Слайд 1Русская живопись второй половины XIX в.
Выполнил:
преподаватель спецдисциплин ТОГАПОУ «Педагогический колледж
г. Тамбова»
Сарычева Ю.С.
Слайд 2Своеобразие живописи
Русская живопись второй половины XIX века решала те же общественные
вопросы, что и литература. В ней ведущим стало направление критического реализма.
Утверждение реализма в искусстве проходило в упорной борьбе с официальным направлением, представителем которого было руководство Академии художеств. Деятели академии внушали своим ученикам идеи о том, что искусство выше жизни, выдвигали лишь библейскую и мифологическую тематику для творчества художников.
Центральной темой искусства стал народ, не только угнетенный и страдающий, но и народ — творец истории, народ-борец, созидатель всего лучшего, что есть в жизни.
Слайд 3Перов Василий Григорьевич
(1833-1882)
Одним из знаменитых художников направления критического реализма является Василий
Григорьевич Перов. Он сумел с обличительным пафосом показать многие неприглядные стороны современной его жизни.
Слайд 4 Родился в Тобольске
23 декабря 1833 (4 января 1834) года. Он был внебрачным сыном барона Г.К.Криденера, просвещенного и передового для своего времени человека. Прозвище Перов, которое впоследствии стало официальной фамилией художника, было дано ему в детстве за необыкновенные успехи в каллиграфии. Побочный сын обедневшего дворянина, Перов учился сначала в провинциальной художественной школе А. В. Ступина, а потом в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1852—1853). Крайняя его бедность в годы ученичества характерна для биографии разночинца.
годов Перов уже окончательно обрел свою жизненную и творческую позицию. Лучшие произведения этих лет: картины "Проповедь на селе" (1861), "Сельский крестный ход на пасхе" (1861) и "Чаепитие в Мытищах, близ Москвы" (1862) выдвинули его на роль ведущего русского жанриста-обличителя.
Наиболее сильной из этих картин является “Сельский крестный ход на пасху”. В ней резко и беспощадно звучит приговор мрачной действительности. Перов не идеализирует и крестьян, а правдиво показывает их такими, какие они есть. Обличительная, сила картины была так велика, что произведение Перова сняли с выставки.
Слайд 6“Сельский крестный ход на пасху”, 1861г
Слайд 7Чаепитие в Мытищах , близ Москвы,1862 г
Приезд гувернантки в купеческий
Слайд 8Передвижники
В 1863 г. В художественной жизни России произошло из ряда вон
выходящее событие. 14 выпускников Академии художеств отказались писать обязательные для получения дипломов картины на сюжет скандинавской мифологии. Не получив разрешение на свободный выбор, бунтари покинули Академию и основали в Петербурге артель художников, которая в 1870 г. Была преобразована в Товарищество передвижных художественных выставок.
Руководителем и теоретиком передвижников был Иван Николаевич Крамской.
Слайд 9Крамской Иван Николаевич(1837- 1887гг)
Крамской вошёл в историю русской живописи прежде всего
как выдающийся портретист. Он создал целую серию образов деятелей русской культуры – портреты М.Е. Салтыкова – Щедрина, Н.А.Некрасова, Л.Н.Толстого.
Слайд 10Родился в уездном городке Острогожске, Воронежской губ., в пригородной слободе Новой
Сотне в мещанской семье. В 12 лет лишился отца. С отличием окончил острогожское уездное училищее. Не имея средств учиться в воронежской гимназии, Крамской стал упражняться в каллиграфии в той же городской думе, где работал его старший брат. По выходе из училища желание Крамского учиться рисовать было так велико, что он неотвязчиво просился отдать его в учение к какому-нибудь живописцу.
Только спустя два года Крамской был отдан к воронежскому иконописцу, откуда убежал в Острогожск (т.к. рисованию его не учили)
Крамской Иван Николавич
Слайд 11Работая ретушером у Деньера Крамской улучшил свое материальное положение настолько, что
он имел возможность переехать на небольшую квартиру в три комнаты на Васильевском острове. Здесь у Крамского почти что каждый день собирались его товарищи по Академии. Между тем занятия Крамского в Академии шли очень успешно. В 1860 г. появилась его первая картина : "Смертельно раненый Ленский" по поэме Пушкина; за эту работу он получил вторую серебряную медаль. Год спустя, на академической выставке кроме картины Крамского "Молитва Моисея по переходе израильтян через Черное море", появилось еще семь портретов его работы.
Крамской Иван Николаевич
Слайд 12Смертельно раненный Ленский,1860 г
Слайд 13Портрет великого князя Владимира Александровича, 1885 г
Молитва Моисея по переходе израильтян
через Черное море", 1861 г
Слайд 14Репин Илья Ефимович
1844 – 1930гг)
Вершиной реализма в русской живописи второй
половины 19 века справедливо считается творчество Ильи Ефимовича Репина и Василия Ивановича Сурикова, полотна которых создали собирательный образ русского народа.
Слайд 15Репин Илья Ефимович
Родился в маленьком городке Чугуеве на Украине, в семье
военного поселенца. С 1863 г. учился в Петербурге в Рисовальной школе Общества поощрения художников у Р.К.Жуковского и И.Н.Крамского. В Рисовальной школе его покорило уверенное совершенство рисунка, которым владели тамошние учителя. Он пытался им подражать, но безуспешно: его собственные рисунки выглядели как будто грязнее и хужеОн любил называть себя “посредственным тружеником” и ежедневным каторжным трудом отрабатывал свое громкое имя.
С 1864—71 г. проходил обучение в Петербургской Академий Художеств. В годы учёбы Репин сблизился с оказавшими на него большое влияние И.Н. Крамским и другими членами Артели художников, а также с В.В.Стасовым.
Слайд 16Репин Илья Ефимович
Очень восприимчивый к жизни начинающий художник никак не собирается
этой реальности сторониться: не без успеха пробует он свои силы в незамысловатых “домашних” жанрах (“Подготовка к экзамену”, 1864 г.), пишет лиричные довольно удачные портреты близких ему людей: “Портрет матери Т.С. Репиной”(1867 г.), “Портрет брата В.Е. Репина”(1867 г.). Одарённость, наблюдательность и страстный темперамент художника, умение использовать позу, жест модели для её характеристики отчётливо проявились уже в его ранних портретах: “Портрет Р.Д.Хлобощина”(1868 г.), и “Портрет В.А.Шевцовой”(1869 г.)(впоследствии жены художника). В эти годы Репин создал большой групповой портрет “Славянские композиторы” (1871—72 г.).
Слайд 17Крестный ход в Курской губернии, 1880-1883 гг
Слайд 18Портрет П.М. Третьякова, 1889 г
Портрет Л.Н. Толстого, 1887 г
Слайд 19Вывод
Итак мы видим, что вторая половина XIX века была наполнена огромным
количеством новых замечательных художников и их произведениями.
В 1898 г. в Петербурге, в Михайловском дворце (творение К. Росси) был открыт Русский музей. В него поступили произведения русских художников из Эрмитажа, Академии художеств и некоторых императорских дворцов. Открытие этих двух музеев как бы увенчало достижения русской живописи XIX в.
Слайд 20Список использованных источников
http://artgalleru.ru
http://ricolor.org
http://www.bibliotekar.ru
http://ref.repetiruem.ru