Слайд 1Серебряный век в русской культуре
«Символизм, акмеизм. Музыка».
Автор курса: учитель музыки и
МХК МБОУ»СОШ№33» г. Энгельс Саратовской обл.
Данилова Елена Яковлевна.
Слайд 2 Введение
Начало XX столетия вошло в историю литературы под красивым именем
“серебряного века”. На этот период пришелся великий взлет русской культуры, обогативший поэзию новыми именами. Начало “серебряного века” пришлось на 90-е годы XIX столетия. Расцветом этого периода в русской культуре считают 1915 год — время его наивысшего подъема.
Нам известны тревожные исторические события этого времени. Поэты искали новые формы художественного отображения мира. На смену классике XIX века приходят новые литературные течения: символизм, акмеизм, футуризм.
Слайд 4Символизм
Течение в литературе и искусстве. Многие представители русского символизма приносят в это направление новое,
зачастую не имеющее ничего общего с французскими предшественниками. Символизм становится первым значительным модернистским направлением в России; одновременно с зарождением символизма в России начинается «Серебряный век» русской литературы. В русском символизме не было единства концепций, не существовало ни единой школы, ни единого стиля; даже среди богатого оригиналами символизма во Франции не встретишь такого разнообразия и таких не похожих друг на друга примеров. Помимо поисков новых литературных перспектив в форме и тематике, возможно, единственное, что объединяло русских символистов — это недоверие к обыденному слову, стремление выражаться посредством аллегорий и символов.
Слайд 5Акмеизм
Течение, противостоящее символизму и возникшее в начале XX века в России. Акмеисты провозглашали материальность, предметность тематики
и образов, точность слова. Акмеизм - это культ конкретности, "вещественности" образа, это - "искусство точно вымеренных и взвешенных слов". 19 декабря 1912 года впервые публично оглашена программа акмеизма. Произошло это событие в кабаре "Бродячая собака" в Петербурге.
Становление акмеизма тесно связано с деятельностью «Цеха поэтов», оппозиционной «Академии стиха», центральными фигурами которого являлись основатели акмеизма Н. С. Гумилёв, А. Ахматова и С. М. Городецкий.
Слайд 6Футуризм
Футури́зм — направление в литературе и изобразительном искусстве, появившееся в начале
XX века. Отводя себе роль прообраза искусства будущего, футуризм в качестве основной программы выдвигал идею разрушения культурных стереотипов и предлагал взамен апологию техники и урбанизма как главных признаков настоящего и будущего.
Слайд 7Поэзия в «Серебряном веке»
Считается, что начало серебряного века русской литературы приходится
на 80-90 гг. XIX в. В это время появляются работы многих замечательных поэтов: В. Брюсова, К. Рылеева, К. Бальмонта, И. Анненского - и писателей: Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, М. Е. Салтыкова-Щедрина. Страна переживает нелегкие времена.
Поэты и писатели идут в ногу со временем, осваивая новые художественные формы и предлагая смелые идеи. Человеческая личность начинает осознаваться как единство многих начал: природного и социального, биологического и нравственного.
Слайд 8Ахматова Анна Андреевна
27 января 1944 года
И в ночи январской, беззвездной, Сам
дивясь небывалой судьбе, Возвращенный из смертной бездны,
Ленинград салютует себе.
Молитва
Дай мне горькие годы недуга,
Задыханья, бессонницу, жар,
Отыми и ребенка, и друга,
И таинственный песенный дар —
Так молюсь за Твоей литургией
После стольких томительных дней, Чтобы туча над темной Россией
Стала облаком в славе лучей.
Слайд 9Маяковский Владимир Владимирович
А вы могли бы?
Я сразу смазал карту будня,
плеснувши
краску из стакана;
я показал на блюде студня косые скулы океана.
На чешуе жестяной рыбы прочел я зовы новых губ.
А вы
ноктюрн сыграть
могли бы
на флейте водосточных труб?
Слайд 10Есенин Сергей Александрович
У могилы
На память об усопшем
В этой могиле под
скромными ивами Спит он, зарытый землей,
С чистой душой, со святыми порывами,
С верой зари огневой.
Тихо погасли огни благодатные
В сердце страдальца земли,
И на чело, никому не понятные,
Мрачные тени легли.
Спит он, а ивы над ним наклонилися,
Свесили ветви кругом,
Точно в раздумье они погрузилися,
Думают думы о нем.
Тихо от ветра, тоски напустившего,
Плачет, нахмурившись, даль.
Точно им всем безо времени сгибшего
Бедного юношу жаль.
Слайд 11Живопись в «Серебряном веке»
Тенденции, которые определили развитие литературы «серебряного века», были
характерны и для изобразительного искусства, составившего целую эпоху в русской и мировой культуре. На рубеже столетий расцветает творчество одного из крупнейших мастеров русской живописи Михаила Врубеля. Врубелевские образы — это образы-символы. Они не укладывается в рамки старых представлений. Художник — «гигант, мыслящий не бытовыми категориями окружающей жизни, а «вечными» понятиями, он мечется в поисках истины и красоты». Мечта Врубеля о красоте, которую так трудно было найти в окружающем его мире, который полон безысходных противоречий. Живопись переносит нас в иные миры, где красота, однако, не освобождается от болезней века, — это воплощенные в красках и линиях чувства людей того времени, когда русское общество жаждало обновления и искало пути к нему.
Слайд 12Врубель Михаил Александрович
Будто огнем воспылал венец на голове у изображенного Шестикрылого
серафима, сеянием своим, пробиваясь сквозь непроглядную тьму. Драгоценным блеском камней отбывают свет сильные крылья. Облик его пронизан холодом и суровостью. Лицо обрамляют темные волосы. Его шея вытянутая и прямая. Серафим взирает пронзительным ледяным взглядом широко открытых огромных глаз. Руки его возведенные к верху.
В одной руке у него кадило с горящим пламенем, а в другой, увитой змеей, он удерживает меч. Всем своим видом серафим напоминает о небесном мире, откуда он спустился. Он как ангел смерти, напоминающий, что ничто не вечно в этом земном мире. Его взгляд говорит о скором приближении расплаты.
«Шестикрылый Серафим», 1904
Слайд 13Рерих Николай Константинович
Розовые горы – это необычный образ, образ, который переворачивает
стереотипные изображения гор и рисунки горных пейзажей. В систему традиционных художественных координат Рерих вносит идею чувства, идею духа, а не только истинности или же ложности изображаемого. Уровень истины – это то, что перед нами изображены великие Гималаи, мы узнаём эти горные очертания и нам знакомы эти великие линии и черты. Уровень чувства открывает перед нами нечто большее. Чувство рождается благодаря необычному цвету. Перед нами не типичные серые унылые горы-великаны, а особые, овеянные солнцем и воздухом розовые горы.
Гималаи. Розовые горы, 1933
Слайд 14Рылов Аркадий Александрович
На картине изображена река, которая спряталась в густых зарослях
травы. Луговые травы поражают разноцветьем. Даже не верится, что такое могла создать сама природа. Но самое удивительное в этой картине – это рябинка, которая робко склонилась над водой. Ее тяжелые грозди свисают, прогибаются под тяжестью ягод, поэтому кажется, что рябина угощает всех своими плодами.
Не случайно художник выбрал для изображения рябинку. Просто в народном фольклоре рябинка упоминается так же часто, как береза.
Полевая рябинка, 1922
Слайд 15Музыка в «Серебряном веке»
В творчестве некоторых композиторов усвоение классических традиций сочеталось
с воздействием модернистских тенденции, ясно обозначившихся за рубежом и проникавших в художественную жизнь России начала века. В музыке это выражалось в обращении к миру узких, индивидуалистических переживаний, а в соответствии с этим в излишней усложненности музыкального языка, в одностороннем развитии какого-либо одного из средств музыкальной выразительности. Правда, в творчестве ведущих композиторов эпохи эти тенденции никогда не становились господствующими и не создавали существенных преград общему развитию русской музыкальной классики.
Серебряный век в литературе и музыке был в одном направлении. Основной темой был человек. Жизнь, внутренний мир, мысли и деяния человека. В литературе и музыке появляются различные течения, которые имеют свою особенность выражения чувств и страстей. Появляются новые поэты, писатели и композиторы. Все они вносят в Серебряный век много нового и интересного, для будущего и настоящего.
Слайд 16Рахманинов Сергей Васильевич
Рахманинов С.В. «Вокализ»
Слайд 17Шаляпин Федор Иванович
Шаляпин Ф.И. «Очи черные»
Слайд 18Прокофьев Сергей Сергеевич
Прокофьев С.С. «7 Симфония»
Слайд 19Заключение
Серебряный век – уникальный культурный феномен, возникший в России на стыке
XIX-XX веков, время перерождения и нового расцвета русской поэзии. Перед вами предстали самые яркие представители всех основных направлений поэтической эпохи смены двух веков. Это символизм и его скучающие идеалисты-романтики – Мережковский, Брюсов, Бальмонт, Блок. Это акмеизм и его «воинствующие» материалисты – Гумилёв, Ахматова, Мандельштам. Это футуризм и его эпатажные «будетляне» – Хлебников, Маяковский, Северянин.
Слайд 20Использованные материалы
https://ru.wikipedia.org/wiki/Серебряный_век_русской_поэзии
https://ru.wikipedia.org/wiki/Серебряный_век_русской_культуры
http://rupoem.ru/axmatova/all.aspx
http://rupoem.ru/esenin/all.aspx
http://rupoem.ru/mayakovskij/all.aspx
http://vrubel-world.ru
http://roerih.ru
Собрание книг «Эрмитаж». Издательство «Директ-Медиа»