Слайд 1Русский народный костюм
Выполнила :
Крылова Ирина, 7 класс
Руководитель:
Коровкина
И.С.
Слайд 2Цель работы: рассмотреть образцы народных костюмов, раскрыть секрет цветового решения.
Задачи:
1.Изучить литературные
источники и собрать материал о русском женском народном костюме;
2.Провести опрос родных и выяснить, какое представление они имеют о русском женском и мужском народном костюме;
3. Сравнить и доказать, что русский народный костюм является памятником народного творчества;
4.Систематизировать и описать собранный материал, создать творческий альбом;
5.Сделать выводы.
Объектом исследования является женский народный костюм.
Предмет исследования образцы женского народного костюма.
Слайд 3История русского народного костюма
У русской национальной одежды – многовековая история. Общий
её характер, сложившийся в быту многих поколений, соответствовал внешнему облику, образу жизни, географическому положению и характеру труда народа.
Слайд 4Русская народная одежда различалась:
По назначению
Праздничная
Будничная
Свадебная или
венчальная
Траурная
Слайд 6Мужской костюм
Костюм крестьянина состоял из портов и рубахи из домотканного холста.
Слайд 7Рубаха
Так как ткань была узкая (до 60 см.), рубаху выкраивали
из отдельных деталей, которые затем сшивали. Швы украшали декоративным красным кантом. Рубахи носили навыпуск и подпоясывали узким поясом или цветным шнуром. Цвет основной ткани, был, как правило, яркий.
Слайд 8Порты
Порты шились неширокие, суженные книзу, до щиколотки, завязывались на талии шнурком
– гашником. Поверх них состоятельные люди носили еще верхние шелковые или суконные штаны, иногда на подкладке. К низу их заправляли либо в онучи – куски ткани, которыми обертывали ноги, завязывая их специальными завязками – оборрами, а затем надевали лапти, либо в сапоги из цветной кожи.
Слайд 9Верхняя одежда
Верхней одеждой служили зипун или кафтан из домотканного сукна,
запахивающийся на левую сторону, с застежкой на крючки или пуговицы;
зимой – овчинная нагольная шубы
Слайд 11Женский костюм
Основными частями женского народного костюма, были рубаха, передник, или занавеска,
сарафан, понева.
Слайд 12Женская рубаха
Женская рубаха шили из белого полотна или цветного шелка и
носили с поясом. Она была длинной, до ступней, с длинными, собранными в низках рукавами, с разрезом из горловины , низким рукавов ее украшали вышивкой или обшивали полосой отделочной ткани. Вышивка представляла собой сложные многофигурные композиции с крупным рисунком, достигавшим в ширину 30 см., располагались они по низу изделия. Для каждой части рубахи было свое традиционное орнаментальное решение.
Слайд 13Передник
Самой декоративной, богато украшенной частью русского костюма был передник, или занавеска,
закрывающий женскую фигуру спереди. Обычно его делали из холста и орнаментировали вышивкой, шелковыми узорными лентами. Край передника оформляли зубцами, белым или цветным кружевом, бахромой из шелковых или шерстяных ниток, оборкой разной ширины.
Слайд 14Сарафан
Холщевые белые рубахи и передники крестьяне носили с сарафанами. В XVIII
– первой половины XIXв. сарафаны делали из однотонной, без узора ткани - синего холста, бязи, красной крашенины, черной домотканой шерсти. Многоузорная и многокрасочная вышивка рубах и передников очень выигрывала на темном гладком фоне сарафана. Косоклинный покрой сарафана имел несколько вариантов. Наиболее распространенным был сарафан со швом по середине переда, отделанным узорами лентами, мишурным кружевом и вертикальным рядом силуэт усеченного конуса с большим расширением к низу (до 6 м.), придающий фигуре стройность.
Слайд 15Понёва
По конструкции понёва представляет собой три – пять полотнища ткани, сшитых
по кромке. Верхний край широко подогнут для вдежки шнурка (гашника), укрепляемого на талии. Последнюю иногда носили «с подтыком подола». В этом случае ее орнаментировали с изнанки.
Слайд 16Верхняя одежда
Верхней женской одеждой была запона - накладная накидка типа
нарамники из грубого цветного холста, не сшитая по бокам. Запону шили короче рубахи. Носили ее с поясом и скалывали внизу.
Запона
Слайд 17Душегрея
Короткой верхней распашной одеждой была душегрея, которая держалась
так же, как и сарафан, на плечевых лямках. Полочки душегреи были прямые, спинка заложена трубчатыми защипами, вверху фигурный вырез мысом, к которому пришивались лямки. Душегреи надевали поверх сарафана, шили их из дорогих узорчатых тканей и обшивали по краю декоративной каймой. Будучи самобытной частью национальной одежды, душегрея неоднократно возвращалась в моду.
Слайд 18Шубка
Разновидностью летника была накладная шубка, которая отличалась от него покроем рукава.
Рукава шубки были длинные и узкие. По линии проймы делался прорез для продевания рук.
Слайд 20Головной убор
В русском народном костюме сохранились старинные головные уборы и сам
обычай для замужней женщины прятать волосы, а для девушек оставлялась не покрытой. Этим обусловлена форма женского головного убора в виде закрытой шапочки и девичьего – в виде обруча или повязки.
Слайд 21
Широко распространены кокошники, «сборки», разнообразные повязки и венцы. Замужняя женщина обычно
закрывали волосы повойником их тонкой или шелковой сетки. Повойник состоял из дна околыша, который туго завязывался сзади. Поверх него носили полотняный или шелковый убрус белого или красного цвета. Он имел форму прямоугольника длиной 2 м. и шириной 40-50 см. Один конец его расшивался цветным шелковым узором и свисал на плечо. Другим обвязывали голову и скалывали под подбородком. Убрус мог иметь и треугольную форму, тогда оба конца его скалывались под подбородком. Сверху богатые женщины надевали еще шапку с меховой оторочкой.
Повязка
Сорока
Сборник
Слайд 22Обувь
Женской обувью служили кованые полусапожки, которые, были отороченные вверху красные сукном
или сафьяном, а также лапти с онучами и оборами.
Украшения
В качестве украшения использовали жемчужные, бисерные, янтарные, коралловые ожерелья, подвески, бусы, серьги.
Слайд 23Русский костюм XIXв.
В конце XIXв. В народной одежде наряду с фабричными
тканями постепенно утверждаются и формы русского народного костюма, более однообразные и стандартизированные. На смену сарафанам, поневам и рубахам приходит так называемая парочка – приталенная кофта и расклешенная юбка из той же ткани. В ней традиции народной одежды сочетаются с требованиями современной моды.
Слайд 24Вывод
На основе изученного материала я создала познавательный исторический и иллюстративный творческий
альбом с названием «Русский народный костюм ». Работая над рисунками я воспользовалась знаниями по изобразительному искусству.
Анализируя историю русского костюма можно сказать следующее: колдовская сила русского костюма так велика, что, как мне кажется, однажды заглянув в эту сокровищницу и осознав её связи с обычаями, обрядами, с древнейшими истоками русской культуры, когда магическое значение вещей, изображений превращалось в эстетическое, уже не можешь оторваться от неё. Чем пристальнее изучаешь русский народный костюм, как произведение искусства, тем больше находишь в нем ценностей, и он становится образной летописью наших предков, которая языком цвета, формы орнамента раскрывает нам многие сокровенные тайны и законы красоты народного искусства. Поэтому и не умирает народный костюм в современной моде.