Слайд 1Выполнила: учитель искусства Гордиенко О.В.
МБОУ «Городской центр образования» г. Чита
Эпоха
Просвещения. Иоганн Вольфганг Гёте.
Слайд 2Эпоха Просвещения. Иоганн Вольфганг Гёте.
«Фауст» есть высочайшее создание поэтического духа; он
служит представителем новейшей поэзии, точно как «Илиада» служит памятником классической древности.
А.С.Пушкин
Слайд 3
Иоганн Вольфганг фон Гёте (28.08.1749 г. – 22.03.1832 г) — немецкий
поэт, государственный деятель, мыслитель и естествоиспытатель. Иоганн Вольфганг Гёте родился 28 августа 1749 года в семье франкфуртского бюргера. Он родился между двенадцатью и часом дня.
Слайд 4 Просвещение — это
выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине. Несовершеннолетие есть неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого. Несовершеннолетие по собственной вине — это такое, причина которого заключается не в недостатке рассудка, а в недостатке решимости и мужества пользоваться им без руководства со стороны кого-то другого. Sapere aude! — имей мужество пользоваться собственным умом! — таков, следовательно, девиз Просвещения.
Иммануил Кант. «Ответ на вопрос: что такое Просвещение?» нем. «Beantwortung der Frage: Was ist Aufklaerung?» (1784)
Слайд 5 Просвещение - идейное течение «длинного
XVIII века», основанное на убеждении в решающей роли разума и науки в познании «естественного порядка», соответствующего подлинной природе человека и общества. Невежество, мракобесие, религиозный фанатизм просветители считали причинами человеческих бедствий; выступали против феодально - абсолюстического режима, за политическую свободу, гражданское равенство.
Слайд 6Главные представители Просвещения в Англии (где оно зародилось) — Дж. Локк, Дж. А. Коллинз,
Дж. Толанд, А.Э. Шефтсбери; во Франции (где достигло высшего расцвета) — Вольтер, Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро, К.А. Гельвеций, П.А. Гольбах; в Германии – Г.Э. Лессинг, И.Г. Гердер, Ф. Шиллер, И.В. Гёте; в США – Т. Джефферсон, Б. Франклин, Т. Пейн; в России – Н.Н. Новиков, А.Н. Радищев.
Слайд 7История создания трагедии «Фауст»
Фигура Иоганна Георга Фауста, реально жившего в 16
в. в Германии доктора, интересовала многих поэтов и писателей на протяжении долгих столетий. Известны многочисленные народные легенды и предания, описывающие жизнь и деяния этого чернокнижника, а также десятки романов, поэм, пьес и сценариев.
Идея написания «Фауста» пришла к двадцатилетнему Гёте в самом начале 70-х гг. 18 в.. Но на то, чтобы завершить шедевр, у поэта ушло более 50 лет. Поистине, над этой трагедией автор работал в течение практически всей своей жизни, что само по себе придает этому произведению значимость, как для самого поэта, так и для всей литературы в целом.
Слайд 8П. Брейгель «Падение ангелов»
Слайд 17Гюстав Доре «Искушение Господа Иисуса Христа»
Слайд 18М.Ю.Лермонтов «Демон»
Хочу я с небом примириться,
Хочу любить, хочу молиться.
Хочу я веровать
добру.
Слезой раскаянья сотру
Я на челе, тебя достойном,
Следы небесного огня -
И мир в неведенье спокойном
Пусть доцветает без меня!
О! верь мне: я один поныне
Тебя постиг и оценил:
Избрав тебя моей святыней,
Я власть у ног твоих сложил.
Твоей - любви я жду как дара,
И вечность дам тебе за миг;
В любви, как в злобе, верь, Тамара,
Я неизменен и велик.
Слайд 23Ю. Левитанский
Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку –
Каждый выбирает для себя.
Каждый выбирает по себе
Слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы
Каждый выбирает по себе
Каждый выбирает по себе
Щит и латы. Посох и заплаты.
Меру окончательной расплаты
Каждый выбирает по себе.
Слайд 24 В «Прологе» возникает спор между господом и Мефистофелем
о возможностях человека, о вере и безверии в его предназначение на земле. Спор это в трагедии разрешается на примере жизни и судьбы доктора Фауста
Слайд 25Домашнее задание:
*Читать трагедию; дать развернутую характеристику образа Мефистофеля, отметив его положительные
и отрицательные черты.
*Читать сцены: договора Фауста с Мефистофелем
Встречи Фауста с Маргаритой
*Пересказ сцены «Погребок Ауэрбаха» - определение идейного значения;
*Зачем показана жизнь Фауста при дворе императора?
*Что символизирует союз Фауста и Елены?