Слайд 1Шедевры русского храмового зодчества
Слайд 2Шедевры русского храмового зодчества
В синем небе, колокольнями
проколотом, -
Медный колокол,
медный колокол –
То ль возрадовался, то ли осерчал.
Купола в России кроют чистым
золотом –
Чтобы чаще Господь замечал.
В.С.Высоцкий
Слайд 3Маршрут путешествия
1. Софийский собор Киева 11 ВЕК
2. Церковь Параскевы Пятницы
в Чернигове 12 – 13 ВЕК
3. Храм Покрова на Нерли 12 ВЕК
4. Храм Василия Блаженного в Москве 16 ВЕК
Слайд 4В 11 веке при князе
Софийский собор Киева 11 век
В
11 веке при князе Ярославе Мудром поставлен был в Киеве. По примеру Софии Константинопольской, главный храм земли русской, посвященный Мудрости.
Слайд 5 Такого храма не видели даже в премудрой Византии.
Двенадцатистолпный собор был выстроен преимущественно из плинфы. Имел он не три корабля-нефа, а пять, столько же было апсид.
Заложен Софийский собор в 1037 году на том месте, где была одержана победа над печенегами.
Собор задумывался, строился и украшался как главный храм государства, средоточие его духовной жизни.
Весь облик храма должен был отразить идею приобщенности Руси к всемирной христианской цивилизации, к разумному «благоустроенному миру».
Слайд 6Жители Византии поклонялись Мудрости в образе Богоматери. Потому и изобразили Софию-Богоматерь
в алтаре Ярославовой церкви стоящей во весь рост с поднятыми руками, как будто защищающей город. Звали ее киевляне «нерушимой стеной». В иконографии для такого типа изображений принято название Оранта.
Слайд 7А напротив, на западной стене, князь повелел написать себя с супругой
– мудрость земная лицом к лицу с мудростью небесной.
Слайд 8Церковь Параскевы Пятницы в Чернигове
Интересна эта церковь тем, что основание
купола впервые было утверждено не прямо на сводах, а словно бы на некоем подножье, на особых арках. Оттого верх получился ступенчатым: одна закомара над другой громоздится.
Слайд 9 Первая ступенька закомар – своды, вторая – повышенные
арки, третья – подножье, где также подобия закомар выложено.
Стены к храма толсты, и толщина их зримо выявлена в оконных откосах и дверных проемах, нарочно для этого сделанных уступами.
Слайд 11
Храм Покрова на Нерли
Церковь Покрова на Нерли близ Боголюбова у
слияния рек Клязьма и Нерль, построенная в 1165 году, считается едва ли не прекраснейшей из всех белокаменных зданий.
Слайд 12 Храм стоял при самом впадении Нерли в
Клязьму, там, где сходились все водные дороги княжества, и был не только памятником воинской победы и скорби, но и символом безраздельной власти князя над окрестными землями. Служил речными воротами в Владимир.
Посвящался храм Покрову Богородицы и был тесно связан с одной из византийских легенд о том, как дева Мария защитила город Царьград (Константинополь) от врагов-сарацин, накрыв его своим покровом (платом).
Слайд 13
Стены его абсолютно вертикальны. Наверху они чуть-чуть наклонены внутрь,
чтобы храм казался стройнее и выше.
Движение стен вверх подчеркивают и вертикали стройных полуколонок с резными капителями и узкий барабан купола, прорезанный высокими окнами-щелями.
Слайд 14
Вся церковь опоясана аркатурным поясом
–цепью глухих маленьких арок на колонках, примыкающих к стене.
Колонны аркатурного пояса висят, будто кисти на покрывале Девы Марии. А опираются они на ряд девичьих голов, чуть-чуть повернутых вниз, к земле, чтобы легче было рассматривать.
Здесь сливается праздник Покрова Богоматери с древним языческим праздником начала свадеб, сливается образ Богородицы с образом девы зори и девушек – невест.
Слайд 15Храм Василия Блаженного
Увековечив взятие Казани, встал на
Красной Площади Москвы по приказу царя Ивана Грозного удивительный памятник древнерусской архитектуры – Покровский собор, что на Рву, известный как собор Василия Блаженного.
Во время войны (1552-1554гг.) в честь каждой победы тут возводилась небольшая деревянная церковь, всего их построили восемь. После победы Иван Грозный распорядился вместо деревянных церквей поставить каменные. Строили собор с 1555 по 1561г. русские архитекторы Барма и Постник Яковлев.
Перед архитекторами была поставлена задача – соорудить вокруг центрального храма еще семь –в ознаменование основных событий похода и покорения Казани, посвятив их тем святым , в дни празднования
которых эти события свершились.
Слайд 16Фундаменты, цоколь и детали выполнены из белого камня, а церкви выстроены
из кирпича. Эта строгая, естественная кирпично-белая гамма и была первоначальной окраской собора. Своеобразие облика собора – отсутствие главного фасада, внушительное внешнее впечатление при относительно небольшом внутреннем пространстве – акцентировали его значение как памятника. До конца 17 века собор был самым высоким зданием Москвы (60м).
Слайд 17 Уникален потолок храма – он плоский. Можно сказать,
это первый плоский потолок в русской каменной архитектуре, ибо плоское перекрытие появилось в ней лишь спустя два столетия – в 19 веке.
Настоящее чудо и акустика – даже если служба идет во всех приделах одновременно, ни один звук не долетает из одного придела в другой.
Слайд 18 Отчего же у храма двойное название? Первое –
ко дню победы над Казанью –Покровский собор.
Храмом же Василия Блаженного собор стали называть после 1588 года, когда к нему пристроили придел Василия Блаженного (десятый по счету), похоронив в нем популярного юродивого.
Здесь в праздничные дни раздавали щедрую милостыню многочисленным нищим, и они разносили по всем концам города молву о целебной силе мощей юродивого, и со временем именем Василия Блаженного привыкли называть не только его придел, но и весь храм.
Слайд 19КОНЕЦ
Автор: учитель русского языка и литературы Сошникова О.В.