Слайд 2Русские сезоны – детище С.Дягилева
Слайд 3ПРИОБЩЕНИЕ ЕВРОПЕЙСКОЙ ПУБЛИКИ К РУССКОМУ ИСКУССТВУ
Пропаганда отечественной культуры «мирискуссниками»:
в 1906г.
в Париже были организованы художественные выставки, на которых экспонировались коллекции русской живописи от иконописи до современности
следующая задача – ознакомление с наиболее значительными отечественными музыкальными произведениями
Слайд 4В 1907 г. в помещении Гранд-опера состоялось 5 концертов, на которых
русская музыка была представлена произведениями Глинки, Мусоргского, Бородина, Римского-Корсакова, Чайковского
Молодой Рахманинов играл свои произведения, пел Шаляпин
Слайд 8История дягилевской антрепризы
Словарь понятий:
Антреприза – частное зрелищное предприятие
Импресарио- частный предприниматель, организатор
зрелищных предприятий или агент артиста
Ангажировать – предлагать ангажемент (устар.) – приглашение артиста или театрального коллектива на определённый срок для участия в спектаклях, концертах
Слайд 9Талантливый и энергичный импресарио, Дягилев давал свои Сезоны до 1924г
Самые блестящие
– самые ранние 1909-1912гг.
Для реализации своей идеи он ангажировал лучших исполнителей Мариинского и Большого театров: Нижинского, Карсавину, Анну Павлову и др.
Слайд 15Главный хореограф дягилевской антрепризы
Михаил Михайлович
Фокин (1880-1942)
Слайд 17Страницы жизни и творчества
Окончил Петербургское балетное училище
Прекрасный балетмейстер, он к тому
же хорошо рисовал, играл на различных музыкальных инструментах
Мировое признание пришло к нему во время гастролей русского балета в Париже
В то время европейский балет переживал кризис, вырождаясь в развлекательные танцы для кабаре
Слайд 18Русские балеты, поставленные Фокиным, доказали, что это искусство может быть современным
и высокохудожественным зрелищем
В рамках Русских сезонов в Париже были показаны в постановке Фокина балеты:
«Половецкие пляски»из оперы Бородина «Князь Игорь»
«Сильфиды»(1909г.) на музыку Шопена
«Шехерезада» (1910г.)- Римского-Корсакова
«Жар-птица» и «Петрушка»(1911г.)- Стравинского
«Павильон Артемиды»и «Нарцисс»- Черепнина
Слайд 19Долгожданный русский колорит
С успехом прошли на французской сцене балеты «Сильфиды»(1909г.)
«Шехерезада» (1910г.) , но публика ожидала в новом сезоне от русской труппы национального колорита, и это желание было удовлетворено в 1911г. постановкой балета «Петрушка», который стал эмблемой Русских сезонов
Слайд 20Балет «Петрушка»- веха в творчестве каждого из его создателей
Для Стравинского-
начало
пути в
музыке авангарда
Слайд 21Для Фокина – вершина творчества в дягилевской антрепризе
Слайд 22Для Бенуа – программное произве-дение как художника-декоратора
Слайд 23Сюжет балета «Петрушка»
Балет создан по сценарию А.Бенуа. Петрушка- кукла-марионетка, которая должна
развлекать мещанскую толпу. Он запуган и бесправен, боится своего хозяина Фокусника и воинственного Арапа- другой марионетки театра. Петрушка влюблён в балерину Коломбину, но она предпочитает самоуверенного Арапа. Петрушка не может постоять ни за себя, ни за свою любовь, и толпа смеётся над его поруганными чувствами. Финал балета трагичен – Петрушка сражён саблей Арапа и Фокусник уносит безжизненную куклу в балаган.
Слайд 25Для Нижинского- одна из лучших ролей
Вацлав
Фомич
Нижинский
(1890-1950)
Слайд 26Страницы жизни и творчества
Сын танцовщика, выпускник Петербургского балетного училища
Его творческая жизнь
была короткой, но яркой
Мировое признание ему принесли уже первые выступления в русских сезонах
Он танцевал во всех постановках Фокина дягилевской антрепризы:
Слайд 27«Сильфиды», «Шехерезада», «Карнавал», «Видение розы», «Петрушка», «Нарцисс», «Синий бог», «Дафнис и
Хлоя»
Поставил 3 балета на музыку Стравинского
как хореограф
В 1914г. порывает с дягилевской антрепризой, и вскоре наступает чёрная полоса в его жизни, приведшая к трагической развязке
Душевная болезнь –шизофрения- год за годом погружала его разум в темноту, пока не привела в дом для душевнобольных
Там Нижинский провёл последние 30лет жизни
Слайд 29Образ несчастного Петрушки
Удивительно близок Нижинскому: несмотря на мировую известность и толпы
великосветских поклонников, в жизни оставался тихим и замкнутым человеком, чуждым светской мишуры. Лишь на сцене этот неуверенный юноша преображался
Петрушка Нижинского был словно сшит из тряпок и набит опилками; он двигался как марионетка, ведомая невидимой нитью,
Слайд 30его руки болтаются, как у куклы, голова запрокидывалась, ноги неуверенно семенили.
Ограниченный
такой заданностью движений, он умудрялся передать все оттенки чувств – от робкой надежды до полного отчаяния
Образ Петрушки – один из важнейших дра-матических образов русского балета XX в.
Слайд 31Место действия
Действие балета разворачивалось на фоне масленичного гулянья.
В глубине сцены крутилась настоящая карусель с катающимися детьми, цыган водил медведя, квартальный разгонял подвыпивших гуляк, ходили ряженые, плясала уличная танцовщица. Атмосфера народного массового гуляния была близка оформителю спектакля – А. Бенуа, который ещё мальчиком посещал ярмарки и балаганы, устраивавшиеся на Марсовом поле и Адмиралтейском бульваре в Петербурге. Эти детские впечатления и легли в основу оформления спектакля.
Слайд 32А.Бенуа. Эскиз декорации к сцене «Ярмарка в Петербурге»
Слайд 33ЭСКИЗЫ КОСТЮМОВ БЕНУА К «ПЕТРУШКЕ»
Коломбина (Карсавина), затянутая в алый лиф, напоминала
фарфоровую куклу с нежно-розовым личиком. Хрупкое создание было очаровательно, но ограниченно и бездушно.
Слайд 35Костюм Арапа (Орлов)
поражал нелепой роскошью – страусиное перо
на чалме, зелёно-голубые шаровары и камзол с обилием позолоты
Слайд 37ПЕТРУШКА
Над образом Петрушки, как наиболее сложным, Бенуа работал дольше всего. В
итоге этот персонаж получил яркую национальную окраску – пёстрый колпак с кисточкой, широкая рубаха с пояском, с зубчатым подолом, коротковатые штаны с такими же зубчиками, яркие сапоги
Слайд 38ДОСТОИНСТВА БАЛЕТА
Обладал высшими художественными достоинствами во всех видах искусства
Кроме того, он
отводил главное место роли танцовщика – мужчины, ранее находившегося в тени прима-балерины
В России «Петрушка» впервые увидел свет уже после 1917г. и знал несколько редакций
В 2000г. этот балет восстановлен на сцене Мариинского театра в Петербурге по эскизам А.Бенуа
Слайд 39Оценка Русских сезонов французским критиком
«Самые молодые в Европе, которая… цивилизованна по
горло, русские находятся теперь в самом прекрасном и плодотворном моменте внутреннего развития. Нетронутые, любопытные и искренние, как дети, они всему отдаются всецело…Неверие ещё не расслабило их. Им не знакома западная пресыщенность. Они ещё ничего не растратили, но всё, что имеется у нас утончённого и сложного, доходит до этих новых людей. Они всё это постоянно перенимают и обновляют своим молодым пылом. То обстоятельство, что одна и та же труппа могла представить «Жар птицу» и «Петрушку», «Жизель» и «Шехерезаду», служит достаточным примером этого восхитительного сочетания культуры и примитивности. Условия редкие, быть может единственные, в истории народа»