Презентация, доклад на тему Сюрреализм в изобразительном искусстве

Содержание

Сюрреализм в изобразительном искусстве«Человек есть бесконечность»

Слайд 1Департамент образования г.Москвы
Северное окружное управление образования
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Центр образования

№ 1884




Экзаменационная проектная работа
по мировой художественной культуре
Сюрреализм в изобразительном искусстве






Выполнила: ученица 9 «а» класса
Баранникова Татьяна Алексеевна
Консультант: Краснова Людмила Викторовна






Москва 2011
Департамент образования г.МосквыСеверное окружное управление образованияГосударственное бюджетное образовательное учреждение Центр образования № 1884

Слайд 2Сюрреализм в изобразительном искусстве
«Человек есть бесконечность»

Сюрреализм в изобразительном искусстве«Человек есть бесконечность»

Слайд 3Что такое сюрреализм?
Частенько на выставках
таких художников как Пабло Пикассо можно

услышать саркастическое «я бы так тоже намалевал!» или «такое нарисовал бы даже ребенок!".

Что тут говорить о загадочных, иногда забавных или пугающих, порой просто чудовищных сюрреалистических произведениях, похожих на работы сумасшедших.
Сюрреализм считается одним из самых ярких направлений в изобразительном искусстве и литературе. Появился в Париже в период первой мировой войны.
Сюрреалисты стремились, уничтожив логику и границы между реальностью и фантазией, создать новый прекрасный мир, построенный на свободной игре ассоциаций и образов из подсознания.

Что такое сюрреализм?Частенько на выставках таких художников как Пабло Пикассо можно услышать саркастическое «я бы так тоже

Слайд 4Идеи и воплощение сюрреализма
Подчеркивается тот факт, что сюрреализм является не просто

манерой живописи, а неким очень важным душевным опытом.
Одними из важнейших ценностей сюрреалистов являлись свобода, а также иррациональность, они были вдохновлены радикальной левой идеологией, однако революцию предлагали начать со своего сознания.



Искусство мыслилось ими основным инструментом освобождения. Сюрреалисты приветствовали привлечение в искусство таких вещей как сновидения, галлюцинации, гипнотические состояния.
Чтобы освободиться от "контроля разума" применялись методы "охоты за случайностью". Художник мог навести на холсте несколько красочных пятен и, исходя из форм, додумать какой-то сюжетный и абстрактный смысл. Но тут возникает вопрос: Оставлять ли следы автоматических действий в первозданном виде или подвергать их некоторой обработке?

Идеи и воплощение сюрреализмаПодчеркивается тот факт, что сюрреализм является не просто манерой живописи, а неким очень важным

Слайд 5Тогда сюрреализм в живописи стал развиваться по двум направлениям. Одни художники

вводили бессознательное начало в процесс создания живописных полотен, в которых преобладали свободно текущие образы, произвольные формы, переходящие в абстракцию (Макс Эрнст, А. Масон).




Другое направление, которое возглавлял Сальвадор Дали, основывалось на иллюзорной точности воспроизведения ирреального образа, возникающего в подсознании. Художники этого направления хотели создать на своих полотнах реальность, не отражающую действительность, подсказанную подсознанием, и на практике это порой выливалось в создание патологически отталкивающих образов и эклектику.

Тогда сюрреализм в живописи стал развиваться по двум направлениям. Одни художники вводили бессознательное начало в процесс создания

Слайд 6Формирование сюрреалистического движения.
В формировании сюрреализма важное место занимает предшествовавшее течение

– дадаизм. Дадаизм, или искусство дада, – это дерзкое, эпатирующее "антитворчество", возникшее в обстановке ужаса и разочарования художников перед лицом мировой войны. Основными принципами дада были иррациональность, отрицание признанных канонов и стандартов в искусстве и бессистемность. В этой области дадаизм достиг своего апогея к середине 20-х годов и вовсе исчерпал себя. Другие идеи и течения вышли вперед.





В отличие от дадаизма сюрреализм характеризуется активным поиском новых приемов графики, новых образов, передающих реальность подсознательного для того, чтобы переделать мир.
Сюрреалисты многим обязаны этому богемному анархизму, выбравшему себе названием не то бредовое бормотание больного, не то шаманское заклинание дикаря: "дада".

Формирование сюрреалистического движения. В формировании сюрреализма важное место занимает предшествовавшее течение – дадаизм. Дадаизм, или искусство дада,

Слайд 7Основатели сюрреализма
Одним из предвестников сюрреализма считается Джорджо де Кирико (1888–1978), итальянский

художник — один из самых загадочных художников в истории искусств.
Его ранняя живопись, которую он назвал метафизикой, предвосхитила появление сюрреализма, оказала существенное влияние на формирование сюрреализма и творчество таких представителей, как Макс Эрнст, Ив Танги, Сальвадор Дали. Считают, что в течение десятилетий город-фантом, изображенный Кирико, оставался эталоном модернистского воображения.

Также стоит упомянуть американского художника французского происхождения Дюшана Марселя. В 1917 он создает один из самых смелых «редимейдов» - писсуар, выставленный под названием «Фонтан». Автор принёс свою покупку к себе в мастерскую, переориентировал её на 90 градусов от нормального положения, написал "R. Mutt 1917" (свой псевдоним и дату создания произведения), и всё - шедевр был готов.



Основатели сюрреализмаОдним из предвестников сюрреализма считается Джорджо де Кирико (1888–1978), итальянский художник — один из самых загадочных

Слайд 8Черный супрематический квадрат – шедевр раннего авангарда
В декабре 1915 года в

старинном петербургском особняке на набережной реки Мойки открылась выставка "0,10". На этой выставке была показана серия картин Малевича под общим названием "Супрематизм живописи". По объяснению самого К. Малевича, слово "супрематизм" означает первенство (то есть главенство) цветовой проблемы.

Работы Малевич просто развесил по стенам обычным образом, «Квадрату» же он отвел особое место. «Черный квадрат» расположен в углу, под потолком — там принято вешать икону. Малевич сознательно вывесил черную дыру в сакральном месте: свою работу он назвал «иконой нашего времени». Вместо «красного» — черное, вместо лица — провал, вместо иконы, то есть окна вверх, в свет, в вечную жизнь — мрак. По его собственным словам, он «свел все в нуль».

Черный супрематический квадрат – шедевр раннего авангардаВ декабре 1915 года в старинном петербургском особняке на набережной реки

Слайд 9Зрелый сюрреализм. Расцвет
Сюрреализм намеревался подорвать устои культурной картины мира, используя новейшие

достижения мысли, науки, техники, философии . То есть, в отличие от дадаизма, не нападать прямо в лоб на ценности культуры, а стать "мастерами культуры" и уничтожить ее изнутри.
«Мы бунтари духа», — заявляли сюрреалисты. Они желали “осуществить универсальный революционный проект, относящийся ко всем областям деятельности и мышления, намеревались предложить людям новый способ сознания…”

В 1924 году был опубликован первый «Манифест сюрреализма». Он был написан Бретоном и стал документом всего течения. Яркий текст Манифеста Бретона не только осмысливает, объясняет и санкционирует происходящее, но, как и полагается теории, намечает границы этого не признающего ограничений течения.

Зрелый сюрреализм. РасцветСюрреализм намеревался подорвать устои культурной картины мира, используя новейшие достижения мысли, науки, техники, философии .

Слайд 10Сальвадор Дали – король эпатажа
В литературе о знаменитом испанском художнике, насчитывающей

свыше тысячи статей и более сотни книг, жизнь и творчество мастера предстают как "вызов", как эпатаж общепринятых социальных и эстетических норм.



Дали отличают необычайная четкость суждений и ясность ума.
Его картины, как и сновидения, нуждаются в истолковании.
Дали иногда стремится воссоздать спонтанность самого сновидения, порой словно пересказывая в картине сон, пропускает иррациональный поток образов через автоцензуру, акцентируя отдельные элементы, сообщая сну некоторую последовательность и структурность; нередко его картины строятся как толкование, комментирование сновидений в виде набора образов-символов, разработанных в традиционной народной мифологии .

Сальвадор Дали – король эпатажаВ литературе о знаменитом испанском художнике, насчитывающей свыше тысячи статей и более сотни

Слайд 11Сальвадор Дали предстает в лучших своих произведениях как тонкий, изысканный колорист,

блистательный рисовальщик, мастер сложной и вместе с тем ясной композиции. Можно утверждать, что те произведения, в которых Дали преображает знак в художественный образ, являются подлинными шедеврами живописи и графики.
 Дали придавал огромное значение рисунку — линия его может быть динамичной и острой, плавной и нежной. Дали — великолепный колорист.
Творчество этого художника понимают и принимают далеко не все.
Искривленное пространство, дисгармония масштабов, смещенные плоскости и нестандартная композиция – картины Сальвадора Дали трудно перепутать с холстами других живописцев.

Сальвадор Дали предстает в лучших своих произведениях как тонкий, изысканный колорист, блистательный рисовальщик, мастер сложной и вместе

Слайд 12Другие яркие представители сюрреализма
Один из основателей дадаизма, Макс Эрнст, родился 2

апреля 1891 года в Брюле (Германия). Живописец, график, мастер коллажа и фроттажа, он является одним из организаторов зрелого сюрреалистического движения. В 1919 году Макс Эрнст создал свои первые коллажи. Для них он брал гравюры из научных изданий и старых каталогов, рекламные проспекты и плакаты, страницы популярных романов и т.п. Сюжет, изъятый из своего контекста и перенесенный в абсурдное окружение, превращался в сюрреалистический образ.

Художник использовал и другие автоматические техники. Например, вешал банку с краской на высоте 1-2 метров над полотном и раскачивал ее в разных направлениях.
Из просверленной в банке дырочки жидкая краска попадала на холст.

Другие яркие представители сюрреализмаОдин из основателей дадаизма, Макс Эрнст, родился 2 апреля 1891 года в Брюле (Германия).

Слайд 13Еще один из выдающихся художников сюрреалистов, Рене Магритт (1898–1967), был родом

из Бельгии.
В своих полотнах он из реальных вещей создавал мир фантазии и сновидений, погружая зрителей в атмосферу грез и таинственности. Художник блистательно умел "режиссировать" их чувствами. Главная особенность Магритта — атмосфера таинственности в его произведениях, но при этом осознанно заложенный смысл, чувство или ощущение.

На картине "Фальшивое зеркало" (1929), выразившей мировоззренческое кредо художника, всё пространство занимает изображение громадного глаза. Только вместо радужной оболочки зритель видит летнее голубое небо с плывущими по нему прозрачными облаками. Название картины подсказывает: органы чувств лишь отражают внешний облик вещей, не передавая скрытой глубины мира, его тайны.

Еще один из выдающихся художников сюрреалистов, Рене Магритт (1898–1967), был родом из Бельгии. В своих полотнах он

Слайд 14Пабло Пикассо — самый эффектный представитель модернистского изобразительного искусства.
Пикассо — изобретатель

новых форм живописи, новатор стилей и методов и один из наиболее плодовитых художников в истории. Говоря о сюрреализме, невозможно не упомянуть этого неподражаемого художника. Пикассо сам пробовал себя в сюрреализме, однако в творчестве мастера есть тенденция к одновременным поискам в разных направлениях. Его вдохновляло в буквальном смысле все. Этот художник выполнял работы в совершенно разных стилях, выражаясь в каждом по своему, сохраняя верность своему собственному характеру письма. Графический почерк Пикассо можно узнать по мужественности штриха, по решительности и безошибочной точности. Итак, в середине 1920-х гг. он испытывает влияние сюрреализма.

Пабло Пикассо — самый эффектный представитель модернистского изобразительного искусства.Пикассо — изобретатель новых форм живописи, новатор стилей и

Слайд 15Истощение сюрреалистического движения
При всей энергии Бретона, отождествить сюрреализм с духом юности

не удается; на протяжении 30-х годов сюрреалистическое движение скорее начинает гаснуть, чем разгораться.
Изменилось время. Вторая мировая война, конечно, помешала «естественному» развитию сюрреалистического движения. Коммунисты, которых ранее сюрреалисты осуждали, ныне являются спасителями мира от фашизма.

В «юбилейном» — посвященном 50-летию выхода в свет «Магнитных полей» — номере газеты «Монд» от 4 октября 1969 года прямо говорится, что нынешний сюрреализм «не может быть понят», что он «не имеет программы». Именно такой безликий сюрреализм его приверженцы считают вечным — в отличие от «исторического», смерть которого очевидна даже приверженцам сюрреализма.
 Шюстер завершает свое сообщение словами «сюрреализм жив». При этом «историческому» сюрреализму противопоставляется сюрреализм «вечный», т. е. безликий.
 Само это противопоставление говорит о смерти «исторического» , т. е. единственного, существовавшего на самом деле сюрреализма. Ведь «вечный», т. е. безликий, лишенный программы, превращенный в символ надежды, — это не сюрреализм, это плод воображения сторонников сюрреализма, которым не под силу мысль о его кончине.

Истощение сюрреалистического движенияПри всей энергии Бретона, отождествить сюрреализм с духом юности не удается; на протяжении 30-х годов

Слайд 16Достигнутые цели и место сюрреализма в истории
Сюрреализм проложил дорогу современному искусству

и в значительной мере оказал влияние на формирование сознания современного человека: открытого, от того и свободного, не ограниченного и смелого в плане творчества.
Сюрреалисты желали прежде всего реализовать всеохватывающий переворот в умах людей, в способе мышления, а из этого уже последовал бы переворот в культуре, искусстве, жизни людей в целом. И это им удалось.
"Сюрреализм - загадка", именно поэтому это движение и его плоды не могут оставить ни одного человека равнодушным: кто-то восторгается, кто-то презирает, кого-то пугают таинственные и жутковатые произведения, перенесенные на холст из неизведанности, что по ту сторону реальности и сознания.
"Главное, чтобы обо мне говорили... На худой конец, говорили хорошо." С.Дали
Достигнутые цели и место сюрреализма в историиСюрреализм проложил дорогу современному искусству и в значительной мере оказал влияние

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть