Презентация, доклад на тему Просветительская деятельность в России на рубеже 19 -20 веков

Содержание

Он не был ни художником, ни артистом. Он был талантливым человеком, проявившим свою любовь к изобразительному искусству, музыке, театру – в виде той многогранной просветительской деятельности, которой занимался в течение всей жизни. Его имя неотделимо не

Слайд 1Дягилев Сергей Павлович
Подготовила: Ярлычева А.А. Учитель ИЗО и МХК
МБОУ СОШ

№3
Г. Осташков

Дягилев Сергей ПавловичПодготовила: Ярлычева А.А. Учитель ИЗО и МХК МБОУ СОШ №3Г. Осташков

Слайд 2Он не был ни художником, ни артистом. Он был талантливым человеком,

проявившим свою любовь к изобразительному искусству, музыке, театру – в виде той многогранной просветительской деятельности, которой занимался в течение всей жизни. Его имя неотделимо не только от «Мира искусства», но и от истории всей русской культуры конца XIX – первой четверти XX века.

К.А. Сомов. Портрет С.П. Дягилева. 1893.

Леон Бакст Дягилев и его старая няня

Он не был ни художником, ни артистом. Он был талантливым человеком, проявившим свою любовь к изобразительному искусству,

Слайд 315 января 1898 года в Музее училища технического рисования, основанного известным

предпринимателем и коллекционером бароном Александром Людвиговичем Штиглицем, открылась интереснейшая выставка – русских и финских художников. Устроителем этой экспозиции был совсем еще молодой, но уже известный в художественных кругах человек – Сергей Павлович Дягилев, а участниками – молодые живописцы.

М.В. Нестеров. Явление Христа на пути в Эммаус. 1895.

А.Н. Бенуа. Версаль. Прогулка короля. 1897.

15 января 1898 года в Музее училища технического рисования, основанного известным предпринимателем и коллекционером бароном Александром Людвиговичем

Слайд 4К.А. Коровин. Ручей. Около 1898.
П. Халонен. Снежный пейзаж. 1896.
А. Эдельфельт.

Прачки. 1898.
К.А. Коровин. Ручей. Около 1898. П. Халонен. Снежный пейзаж. 1896.А. Эдельфельт. Прачки. 1898.

Слайд 5В.А. Серов. Портрет великого князя Павла Александровича. 1897.
К.А. Сомов. Афиша «Выставка

русских и финляндских художников. 1898».
В.А. Серов. Портрет великого князя Павла Александровича. 1897.К.А. Сомов. Афиша «Выставка русских и финляндских художников. 1898».

Слайд 6И.И. Левитан. Эскиз картины «Над вечным покоем». Начало 1890-х.

И.И. Левитан. Эскиз картины «Над вечным покоем». Начало 1890-х.

Слайд 7Выставка русских и финских художников была третьей, устроенной Сергеем Дягилевым. Год

тому назад, в феврале 1897 года, в том же Музее училища барона А. Л. Штиглица, состоялась выставка немецких и английских акварелистов, а в октябре – в залах Императорского Общества поощрения художеств – «Скандинавская выставка», организованная по заказу вице-председателя этого Общества. Собирая произведения для этих выставок, Сергей Павлович посетил Германию, Швецию, Норвегию, Данию и мастерские художников в Париже, отобрав несколько десятков произведений. Среди них – работы такого знаменитого живописца, как Андреас Цорн, привлекавший внимание своими эффектными, легко и свободно написанными портретами. Выставки вызвали большой интерес, привлекли много посетителей и покупателей произведений.С. П. Дягилев стремился познакомить русскую публику с современным зарубежным искусством, а потом – познакомить зарубежную общественность с русским искусством.
Выставка русских и финских художников была третьей, устроенной Сергеем Дягилевым. Год тому назад, в феврале 1897 года,

Слайд 8Дягилев подошел к осуществлению своих новых проектов. Его давно увлекала мысль

об устройстве грандиозной выставки русских портретов XVIII–XIX веков. Сергей Павлович искал экспонаты не только в известных музеях и галереях, но объездил всю Россию, побывал в помещичьих усадьбах в самых отдаленных уголках страны. Наконец, он собрал около двух тысяч портретов, в числе которых работы наиболее значительных художников XVIII века и среди них – неизвестные произведения Федора Степановича Рокотова. Это позволило впоследствии историкам искусства основательно заняться исследованием творчества этого художника.
Выставка работала с 6 марта по 26 сентября 1905 года. Был издан каталог, содержащий описание двух тысяч трехсот портретов, но и после открытия выставки произведения продолжали поступать со всех концов России. Выставка находилась под особым покровительством императора Николая II, и доход от нее шел в пользу вдов и сирот воинов, погибших во время русско-японской войны.

Портрет неизвестной в русском костюме АРГУНО́В

Дягилев подошел к осуществлению своих новых проектов. Его давно увлекала мысль об устройстве грандиозной выставки русских портретов

Слайд 9Портрет Екатерины II в виде законодательницы в храме , Левицкий

Дмитрий Григорьевич.

. Левицкий Дмитрий "Портрет Е.И.Нелидовой.

Портрет Екатерины II в виде законодательницы в храме ,  Левицкий Дмитрий Григорьевич.. Левицкий Дмитрий

Слайд 10Экспозиция была ориентирована на царствование какого-либо императора или императрицы. Первые залы

посвящены иконам и парсунам. Там же помещался портрет царя Алексея Михайловича. Эпохе Петра Великого было отведено большое пространство, где зритель видел не только живопись петровского времени, но тридцать пять портретов самого Петра. В зале, отведенном для искусства времени императрицы Елизаветы Петровны, экспонировались портреты кисти не только русских, как, например, Ивана Петровича Аргунова, но и иностранных художников – Иоганна Пауля Люддена, Георга Кристофа Гроота. При этом зритель мог любоваться семнадцатью портретами самой Елизаветы Петровны. В екатерининском зале, самом большом во дворце с сохранившимися великолепными колоннами и мраморными рельефами, было представлено сорок четыре портрета императрицы в окружении работ блестящих портретистов ее эпохи – Ф. С. Рокотова, Д. Г. Левицкого, В. Л. Боровиковского и других, менее известных живописцев Искусство портрета XIX века демонстрировали наиболее значительные художники – К. П. Брюллов, Ф. А. Бруни, А. Г. Венецианов а также И. Е. Репин, И. Н. Крамской, В. М. Васнецов и В. Г. Перов, «Серебряный век» был представлен портретами работы В. А. Серова, М. А. Врубеля, К. А. Коровина.
Экспозиция была ориентирована на царствование какого-либо императора или императрицы. Первые залы посвящены иконам и парсунам. Там же

Слайд 11«Русские сезоны» Сергея Дягилева. Музыка
Далее, в 1907-м году при поддержке императорского

двора России и влиятельных лиц Франции Сергей Дягилев организовывает в парижской Гранд-Опера пять симфонических концертов русской музыки – так называемые «Исторические русские концерты», где играли свои произведения Н.А. Римский-Корсаков, С.В. Рахманинов, А.К. Глазунов и др., а также пел Фёдор Шаляпин.

Римский-Корсаков Николай Андреевич.

Рахманинов

«Русские сезоны» Сергея Дягилева. МузыкаДалее, в 1907-м году при поддержке императорского двора России и влиятельных лиц Франции

Слайд 12Предтечей "Русских сезонов" стала выставка русских художников в парижском Осеннем салоне,

привезённая Дягилевым в 1906-м году. Это был первый шаг 20-летнего пути мощной и изящной пропаганды русского искусства в Европе. Через несколько лет знаменитые европейское балерины будут брать русские псевдонимы, лишь бы танцевать в "Русских сезонах" Сергея Дягилева.

Анна Павлова в балете "Павильон Артемиды", 1909

Вацлав Нижинский в балете "Шахерезада", 1910

Предтечей

Слайд 13«Русские сезоны» Сергея Дягилева. Опера
В 1908-м году в рамках "Русских сезонов"

парижской публике впервые была представлена русская опера «Борис Годунов». Но, несмотря на успех, этот жанр искусства на «Русских сезонах» присутствовал лишь до 1914-го года. Оценив предпочтения публики, чуткий антрепренёр Сергей Дягилев пришёл к выводу, что более рентабельно ставить балет, хотя лично он сам относился к балету пренебрежительно из-за отсутствия в нём интеллектуальной составляющей.

А. Я. Головин. Портрет Ф. И. Шаляпина в роли Бориса Годунова. 1912

Мусоргский, Модест Петрович

«Русские сезоны» Сергея Дягилева. ОпераВ 1908-м году в рамках

Слайд 14 "Русские сезоны" существуют до 1929-го года. В разное время над

их реализацией работают такие художники, как Андре Дерен, Пикассо, Анри Матисс, Хуан Миро, Макс Эрнст и другие художники, композиторы Жан Кокто, Клод Дебюсси, Морис Равель и Игорь Стравинский, танцоры Серж Лифарь, Антон Долин и Ольга Спесивцева. И даже Коко Шанель создавала костюмы для балета «Аполлон Мусагет», где солировал Серж Лифарь.

Слайд 15Жители XIX столетия не видели по-настоящему древнерусской живописи. Иконы представляли собой

«черные доски», вызывающие только культовый и исторический интерес. В технике их исполнения скрывалась причина невидимости данных икон. На грунтованную доску иконы наносились темперные краски, которые затем сверху покрывались олифой. Свойства олифы хорошо проявляли цвет и позволяли иконе сохраняться от повреждений, но, со временем, к сожалению, олифа темнеет. Олифа за долгие 70-100 лет сильно темнела, скрывая таким образом живопись, которая находилась под ней. Иконы пытались «обновлять», но происходило это чаще всего не совсем умело. Со временем живопись покрывалась несколькими слоями сначала записей, а затем олифы. Поэтому лишь силуэты проявлялись на древних досках. Остается неудивительным, что до середины XIX века многие считали, что до Петра живописи на территории Руси совсем не было.

Икона Спас в силах Андрея Рублева

Преображение Господне

Жители XIX столетия не видели по-настоящему древнерусской живописи. Иконы представляли собой «черные доски», вызывающие только культовый и

Слайд 16Находились без сомнения те люди, которые обладали художественным чутьем, и которые

хорошо понимали, какая художественная сила таится в иконах. На почве заинтересованности в допетровской культуре были созданы крупные коллекции Остроухова, Морозова, где иконы представляли собой не просто памятники старины, но уже и произведения искусства. В 1904 году была предпринята первая научная чистка икон. Даже специалистов удивило как ново, ярко и красочно засияли иконы так. В феврале 1913 года прошла первая выставка «раскрытых» икон, которая вызвала небывалый интерес у зрителей и считалась приуроченной к празднованию 300-летия Дома Романовых.


. Владимирская икона Божией Матери

.Святой Николай (Угрешская икона)

Находились без сомнения те люди, которые обладали художественным чутьем, и которые хорошо понимали, какая художественная сила таится

Слайд 17В первую очередь, необходимо назвать имена И. С. Остроухова, С. П.

Рябушинского, А. В. Морозова, П. М. Третьякова в Москве и Н. П. Лихачева в Санкт-Петербурге, чьи собрания вскоре стали основой фондов крупнейших музеев страны. Особая роль в признании эстетических достоинств иконы принадлежит художнику и коллекционеру И. С. Остроухову, высоко оценившему ее живописные качества. 100-летие со дня открытия им в 1909 г. музея иконописи, включавшего подлинные шедевры этого искусства и впоследствии вошедшего в состав Третьяковской галереи.
В первую очередь, необходимо назвать имена И. С. Остроухова, С. П. Рябушинского, А. В. Морозова, П. М.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть