Слайд 1Театр и музыка Античности
Автор – учитель русского языка и литературы
МОУ
Дмитровская СОШ № 9
Русак Инна Николаевна
М Х К - 10
Слайд 2Введение…
Истоки театрального искусства Древней Греции восходят к Великим Дионисиям – особо
почитаемому у греков празднику в марте.
Праздничное шествие возглавлял жрец в образе Диониса, многочисленная свита сатиров в козлиных шкурах исполняла хоровые обрядовые песни (дифирамбы), судьи решали, какой из хоров пел лучше и присуждал победителю треножник…
На празднике присутствовала маска Диониса, ставшая впоследствии
символом театрального искусства.
Все актеры надевали маски: веселые и грустные, трагические и комические…
Официальная дата рождения театра – 534 г.до н.э.
Слайд 3Актеры с масками.
Роспись кратера. Около 410 г.до н.э.
Национальный археологический музей.
Неаполь.
Слайд 4ТРАГИКИ
И
КОМЕДИОГРАФЫ ГРЕЧЕСКОГО ТЕАТРА
Слайд 5ЭСХИЛ.
Мраморная римская копия греческого оригинала.
4 век до н.э. Эрмитаж. Санкт-Петербург.
Отцом
греческой трагедии
по праву считают
ЭСХИЛА (525-456 ГГ.ДО Н.Э.).
В театральном искусстве того времени отсутствовал драматический конфликт и преобладали песни хора, а все роли исполнялись 1 актером.
Но постепенно в произведениях Эсхила хор теряет свое значение, главное внимание автор сосредоточил на развитии драматического действия, вводится сначала 2-й, а затем и 3-й актер.
Мифологические сюжеты.
Внимание сосредоточено на жизни богов.
Из 90 пьес до нас дошли 7:
Наиболее известны: «Персы», «Семеро против Фив», «Орестея», «Агамемнон», «Прикованный Прометей»…
Слайд 8СОФОКЛ. Мраморная римская копия греческого оригинала.
4 век до н.э. Музеи
Ватикана. Рим.
Автор 123 трагедий
СОФОКЛ (окю496-406 гг.до н.э.),
до нас дошло только 7.
Расцвет его творчества связан с веком ПЕРИКЛА.
Софоклу многое удалось изменить в греческой трагедии после Эсхила:
он ввел в действие 3-го актера,
увеличил состав исполнителей до 15 человек, сократил объем партий хора,
изобрел театральные декорации.
Главное внимание было отдано
внутреннему миру героев.
В отличие от Эсхила, Софокл показывает людей не ТАКИМИ, КАКИЕ ОНИ ЕСТЬ,
А КАКИМИ ОНИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ!
Лучшие произведения Софокла –
«Антигона», «Царь Эдип», «Электра».
Слайд 10ЕВРИПИД.
Мраморная римская копия греческого оригинала.
4 век до н.э. Государственные
музеи. Берлин.
ЕВРИПИД
(ОК.480-406 ГГ.ДО Н.Э.)
Создал около 90 произведений,
большинство посвящено мифологии.
Среди дошедших до нас – «Медея», «Ипполит», «Гекуба», «Электра», «Андромаха», «Ифигения в Авлиде».
«Философ на сцене», «самый трагичный из поэтов» (Аристотель).
Мир человеческих страстей, переживаний и душевного надлома – вот что интересовало автора. Он изображал людей такими,
КАКИМИ ОНИ БЫЛИ В ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ.
Слайд 12АРИСТОФАН.
Мраморная римская копия греческого оригинала.
4 век до н.э. Эрмитаж.
Санкт-Петербург.
ОТЕЦ КОМЕДИИ,
АРИСТОФАН (ок.445-385 гг. до н.э.),
автор более 40 комедий, из которых сохранилось 11. Наиболее известные: «Всадники», «Облака», «Мир»,
«Лисистрата», «Лягушки»…
Его сатирические произведения пользовались огромным успехом у греческой публики. Обличающий смех Аристофана обращал людей к
добру, любви и взаимопониманию, поэтому он долго выступал в роли учителя и воспитателя афинского общества, в особенности молодежи.
Едва его герои появлялись на сцене в своих странных костюмах и масках, раздавался дружный СМЕХ зрителей.
Слайд 13Старый земледелец Стрепсиад — в долгах из-за сына Фидиппида, проматывающего деньги
на занятия конным спортом.
Стрепсиад ищет помощи у соседа — мудреца Сократа; придя в «мыслильню», где Сократ обучает молодёжь, Стрепсиад просит научить его хитрым речам и увёрткам, которые позволили бы не отдавать долгов. Но Стрепсиад оказывается негодным для науки, и тогда вместо него идёт учиться Фидиппид.
Пройдя обучение в «мыслильне», Фидиппид и в самом деле помогает отцу уйти от уплаты долга; однако, выучившись «кривде», начинает презирать дорогие Стрепсиаду старые обычаи, выходит из послушания и даже избивает отца.
В финале пьесы Стрепсиад, испытав позднее раскаяние и нечто вроде прозрения, проклинает софистику и поджигает «мыслильню».
Слайд 14Театральное и цирковое искусство
Древнего Рима
Театр Одеон в Помпеях. 80 г.до
н.э.
Слайд 15Римская империя жила шумной и беспокойной жизнью, население постоянно требовало
«ХЛЕБА
И ЗРЕЛИЩ».
Тетральные представления, состязания гладиаторов, укрощение диких зверей собирали на трибунах огромное количество зрителей.
Здесь зародилась будущая итальянская комедия
ДЕЛЬ АРТЕ: искусная пантомима, виртуозное исполнение трагических конфликтов, взывающих в душах людей катарсис, мастерство, граничащее с фокусничеством, сопровождение игрой на музыкальных инструментах…
НО: профессия актера в сравнении с Грецией
НЕ БЫЛА ПОПУЛЯРНА!
Особый успех имели цирковые представления!!!
Слайд 16Большой цирк в Риме. Реконструкция.
Слайд 17Музыкальное искусство
Античности
Рождению музыки мы обязаны Древней Греции.
В жизни греков музыка
значила многое: праздники и торжественные шествия в честь богов, гимнастические состязания
атлетов и Олимпийские игры,
поэтические
турниры и театральные представления…
Обучение музыкальному искусству, его теории и приемам исполнения было обязательной частью общей системы образования гражданина и считалось важнейшим средством влияния на нравственный мир человека!!!
Слайд 18ДЕХТЕР.
Урок музыки. Краснофигурная роспись на вазе. 360-340 гг.до н.э. Эрмитаж.
Санкт-Петербург.
Любовью и уважением
пользовались странствующие певцы
- сказители эпических преданий АЭДЫ и РАПСОДЫ,
воспевающие подвиги героев и деяния богов.
В 7-6 вв.до н.э. возникла
хоровая и сольная,
гражданская и военная лирика.
Крупнейшим поэтом-лириком стал ПИНДАР (род. в 518 г.до н.э.), сочинявший торжественные оды.
Прославилась и поэтесса
САПФО (7-6 вв.до н.э.) –
«десятая муза»,
обучавшая поэтическому искусству, пляскам и пению… 9 книг.
Слайд 19ПЛАТОН. К САПФО.
Девять лишь муз называя, мы Сапфо наносим обиду.
Разве мы
в ней не должны музу десятую чтить?
(Перев. О. Б. Румер)
Слайд 20Дитя у меня есть родное.
Прелестное, точно цветочек.
Сияющий пышной красою!..
Главная тема
Сапфо — любовь, неодолимая, иногда мучительная страсть.
Именем Сапфо назван излюбленный размер ее стихотворений — сафова, или сапфическая строфа.
Слайд 21Музыкальные инструменты Древней Греции: ДВОЙНОЙ АВЛОС, ЛИРА,
КИФАРА, БУКЦИНА.
Реконструкция античных музыкальных
инструментов.
Маийона. Музей музыки. Санкт-Петербург.
Слайд 22Орфей, играющий на лире.
Роспись на вазе. Около 450 г.до н.э.
Государственные
музеи. Берлин.
ЛИРА –
символ поэзии и музыкального
искусства.
ЛИРИКА!
Слайд 23Музыкальная культура ДРЕВНЕГО РИМА
развивалась во многом под влиянием греческой, позднее
сюда стала проникать музыка с Востока, особенно из Сирии и Египта.
Этот сплав разностильной музыки вполне отвечал прихотям богатых римлян, ведущих праздный образ жизни, - музыка призвана была пробуждать «изнеженные чувства», веселить, создавать праздничное настроение.
Исключительным спросом пользовались учителя музыки и танцев.
Среди музыкально-поэтических жанров Древнего Рима можно назвать песни триумфальные (победные), застольные, свадебные и поминальные, вакханалии…
Впервые была введена практика организации музыкальных концертов и музыкальных состязаний поэтов, певцов, кифаристов…
Слайд 24МУЗА, ИГРАЮЩАЯ НА КИФАРЕ.
Роспись на вазе. Около 445 г.до н.э.
Частное
собрание. Лугано.
МАРЦИАЛ
ЮВЕНАЛ
Слайд 25Трагическая мужская (1 век)
и женская (1-2 вв.) театральные маски.
Эрмитаж. Санкт-Петербург.
Слайд 26И Т А К ,
культуру
Античности
по праву
называют
«КОЛЫБЕЛЬЮ»
ЕВРОПЕЙСКОЙ
ЦИВИЛИЗАЦИИ!!!