Слайд 1Романтизм
в зарубежном изобразительном искусстве
Слайд 2Франсиско Гойя
Франсиско Хосе де Гойя - один из величайших испанских художников
заказ на портреты членов королевской семьи. - начало известности и процветания Гойи
Был первым, кто обратился в своем творчестве к актуальным событиям
За исключением немногих работ, все его творчество - смелый поиск, подлинное новаторство
Корина Илона Викторовна
Слайд 4Гойя
портрет французского посла Фердинанда Гильмарде (1798, Париж, Лувр),
прежде всего представитель
республики, человек из народа, полный достоинства и уверенности
«Написал победоносную республику со всем, что было в ней великого и показного, с ее ходульной пышностью и доходящей до безумия гордыней» Л.Фейхтвайнгер. «Гойя, или Тяжкий путь познания»
Слайд 5Вот он сидит, скромный сельский врач Фердинанд Гильмарде, а ныне посол
единой и неделимой республики, дважды присудивший к смерти короля Людовика XVI …, сидит, затянутый в темно-синий мундир; поза несколько напыщенная, туловище повернуто боком, зато лицо обращено прямо к зрителю. На переднем плане, ближе всего к зрителю, сверкает эфес сабли, переливается сине-бело-красный шарф. Парадную треуголку с сине-бело-красным пером и сине-бело-красной кокардой он бросил на стол. Одна рука обхватила спинку стула, другая - волевым, вызывающим, картинным жестом упирается в бедро. Но свет весь сосредоточен на лице. Коротко остриженные черные кудри начесаны на широкий, красиво очерченный лоб, губы изогнуты, дерзко выдается нос. Лицо удлиненное, благообразное, смышленое, исполненное достоинства. Весь реквизит - стул, стол, скатерть с бахромой - мерцает блеклыми золотисто-желтыми и голубоватыми тонами. И все резкие контрасты красок искусно сочетаются в кажущемся беспорядке.
Слайд 7Портрет семьи Карла IV
Реалистически точно, выглядит как сатира
В центре – в
величественной позе – молодящаяся королева с крючковатым носом и «совиными» глазами
Король по-индюшачьи важный, увешан звездами
Слева – инфант, с пустым безвольным лицом. Поза зеркально повторяет позу отца
Слайд 8За плечом короля – его брат. Семейное сходство, но разное выражение
лиц. Хмуро смотрит на зрителя
За принцем – сестра короля, лицо изуродовано родимым пятном, но много драгоценностей
Фаворит королевы –
подлинный правитель Испании возвышается над всеми
Толпятся, каждый сам по себе, взгляды в разные стороны
Духовное ничтожество, но пышность одежды, блеск драгоценностей
Слайд 10Расстрел повстанцев в ночь со 2 на 3 мая 1808года
Гойя наблюдал
эту сцену из окна своей квартиры
Резкие контрасты: зловещее ночное небо - пятна тревожного света; безысходная обреченность и страстный протест, отчаяние и ненависть, ужас и воля
Слайд 11Силуэты карателей однообразны, ружья направлены в упор – как механизмы
Разнообразие поз
и переживаний испанцев
Белая рубашка на поднявшемся повстанце трепещет, как знамя
Он кричит палачам, призывает к сопротивлению
Слайд 12Теодор Жерико
Родоначальник романтизма во французской живописи
Служил королевским мушкетером, писал батальные сцены
Картина
«Плот „Медузы“» -новизна сюжета, глубокий драматизм композиции и жизненная правда принесла художнику славу талантливого и смелого новатора
Погиб в результате падения с лошади
Слайд 15Офицер конных егерей, идущих в атаку
Крайнее напряжение, стремление увлечь на смертный
бой
Героический дух, пафос, картина дышит романтикой битвы
смелое колористическое решение с использованием цветовых и световых эффектов
Образ современника , участника наполеоновского похода
Слайд 16Раненый кирасир
Отражает чувства французов, познавших горечь поражения
Трагедия солдата и человека
Пытается
держаться на ногах в горячке боя, но жизнь уходит…
Преобладающий тёмный тон оживляется интенсивными цветовыми акцентами
Слайд 18Плот «Медузы»
Под впечатлением от реальных событий
Момент, когда заметили на горизонте корабль
сложная
гамма человеческих чувств - от мрачного отчаяния до бурного взрыва надежды
динамика огромного полотна определяется диагональю композиции, энергичной лепкой мощных объёмов
напряжённые контрасты света и тени
Слайд 19Эжен Делакруа
Признан главой художников революционного романтизма
Протестовал против насилия и подавления свободы,
утверждал право народа на борьбу за нее
Часто выбирал героические сюжеты
Был всесторонне одарен, обладал не только живописным, но музыкальным и литературным талантом
Слайд 21Резня на о.Хиос
Сюжет - эпизод истории борьбы за независимость Греции 11
апреля 1822 , Остров после борьбы оказался разрушен и необитаем
Из 155 000 жителей острова после бойни уцелело лишь около 2 000. До 25 000 были вырезаны, остальные — порабощены либо оказались в изгнании
Слайд 22Резня на о.Хиос
Высоко поднят горизонт – подчеркивается беспредельность народной трагедии
Цветовая гамма
– тревожные желтый, черный и бледно-голубой, по всему полотну пятна красного (цвет крови)
Завоеватели грабят, предают поруганию, давят копытами
Слайд 24Свобода, ведущая народ
События июльской революции 1830г.
Прообраз Свободы – прачка, уничтожившая 9
швейцарских гвардейцев
Высоко подняла трехцветное знамя, увлекая за собой
Мальчик справа, с двумя пистолетами, повторяет жест Свободы. Возбужден, восторг
Слайд 25Свобода на баррикадах
У ног Свободы – раненый, с надеждой всматривается в
ее лицо
Слева – в цилиндре, с ружьем в руках, предполагаемый автопортрет Делакруа (отражает участие буржуазии)
За ним – рабочие и солдаты
Призыв объединиться все в борьбе за Свободу
Торжество Свободы