Слайд 1«Способы решения проблемы организации работы
с одаренными детьми на занятиях изобразительного
искусства в системе дополнительного образования»
Составитель:
Давыдова Ирина Евгеньевна
педагог дополнительного образования
МБУ ДО г. Ульяновска
«Центр детского творчества №4»
Слайд 2Введение
Актуальность проблемы.
Современная потребность.
Что такое одарённость?
Что такое одарённый ребенок?
Задатки и способности.
Как организовать
работу с одарёнными детьми?
Слайд 3Цель: создание необходимого потенциала организационных, методических условий для комплексного решения проблемы
развития одарённой личности ребёнка, его изобразительных возможностей и художественно-творческих способностей.
Основные задачи исследования
Объект и предмет исследования
Гипотеза исследования
Практическая значимость
Слайд 4
Глава I. Теоретические основы организации работы с одаренными детьми на занятиях
изобразительного искусства в системе дополнительного образования.
. Обзор методической литературы по вопросу организации работы с одаренными детьми.
«В душе каждого ребенка есть невидимые струны.
Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат».
В.А. Сухомлинский
«Каждый ребенок – художник.
Трудность состоит в том, чтобы остаться
художником, выйдя из детского возраста».
Пабло Пикассо
Слайд 5Что такое «одарённость?»
Одарённость (талант) – это системное, развивающееся в течение жизни
качество личности, которое определяет возможность достижения человеком на основе его интеллектуальных, культурных, психофизиологических особенностей более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Слайд 6
Проблема работы с одаренными учащимися - одна из современных задач модернизации
образования и поэтому работа в этом направлении признана одним из приоритетных в образовании на государственном уровне.
Слайд 7
Обучение одарённых детей - задача, требующая совместных действий многих специалистов. Чаще
всего одаренные дети лишены необходимой для развития их талантов поддержки. Будущее одаренного ребенка, в отличие от одаренного взрослого, ещё не определено, поэтому важно создавать среду для его полноценного развития.
Слайд 8Федеральные государственные образовательные стандарты предполагают принципы обучения одаренных, как и вообще
всех детей школьного возраста
1. Принцип развивающего и воспитывающего обучения.
2. Принцип индивидуализации и дифференциации обучения.
3. Принцип учета возрастных возможностей.
Слайд 9Три закона развития высоких способностей (одаренности) отметила В.С. Юркевич:
три закона развития
высоких способностей (одаренности), которые отметила В.С. Юркевич:
1. Развитие способностей происходит только в той деятельности, в которой ребенок получает положительные эмоции;
2. Для развития способностей необходимо постоянное повышение сложности основной деятельности ребенка (как обучения, так и внеурочной деятельности);
3. Деятельность, чтобы быть развивающей (как способности, так и личность ребенка) должна представлять для него значительную ценность (по внутренней мотивации).
Слайд 10Психологические и педагогические аспекты развития изобразительных способностей одаренных детей.
Условно можно выделить
три категории одаренных детей:
- Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).
- Дети с признаками специальной умственной одаренности – в определенной области науки (подростковый образ).
- Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).
Слайд 11Методы и приемы организации работы с
одаренными детьми в
условиях
системы дополнительного образования
Основная форма
– занятие
ведущими и основными являются методы творческого характера — проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные — в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Эти методы имеют высокий познавательно-мотивирующий потенциал и соответствуют уровню познавательной активности и интересов одаренных учащихся.
Формы работы с одарёнными детьми: творческие мастерские, групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися, факультативы, кружки по интересам, занятия исследовательской деятельностью, конкурсы, интеллектуальный марафон, научно-практические конференции, участие в олимпиадах, работа по индивидуальным планам, сотрудничество с другими школами и ВУЗами.
Слайд 12Выводы:
Таким образом, учитывая неоднозначность взглядов на одарённость и ее проявления, а
также тот факт, что одно и тоже слово определяет различные понятия в быту и науке, затруднительно дать всеобъемлющее и точно определение этого явления.
Выявление одаренности зависит от множества факторов, поэтому необходимо использовать все возможные источники информации о ребенке. Только после сопоставления информации, полученной из различных источников, можно делать какие-либо выводы.
Слайд 13
Глава II. Особенности методики организации работы с одаренными детьми на занятиях
изобразительного искусства в системе дополнительного образования.
Специфика выявления одаренных детей в процессе обучения на занятиях и в кружковой работе.
Слайд 14
Можно выделить три основные проблемы в организации работы с одарёнными детьми:
1. отсутствие у педагогов знаний об особенностях проявления детской одарённости, видовом её разнообразии;
2. функционально - целевая направленность дополнительного образования в плане развития интеллекта учащихся;
3. ориентация на "уравнивание" под "среднего" без прогноза на индивидуальное развитие.
Слайд 15
Условия успешной работы с одарёнными обучающимися:
Осознание важности этой работы каждым членом
коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к обучению.
Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одарёнными детьми.
Признание коллективом педагогов и руководством того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы центров детского творчества.
Слайд 16Система работы с одаренными детьми: развитие творческих способностей на занятиях (конкурсы,
выставки, проектно-исследовательская работа);
Система работы с одаренными детьми включает следующие компоненты:
Выявление одаренных детей;
Развитие творческих способностей на занятиях;
Развитие способностей во внеурочной деятельности (конкурсы, выставки, проектно-исследовательская работа);
Создание условий для всестороннего развития.
Слайд 17Заключение:
Организация работы с одаренными детьми очень актуальна в наше время, так
как это вызвано объективной необходимостью, реалиями жизни.
Каждый ребенок одарен по-своему и невозможно в рамках общей теории разработать подход, гарантирующий 100% успех в работе с одаренными детьми.
Основное требование к педагогам одаренного ребенка – безусловное понимание и уважение его личности.
Необходимо, чтобы в процессе воспитания и обучения присутствовало сотворчество педагога и обучающегося.