Слайд 1Виртуальная экскурсия
по Эрмитажу
Шедевры Эрмитажа
Живопись XV—XVIII веков
Учитель искусства Потаскаева Анна
Сергеевна
МКОУ Марченковская ООШ
Слайд 2Цель экскурсии:
Познакомить с мировыми шедеврами живописи XV-XVIII вв., находящиеся в
Государственном Эрмитаже
Слайд 3История
Эрмитажа
Итальянское
искусство
Испанское
искусство
Нидерландское
искусство
Список
источников
Навигатор по виртуальному музею
Слайд 4История Эрмитажа
ЭРМИТАЖ в Санкт-Петербурге (от франц. ermitage — место уединения),
один из крупнейших в мире художественных и культурно-исторических музеев. Возник в 1764 как
частное собрание Екатерины II, открыт для публики в 1852. Богатейшие коллекции памятников первобытной, древневосточной, древнеегипетской, античной и средневековой культур, искусства Западной и Восточной Европы, археологические и художественные памятники Азии, памятники русской культуры XIII-XIX веков. Государственный Эрмитаж занимает шесть величественных зданий, расположенных вдоль набережной Невы в самом центре Санкт-Петербурга.
Слайд 5Государственный Эрмитаж занимает одно из первых мест среди величайших историко-художественных музеев
мира. Особенно большой известностью пользуется старейшая и наиболее значительная часть его коллекций — картинная галерея.
История Эрмитажа
Сосредоточенные здесь художественные сокровища отражают основные этапы развития искусства от позднего средневековья до нашего времени. В ней насчитывается свыше четырех тысяч произведений, принадлежащих тысяче шестистам художникам.
Слайд 6Итальянское искусство
XV—XVIII веков
Итальянская живопись XV—XVIII веков содержит, наряду с
отдельными превосходными образцами итальянской иконописи, связанной с византийской традицией, несколько характерных работ флорентийской и сиенской школ.
Слайд 7Симоне Мартини. Мадонна
Картина «Мадонна» представляет собой створку диптиха, в котором была
изображена сцена благовещения. В картине пленяют красивое сочетание золотого фона с красным и синим тонами одежд, певучая плавность линий, изящное движение тонких рук Марии. В удлиненных пропорциях, изогнутом силуэте фигуры ощущается влияние готики.
Слайд 8Робер Кампен. Троица. Мадонна с младенцем
Эрмитажный диптих:
Изображение «Троицы», символичное и
отвлеченное, основано на иконописной схеме, выработанной в предшествующую эпоху. Фигуры кажутся застылыми и угловатыми. Восседающий на троне бог отец отрешен от всего
земного, преисполнен величия и торжественности. В «Мадонне с младенцем» почти нет ничего традиционно иконописного. Мадонна — молодая нидерландская женщина, с простыми и даже грубоватыми чертами лица. Она пеленает младенца и, чтобы не беспокоить его прикосновением холодной руки, греет ладонь у камина.
Слайд 9Филиппино Липпи. Поклонение младенцу Христу
Эрмитажное тондо со сценой «Поклонение младенцу
Христу» — превосходное произведение Филиппино Липпи, характерный образец искусства медицейской школы. Группу переднего плана составляют фигуры мадонны и ангелов.
Вытянутые пропорции, изящные формы резко отличают их от полнокровных, «земных» образов в искусстве предшествующего времени. Впечатление нереальности события усиливает изображение двух парящих над землей ангелов, написанных легкими мазками белил и золота, отчего они кажутся бесплотными.
Слайд 10Это ранняя работа Леонардо да Винчи. Вопрос об авторстве Леонардо— один
из наиболее спорных в истории искусства. Число живописных произведений художника едва достигает полутора десятков. «Мадонна Бенуа», ставшая известной всего шестьдесят лет тому назад, признается специалистами собственноручной работой прославленного мастера.
Леонардо да Винчи
«Мадонна с цветком (Мадонна Бенуа)»
Слайд 11Привлекательна миниатюрная «Мадонна Конестабиле» - это подлинная жемчужина, хотя мастерство Рафаэля
еще далеко не полностью раскрывается в ранней, почти юношеской работе.
.
Рафаэль
Мадонна с младенцем (Мадонна Конестабиле)»
Слайд 12Главным выразительным средством венецианской живописи, в отличие от флорентийцев, становится не
рисунок, а цвет. Среди других картин Тициана «Кающаяся Мария Магдалина», поражает силой эмоций и дивной красотой колорита.
Художник воспроизвел не религиозный экстаз раскаявшейся и удалившейся от мира грешницы, а страдание женщины, земной и прекрасной, оставшейся наедине со своим горем.
Тициан
«Кающаяся Мария Магдалина»
Слайд 13Альгаротти предназначал картину в подарок графу Брюлю, министру саксонского двора, который
был советником по вопросам искусства курфюрста саксонского и короля польского Августа III.
Джованни Баттиста Тьеполо
«Меценат представляет императору Августу свободные искусства»
На полотне изображен император Август, левее — Меценат, перед ними — Поэзия в образе Гомера и три женщины, олицетворяющие Живопись, Ваяние и Зодчество. Это произведение было заказано художнику в 1743 году покровительствовавшим Тьеполо графом Альгаротти, писателем и ученым, большим знатоком и любителем искусства.
Слайд 14Аннибале Карраччи — глава так называемого академического направления, провозгласившего незыблемость «вечных
законов» красоты.
Аннибале Карраччи «Пейзаж со сценой отдыха св. семейства на пути в Египет»
Слайд 15Испанское искусство XV—XVIII веков
Испанское искусство XV—XVIII веков долго было сковано
рамками религиозных сюжетов. В это время появляются картины, герои которых—не персонажи священных писаний, а обычные люди. Большое распространение получают так называемые бодегонес (в переводе с испанского— трактир, харчевня) — изображения сцен в темном интерьере, освещенном только узко направленным пучком света, с одинокой или немногочисленными фигурами и обязательным натюрмортом.
Слайд 16Доменико Эль Греко
«Апостолы Петр и Павел»
Павел до принятия христианства яростно
преследовал приверженцев этой веры, но, приобщившись к ней, стал фанатичным ее поборником. Напротив, апостол Петр, один из самых близких учеников Христа, не отличался последовательностью и силой духа. Он порой колебался, изменял христианству, но, раскаявшись, снова возвращался к нему.
Слайд 17Диего Веласкес «Завтрак»
В произведении чувствуется увлечение натурой, стремление передать сцену как
можно реальнее. Веласкесу позировали хорошо знакомые люди. С большой тщательностью выполнен натюрморт. Художник старается воспроизвести фактуру вещей. Он любуется игрой вина в стакане, красной мякотью и коричневой кожурой граната.
Слайд 18Франсиско де Сурбаран «Отрочество богоматери»
Девочка показана во время молитвы. Ее детское
лицо, простонародное, круглое, с широко расставленными глазами, очаровывает своей ребячливой серьезностью и необыкновенной одухотворенностью. Фигурка девочки, сидящей на маленьком деревянном стуле, отличается характерной для произведений Сурбарана статуарностью; ее силуэт компактен, детали одежды даны крупными нерасчлененными массами, аксессуары сведены до минимума.
Слайд 19Нидерландское искусство XV—XVIII веков
Нидерландская живопись играла ведущую роль в развитии
западноевропейского искусства. Среди них первое место принадлежит «Мадонне с младенцем» Флемальского мастера;. Работа крупнейшего мастера нидерландского Ренессанса Луки Лейденского «Исцеление иерихонского слепца» привлекает внимание детальным изображением толпы и пейзажа.
Рубенс, центральная фигура фламандской живописи XVII столетия, охарактеризован первоклассными полотнами, раскрывающими разные стороны его многогранного творчества: картиной на мифологический сюжет, портретом, пейзажем.
Слайд 20Питер Пауль Рубенс «Персей и Андромеда»
Картина написана на сюжет античной мифологии.
Дочь эфиопской царицы Кассиопеи и царя Кефея, прекрасная Андромеда, должна была стать жертвой морского чудовища, опустошавшего страну. Прикованная к скале, ожидала она своей страшной участи, когда ее увидел пролетавший мимо на крылатом коне Персей, сын Зевса и Данаи. Опустившись на остров, он сразился с чудовищем и освободил принцессу. В награду за свой подвиг Персей получил в жены полюбившую его Андромеду.
Слайд 21Рембрандт Харменс Фан Рейн
«Возвращение блудного сына»
Евангельская притча о блудном сыне
рассказывает о том, как легкомысленный юноша, взяв причитающуюся ему долю отцовского имущества, покинул родной дом в поисках развлечений. Проведя жизнь, полную мытарств и позора, разоренный, оставленный неверными друзьями, он, наконец, решает вернуться в отчий дом, где находит прощение, любовь и отдых.
Слайд 22Давид Тенирс «Караульня»
В просторном высоком зале расположились отдыхающие солдаты. Они болтают
у зажженного камина, играют в карты, пьют и курят. Не менее беззаботен и вид их товарищей, стоящих на улице, у входа.
Самое большое внимание в картине автор уделил великолепному натюрморту из предметов вооружения. Натюрморт написан не только с блестящим мастерством, но и с удивительной точностью деталей.
Слайд 23Виллем Кальф «Десерт»
Кальф, обладающий безупречным вкусом, избегает помпезности. Богатство его натюрмортов
— это прежде всего богатство игры светотени и пламенеющего изнутри цвета. В жарком горении красок предметы как бы вырастают из темного фона картины. Яркий луч света вырывает из полутьмы чашу с фруктами, персик на серебряном подносе и скомканную белую скатерть. Стеклянный и серебряный кубки еще отражают свет, а тонкий бокал-флейта, наполненный вином, почти сливается с фоном.
Слайд 24http://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Winter_Palace?uselang=ru – иллюстрации Зимнего Дворца.
http://www.kulturamira.ru/ - Шедевры Эрмитажа. Старые мастера.
http://walkspb.ru/zd/zimniy.html -
История и фотографии Эрмитажа. Как добраться, что посетить.
Большая энциклопедии Кирилла и Мефодия. – CD-диск. 2004.
Пилявский В. И., Государственный Эрмитаж. — Л., 1960.
Эрмитаж— статья из Большой советской энциклопедии.
Список источников
Домашнее задание
Используя Интернет-ресурсы, подготовьте слайд-шоу из репродукций голландских и фламандских живописцев XV—XVII веков