Слайд 1Презентация на тему:
Жостовское искусство
Слайд 2Самыми первыми, согласно историческим и археологическим данным, искусство лаковой росписи освоили
китайцы. Несколько тысячелетий назад, в эпоху Шань Инь, жители Китая украшали лаковыми рисунками домашнюю утварь и предметы повседневного обихода, оружие и ритуальные сосуды.
История возникновения лаковой живописи
Слайд 3Вслед за Китаем искусство росписи лаком покорило страны Индокитая, Персию и
Индию, Японию и Корею. В каждом из регионов техника лаковой живописи развивалась самостоятельно, базируясь на традициях народных промыслов, но и заимствуя опыт мастеров из других стран.
Слайд 4Как лаковая роспись попала в Россию?
Серьезное развитие производства предметов, украшенных
лаковой росписью, в таких европейских странах, как Голландия, Англия, Германия и Франция, произошло лишь в XVIII веке.
Уральский промышленник Никита Акинфиевич Демидов много путешествовал по Европе, где и заинтересовался идеей лаковой росписи. В 1778 году на Урале, в Нижнем Тагиле, начал зарождаться промысел уральской цветочной росписи по металлу.
Слайд 5Возникновение жостовской лаковой росписи по металлу.
Изготовленные на Урале и украшенные лаковой
росписью металлические сундуки и подносы, кувшины и ведра, а также другие предметы повседневного обихода продавались не только на местных Ирбитской и Крестовской ярмарках, но и на Всероссийской Макарьевской ярмарке в Нижнем Новгороде.
Слайд 6Возникновение жостовской лаковой росписи
Возможно, именно увиденные здесь изделия уральских мастеров вдохновили
братьев Вишняковых на лаковую роспись металлических подносов. Семейное дело Вишняковых с 1825 года развивалось в основном как роспись лаком различных изделий из папье-маше – табакерок, портсигаров, альбомов, сухарниц и шкатулок. С 1830 года большинство мастерских, расположенных в селах и деревнях Троицкой волости, таких как Троицкое, Хлебниково и Жостово, перестали изготавливать предметы из папье-маше, а перешли на производство и роспись металлических подносов
Слайд 7История развития промысла.
Начиная с 30-х годов XIX века изготавливать и украшать
лаком металлические подносы стали практически во всех окрестных деревнях. В это время жостовская роспись переживала пик своей популярности. В послереволюционные годы спрос на продукцию жостовских мастеров резко снизился, что привело к объединению разрозненных художников в небольшие профессиональные артели.
Слайд 8Современная история.
В 1960 году артель «Металлоподнос» была реорганизована и получила свое
сегодняшнее название — Жостовская фабрика декоративной росписи. Внимание со стороны правительства, активная совместная работа мастеров и ученых, участие на различных как отечественных, так и зарубежных выставках позволили промыслу выйти из многолетнего кризиса.
Слайд 9Из чего и как делают подносы?
Современные жостовские подносы производятся двумя способами:
методом штамповки и ковки. Из обычного листового железа на специальных механических прессах делают заготовки для подносов стандартных форм и размеров. Затем на электрическом прессе посредством специальных пресс-форм и комбинированного штампа проводят закатку краев – бортовку. А чтобы борта подноса стали жесткими, выполняется их вальцовка.
Слайд 10Из чего и как делают подносы
Художники жостовской росписи могут работать не
только со стандартными формами подносов. На их выбор существует 26 типовых форм, из которых подбирается наиболее соответствующая замыслу. Затем, если она уникальна, за дело принимается коваль (кузнец), изготавливающий кованый поднос.
Слайд 11Как делают цветные фоны на подносах?
Жостовская фабрика декоративной росписи, кроме
подносов с традиционным черным фоном, выпускает изделия, на которых имеются красные, синие, зеленые и голубые фоны. Для их создания на поверхность подноса наносят тонкий слой светлого лака. Пока он не просох, присыпают его бронзовым или алюминиевым порошком. После того как металлизированный фон просохнет, его окрашивают лессировочными красками нужного цвета.
Слайд 12Художественная роспись жостовских подносов.
Жостовские мастера выполняют роспись специальными беличьими кисточками и
масляными красками, разведенными скипидаром и льняным маслом. Каждый художник одновременно работает над несколькими произведениями. Жостовские живописцы пишут букеты удивительно быстро, даже с некоторой лихостью. Опытный мастер, если надо, может расписать за один рабочий день от пяти до десяти подносов. Во время работы поднос постоянно вращают на коленях, чтобы видеть роспись со всех сторон, в развитии и согласованности всех её частей.
Слайд 13Основные мотивы
Наиболее часто художники Жостово выполняют простые цветочные композиции в виде
букетов, в которых ритмично чередуются большие садовые и более мелкие полевые цветы. Как правило, основу композиции составляют несколько крупных цветов, таких как роза, астра, пион, георгин или тюльпан, окруженные россыпью небольших цветов и бутонов и связанных между собой тонкими стебельками, веточками и листиками.
Слайд 14Основные мотивы
Кроме цветочных композиций, создается и сюжетная жостовская роспись, фото которой
вы можете увидеть ниже. Как правило, она изображает сценки из жизни простых людей, пейзажи, ландшафты, а также лошадиные тройки. По большому счету, жостовская роспись) - это действительно настоящее искусство.
Слайд 15Выразительные средства жостовского прикладного искусства
Первоначально композиции для подносов заимствовались из
живописных полотен, но вот их интерпретация у каждого художника была своя. Сегодня мастера реализуют ставшие уже классическими композиции, но и стремятся найти новые. Следует отметить, что в каждом произведении жостовской росписи композиции вписаны в плоскость и связаны с формой подноса, в них прекрасно переданы условные глубина и объемность нарисованных объектов. Важным выразительным средством жостовского искусства является ритмическое и цветовое равновесие рисунка.
Слайд 16ЖОСТОВСКИЙ ОРНАМЕНТ, КИСТЕВЫЕ МАЗКИ, ВЫПОЛНЕНИЕ ЛИСТОЧКОВ И ЦВЕТОВ
Орнамент используется для украшения
борта подносов.
Слайд 17А теперь познакомимся с выполнением кистевых мазков
Слайд 23
Презентация на тему :
Жостовское искусство
Автор:
Педагог ИЗО
МБОУ ООШ №279
Соколова Елена Николаевна