести мяч в зачетную зону за линией «города». Город считается взят в том случае, если игрок полностью оказывается в стоячем или лежачем положении за его линией (все части тела должны находиться за линией).
Игра проводится в 2 или 4 схватки. Одна схватка — пятикратное взятие «города» одного из соперников. В случае ничьи назначается дополнительная схватка, которая должна выявить победителя.
Жеребьевка решает — какая команда начинает игру первой.
Слайд 20Есть два способа ведения игры — «земля» и «воздух» — когда
мяч на земле его можно трогать только ногами, но когда он в воздухе можно использовать руки.
Мяч считается вышедшим за пределы поля в случае, если он пересек оградительную линию по земле или воздуху, либо игрок, несущий мяч в руке, ногой зашел за пределы поля или игрок с мячом в руках коснулся земли любой частью тела за пределами границы игрового поля.
К разрешенным во время игры действиям относятся следующие: встреча и толкание соперника корпусом, удержание и захватывание соперника руками, низкоамплитудные броски соперника, битье ногами или руками по мячу, отнимание или выбивание мяча у соперника; толчки руками в грудь.
К запрещенным во время игры действиям относятся: действия за границами поля, толчки руками в спину и в плечо, подсечки, подножки и зацепы ногами за ноги соперника, намеренное травмирование соперника, захваты за гениталии, захваты бегущего игрока за шею и голову, накидывание мяча с земли себе в руки или с рук на свою ногу, удары по сопернику. За нарушения выносятся предупреждения, повторные нарушения ведут к удалению с поля. Борьба на земле ограничивается 5 секундами, по истечении этого времени игроки должны подняться и продолжить игру, если атакующий игрок не поднялся за 5 секунд — мяч переходит команде соперника.
Слайд 22Катание с горки
Катание с ледяных гор было распространено на всей территории
России, от крайнего Севера до южных губерний. На Руси скатывание с горы не было простым развлечением. А, скорее, действом, полным тайного смысла. Люди верили, что во время этой, казалось бы, невинной потехи, в человеке и в земле ускорялись жизненные токи. В народной традиции катание людей с гор называлось "бужением земли": катающийся народ будит её, пробуждает в ней животворящую энергию будущей весны.
Слайд 23«Строительством» гор обычно занимались особые «артели» из парней и молодых мужчин.
Высокую деревянную конструкцию замазывали конским навозом и покрывали утрамбованным снегом, который несколько раз поливали на морозе водой до появления толстой гладкой ледяной корки на катальной поверхности, имевшей невысокие защитные бортики и называвшейся скатом или катищем. Продолжением его служила специально расчищенная в снегу и залитая водой до замерзания длинная дорожка – улица, раскат, хвост. Если гора располагалась на берегу реки или озера, то раскатом служил расчищенный на них естественный лед.
Слайд 24Для катания использовались разнообразные, заранее изготовленные приспособления: ледянки – обмазанные навозом
и покрытые льдом решета; обледеневшие шкуры домашних животных и рогожи; лубье – липовая кора, катанки или буки – старые подмороженные корзины; лотки – распиленные пополам чурки с уплощенным подмороженным основанием и выдолбленным сверху углублением; козлы, скачки, подки, корежки– долбленые из дерева ладьи с сидением в середине; катульки – заостренные впереди и выдолбленные сверху доски; скамейки, салазки и прочее. Все они затаскивались на гору при помощи привязанной впереди веревки.