Слайд 1Доклад на тему:
«Развитие разговорной речи глухих учащихся на уроках изобразительного искусства».
Подготовила:
Поспелова
Алена Юрьевна
Слайд 2Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, развития его интеллекта, мышления
– является речь. Речь – это вид
человеческой деятельности, процесс реализации мышления на основе использования средств языка. Речь выполняет функции общения и сообщения, самовыражения и воздействия на других людей.
(А.М. Леушина, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец и др.)
Слайд 3«Речь есть, прежде всего, средство социального общения, средство высказывания и понимания»,
– писал Л.С. Выготский. Для учащихся хорошо развитая речь является средством успешного обучения в школе. Развитие речи в школе для глухих детей предусмотрено на всех уроках, и это всестороннее развитие речи.
(А.А. Леонтьев,
А.Р. Лурия,
А.К. Маркова,
О.Б. Сиротина,
Л.В. Щерба,
Л.П. Якубинский и др.)
Слайд 4Умение полноценно общаться – одна из главных целей развития глухих школьников.
Она осуществляется на всех уроках в школе для глухих детей. Речь делится на внешнюю и внутреннюю. Внутренняя речь – мысленная речь человека, обращенная к самому себе. Она не произносится и не пишется.
Слайд 5Обучение речи в школе глухих осуществляется на основе предметной деятельности и
потребностей, вызванных этой деятельностью. При этом необходимо учитывать особенности развития речи глухих школьников.
Мы остановимся на рассмотрении особенности развития диалогической речи учащихся начальных классов на уроках
изобразительного
искусства.
Слайд 6Актуальность этой проблемы состоит в том, что обучение языку учащихся в
начальных классах, прежде всего, начинается именно с развития разговорной речи – как наиболее им доступной и естественной для организации непосредственного общения учителя с классом и детей между собой.
Слайд 7То есть диалогическая речь для учащихся начальных классов является как бы
фундаментом на основе которого в дальнейшем будет строиться развитие других форм речи (связанной, письменной и др.)
Слайд 8Наша гипотеза состоит в том, что эффективность работы по развитию разговорной
речи в значительной степени определяется мотивацией учащихся, их заинтересованностью в процессе работы. Известное однообразие дидактических игр, наглядных пособий, хорошо знакомых детям приемов снижает эффективность учебной работы. Вместе с тем использование «живых» пособий, картин существенно повышает активность детей в овладении разговорными навыками.
Слайд 9Цель исследования: повысить эффективность работы по развитию разговорной речи глухих учащихся
на уроках изобразительного искусства.
Объект исследования – овладение разговорной речью учащихся первого и второго классов на уроках изобразительного искусства.
Предмет исследования: разговорная речь учащихся первого и второго
классов, приемы ее
совершенствования.
Слайд 10Задачи:
1. Выявление состояния разговорной речи учащихся первого и второго классов.
2. Разработка
приемов и способов работы по развитию разговорной речи учеников первого и второго классов.
3. Разработка средств наглядности активизирующих
процесс овладения
учащимися разговорной
речью.
Слайд 11Методы исследования включили анализ научно – методической литературы по проблеме исследования,
обучающий эксперимент, контрольный эксперимент, анализ документации образовательной организации, педагогическое наблюдение, анализ собственного педагогического опыта, анализ полученных результатов.
Слайд 12Опытно – экспериментальной базой исследования явилось МКС(К)ОУ школа – интернат №19
городского округа Коломна, Московская область. В исследовании участвовали 6 глухих детей 7 - 8 летнего возраста. Исследования проводились в два этапа. На первом этапе осуществляется теоретический анализ научно–методической литературы по проблеме исследования, разрабатывался обучающий и контрольный эксперименты. На втором этапе проводились обучающий и контрольный эксперименты.
Слайд 13Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные методические материалы -
принципы отбора наглядных пособий и дидактических игр повышают мотивацию и потребность глухих обучающихся в использовании разговорной речи на данных уроках, а также изучения результатов работы в данном направлении, могут быть использованы в образовательно - коррекционной работе. Это будет способствовать повышению качества образования глухих обучающихся и развитию разговорной речи.
Слайд 14Изобразительная деятельность выступает как специфическое средство познания деятельности, поэтому имеет большое
значение для умственного развития детей.
В свою очередь умственное воспитание ребенка тесным образом связанно с развитием речи.
На занятиях ИЗО детей можно знакомить с новыми словами, учить понимать, различать и, наконец, употреблять слова в активной речи.
Слайд 15Ребенок может знакомиться с названиями предметов, действий, которые не производит с
предметами, различать и употреблять слова, обозначающие внешние признаки предметов и признаки действий.
Слайд 16В процессе изобразительной деятельности, организованной на коллективных началах, создаются мотивированные условия
для реализации потребности глухих детей в общении. В зависимости от характера коллективной деятельности возникают задачи сообщения, инструктирования, оценки и. т.д.
Слайд 17При овладении разными по функциональному назначению действиями дети сталкиваются с необходимостью
правильно формулировать инструкции, сообщать о затруднениях, обосновывать выбор способа действия, рассказывать о проделанной работе, оценивать деятельность. Таким образом, в их речи появляются более сложные типы высказываний, содержащих объяснения, рассуждения, доказательства. Так совершенствуется речевое общение глухих, происходит развитие речевой способности.
Слайд 18Разнообразный материал (наглядный), который периодически меняется, помогает уточнить понимание названий
предметов.
Слово
помогает ребенку в познании всех
сторон изобразительной
деятельности,
осмысление процессов изображения.
Слайд 19 Различные виды продуктивной деятельности благоприятны для развития речи и
тем, что при осуществлении легко можно создать проблемные ситуации, способствующие появлению речевой активности. Проблемные ситуации формируют коммуникативную направленность речи. Так, если кому – то из детей специально «забыть» положить лист бумаги,
кисть или карандаши,
ребенок вынужден
просить недостающее,
т. е. проявлять речевую
инициативу.
Слайд 20На занятиях по изобразительной деятельности решаются специальные задачи по развитию речи
детей, обогащается словарь, совершенствуется разговорная речь, подготавливается появление связной речи.
Положительная оценка, похвала, одобрение побуждают к дальнейшим положительным действиям.
Слайд 21В нашем исследовании был проведен эксперимент. В первом и втором классах
были даны по 2 урока изобразительного искусства.
На первом уроке ученикам было предложено нарисовать сказку «Колобок».
Ученикам задавались стандартные вопросы.
Был дан образец, по которому дети должны были сделать рисунок.
Урок прошел сухо.
Дети отвечали уже давно заученными
словами и фразами.
Большая часть урока прошла в тишине.
Слайд 22Результаты формирующего эксперимента
Слайд 23На втором уроке была запланирована тема: «Иллюстрирование сказки «Заюшкина избушка».
Вместо
сухо изложенного материала, детям была предложена работа по «Живой картинке». Все без исключения ребята активно включились в составление картины. Проговорился весь словарь. Ученики задавали вопросы, знакомились с новыми словами и фразами.
После того, как картина была составлена, дети с большим увлечением углубились в творческий мир рисования. Но даже тут ребята не остановили
свою речевую активность:
задавали вопросы учителю и
друг другу.
В завершении урока с большим
интересом дети обсуждали
свои работы.
Слайд 24Результаты формирующего эксперимента
Слайд 25 Методические рекомендации
Весь разработанный нами дидактический материал («Живая картинка», «Полузакрытая картинка»
и др.) может широко использоваться для эффективного развития разговорной речи глухих учащихся начальных классов.
Слайд 26Применение его может осуществляться на различных уроках:
ППО, развития речи, чтения,
ознакомление с окружающим миром и на других уроках. Также эти задания и упражнения можно использовать на индивидуальных занятиях с детьми, во время бесед по той или иной теме во время самоподготовки, во время игр, «занимательных часов», при отгадывании загадок, во время проведения различных классных мероприятий.
Слайд 27Методика использования усовершенствованного дидактического материала по эффективности развития разговорной речи предназначена
для учителей начальных классов, воспитателей школы глухих, а также может быть интересна родителям и педагогам массовых школ.
Слайд 28Заключение.
Эффективность работы по диалогической речи в значительной степени определяется мотивацией учащихся,
их заинтересованностью в процессе обучения. Весь дидактический материал используемый в работе по развитию разговорной речи должен быть ярким, красочным, «живым», интересен детям, а использование однообразных, «скучных» наглядных пособий снижает эффективность учебной
работы.
Слайд 29Из всего этого можно сделать вывод, что такой материал является очень
значимым и необходимым в системе обучения глухих детей языку.