Презентация, доклад на тему Шедевры русского храмового зодчества.

Шедевры русского храмового зодчества В синем небе, колокольнями проколотом, - Медный колокол,

Слайд 1Шедевры русского храмового зодчества

Шедевры русского храмового зодчества

Слайд 2Шедевры русского храмового зодчества

В синем небе, колокольнями

проколотом, -
Медный колокол,
медный колокол –
То ль возрадовался, то ли осерчал.
Купола в России кроют чистым
золотом –
Чтобы чаще Господь замечал.

В.С.Высоцкий

Шедевры русского храмового зодчества В синем небе, колокольнями

Слайд 3Маршрут путешествия
1. Софийский собор Киева 11 ВЕК
2. Церковь Параскевы Пятницы

в Чернигове 12 – 13 ВЕК

3. Храм Покрова на Нерли 12 ВЕК

4. Храм Василия Блаженного в Москве 16 ВЕК

Маршрут путешествия 1. Софийский собор Киева 11 ВЕК2. Церковь Параскевы Пятницы в Чернигове 12 – 13 ВЕК3.

Слайд 4В 11 веке при князе
Софийский собор Киева 11 век
В

11 веке при князе Ярославе Мудром поставлен был в Киеве. По примеру Софии Константинопольской, главный храм земли русской, посвященный Мудрости.
В 11 веке при князе Софийский собор Киева 11 век В 11 веке при князе Ярославе Мудром

Слайд 5 Такого храма не видели даже в премудрой Византии.

Двенадцатистолпный собор был выстроен преимущественно из плинфы. Имел он не три корабля-нефа, а пять, столько же было апсид.

Заложен Софийский собор в 1037 году на том месте, где была одержана победа над печенегами.
Собор задумывался, строился и украшался как главный храм государства, средоточие его духовной жизни.
Весь облик храма должен был отразить идею приобщенности Руси к всемирной христианской цивилизации, к разумному «благоустроенному миру».

Такого храма не видели даже в премудрой Византии.

Слайд 6Жители Византии поклонялись Мудрости в образе Богоматери. Потому и изобразили Софию-Богоматерь

в алтаре Ярославовой церкви стоящей во весь рост с поднятыми руками, как будто защищающей город. Звали ее киевляне «нерушимой стеной». В иконографии для такого типа изображений принято название Оранта.
Жители Византии поклонялись Мудрости в образе Богоматери. Потому и изобразили Софию-Богоматерь в алтаре Ярославовой церкви стоящей во

Слайд 7А напротив, на западной стене, князь повелел написать себя с супругой

– мудрость земная лицом к лицу с мудростью небесной.
А напротив, на западной стене, князь повелел написать себя с супругой – мудрость земная лицом к лицу

Слайд 8Церковь Параскевы Пятницы в Чернигове
Интересна эта церковь тем, что основание

купола впервые было утверждено не прямо на сводах, а словно бы на некоем подножье, на особых арках. Оттого верх получился ступенчатым: одна закомара над другой громоздится.
Церковь Параскевы Пятницы в Чернигове Интересна эта церковь тем, что основание купола впервые было утверждено не прямо

Слайд 9 Первая ступенька закомар – своды, вторая – повышенные

арки, третья – подножье, где также подобия закомар выложено.
Стены к храма толсты, и толщина их зримо выявлена в оконных откосах и дверных проемах, нарочно для этого сделанных уступами.

Первая ступенька закомар – своды, вторая – повышенные арки, третья – подножье, где также

Слайд 10Внутреннее убранство

Внутреннее убранство

Слайд 11
Храм Покрова на Нерли
Церковь Покрова на Нерли близ Боголюбова у

слияния рек Клязьма и Нерль, построенная в 1165 году, считается едва ли не прекраснейшей из всех белокаменных зданий.
Храм Покрова на Нерли Церковь Покрова на Нерли близ Боголюбова у слияния рек Клязьма и Нерль, построенная

Слайд 12 Храм стоял при самом впадении Нерли в

Клязьму, там, где сходились все водные дороги княжества, и был не только памятником воинской победы и скорби, но и символом безраздельной власти князя над окрестными землями. Служил речными воротами в Владимир.
Посвящался храм Покрову Богородицы и был тесно связан с одной из византийских легенд о том, как дева Мария защитила город Царьград (Константинополь) от врагов-сарацин, накрыв его своим покровом (платом).

Храм стоял при самом впадении Нерли  в Клязьму, там, где сходились все водные

Слайд 13


Стены его абсолютно вертикальны. Наверху они чуть-чуть наклонены внутрь,

чтобы храм казался стройнее и выше.
Движение стен вверх подчеркивают и вертикали стройных полуколонок с резными капителями и узкий барабан купола, прорезанный высокими окнами-щелями.

Стены его абсолютно вертикальны. Наверху они чуть-чуть наклонены внутрь, чтобы храм казался стройнее и выше.

Слайд 14
Вся церковь опоясана аркатурным поясом

–цепью глухих маленьких арок на колонках, примыкающих к стене.
Колонны аркатурного пояса висят, будто кисти на покрывале Девы Марии. А опираются они на ряд девичьих голов, чуть-чуть повернутых вниз, к земле, чтобы легче было рассматривать.
Здесь сливается праздник Покрова Богоматери с древним языческим праздником начала свадеб, сливается образ Богородицы с образом девы зори и девушек – невест.
Вся церковь опоясана аркатурным поясом –цепью глухих маленьких арок на колонках,

Слайд 15Храм Василия Блаженного
Увековечив взятие Казани, встал на

Красной Площади Москвы по приказу царя Ивана Грозного удивительный памятник древнерусской архитектуры – Покровский собор, что на Рву, известный как собор Василия Блаженного.
Во время войны (1552-1554гг.) в честь каждой победы тут возводилась небольшая деревянная церковь, всего их построили восемь. После победы Иван Грозный распорядился вместо деревянных церквей поставить каменные. Строили собор с 1555 по 1561г. русские архитекторы Барма и Постник Яковлев.
Перед архитекторами была поставлена задача – соорудить вокруг центрального храма еще семь –в ознаменование основных событий похода и покорения Казани, посвятив их тем святым , в дни празднования
которых эти события свершились.

Храм Василия Блаженного    Увековечив взятие Казани, встал на Красной Площади Москвы по приказу царя

Слайд 16Фундаменты, цоколь и детали выполнены из белого камня, а церкви выстроены

из кирпича. Эта строгая, естественная кирпично-белая гамма и была первоначальной окраской собора. Своеобразие облика собора – отсутствие главного фасада, внушительное внешнее впечатление при относительно небольшом внутреннем пространстве – акцентировали его значение как памятника. До конца 17 века собор был самым высоким зданием Москвы (60м).
Фундаменты, цоколь и детали выполнены из белого камня, а церкви выстроены из кирпича. Эта строгая, естественная кирпично-белая

Слайд 17 Уникален потолок храма – он плоский. Можно сказать,

это первый плоский потолок в русской каменной архитектуре, ибо плоское перекрытие появилось в ней лишь спустя два столетия – в 19 веке.

Настоящее чудо и акустика – даже если служба идет во всех приделах одновременно, ни один звук не долетает из одного придела в другой.
Уникален потолок храма – он плоский. Можно сказать, это первый плоский потолок в русской

Слайд 18 Отчего же у храма двойное название? Первое –

ко дню победы над Казанью –Покровский собор.
Храмом же Василия Блаженного собор стали называть после 1588 года, когда к нему пристроили придел Василия Блаженного (десятый по счету), похоронив в нем популярного юродивого.
Здесь в праздничные дни раздавали щедрую милостыню многочисленным нищим, и они разносили по всем концам города молву о целебной силе мощей юродивого, и со временем именем Василия Блаженного привыкли называть не только его придел, но и весь храм.
Отчего же у храма двойное название? Первое – ко дню победы над Казанью –Покровский

Слайд 19КОНЕЦ
Автор: учитель русского языка и литературы Сошникова О.В.

КОНЕЦ Автор: учитель русского языка и литературы Сошникова О.В.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть