Слайд 1Воспитание детей
в Древней Руси
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа имени
В.М.Комарова
с углубленным изучением английского языка
ЗАТО городского округа Звёздный городок
Московской области
Декабрь 2014 г.
8А класс
Россия начиналась не с меча,
Она с косы и плуга начиналась.
Не потому, что кровь не горяча,
А потому, что русского плеча
Ни разу в жизни злоба не касалась...
Эдуард Асадов
Слайд 2 В Древней Руси воспитанию детей уделялось большое
внимание. Ведь детство, по глубокому убеждению обитателей Руси, было тем истоком, откуда начинаются все хорошие или дурные качества взрослого человека.
Слайд 3 Но воспитание было очень своеобразным: дети не считались
вполне людьми, скорее, их заготовками. Воспитывали детей в большой строгости и страхе перед старшими.
Слайд 4 Семьи на Руси были большими, жили целыми
родами. Бесспорный авторитет отца был закреплён в сознании людей настолько, что считалось: если мужчина "не воспитывает" (то есть не порет) домочадцев, то он пренебрегает своими обязанностями и достоин всяческого осуждения. Детям же надлежало с благодарностью принимать наставления родителей и ни в коем случае не противиться им.
Слайд 5 Первые 3-4 года ребёнок был под опекой
матери, он посильно помогал ей в домашних делах. С 5 лет ребёнка - мальчика привлекали к мужским делам, девочку - к женским хозяйственным обязанностям. Детям рассказывали обучающие, таящие глубокий смысл сказки и легенды.
Слайд 6 Детей одевали в рубахи, сшитые не из
нового полотна, а обязательно из одежды родителей. Рубашка мальчику шилась из рубахи отца, а рубашка для девочки – из рубахи матери. Считалось, что таким образом ребёнок будет защищён обереговой родительской силой.
Слайд 7Наши предки были достаточно суровы в обращении с детьми.
Сильно различалось
воспитание и отношение в семье к мальчикам и девочкам. Воспитывали их по-разному. Мальчика – как будущего воина, защитника и кормильца.
Слайд 8 А девочек – как будущих матерей, хранительниц домашнего очага.
С
7 и до 15 лет ребёнок считался отроком. После окончания этого срока девочки оставались под присмотром матери, продолжали учиться хозяйству и рукоделию.
Слайд 9 А мальчики переходили в распоряжение отца, выполняли
уже серьёзные мужские обязанности. Так, сыновья дружинников уже с 12 лет учились воинскому делу и проживали отдельно от матерей.
Слайд 10 Детей с раннего возраста готовили к взрослой жизни.
Им поручали всевозможные обязанности по дому, обучали их грамоте – это тоже считалось обязанностью родителей. В основном малышей учила чтению и письму мать, поэтому очень ценились образованные невесты.
Слайд 11 Древнерусские женщины, особенно из царских и княжеских
семей знали иностранные языки, азы геометрии, арифметики, астрономии, медицины. Воспитывая детей, они передавали им свои знания.
Так, "до излиха вкусившей мудрости книжной" назвал летописец Ксению Юрьевну, дочь князя, мать и воспитательницу князя Михаила Тверского.
Слайд 12 Анна Всеволодовна
(XII век), княгиня киевская, обучала "младых
девиц" "писанию, ремёслам, пению, швению и иным полезным им знаниям, да от юности навыкнут разумети трудолюбие".
Слайд 13 При выборе невесты всегда отдавалось предпочтение более грамотной,
чтобы она могла не только ухаживать за детьми, но и дать им образование.
Слайд 14 В старых сказках и былинах положительный герой
всегда умён, воспитан и образован, а злодей, напротив, груб и невежествен.
Слайд 15 Девочкам с малолетства волосы заплетали в одну трехлучевую
косу – это символизировало объединение жизненных сил.
Коса располагалась строго вдоль позвоночника.
Считалось, что все светлые силы через волосы переходят в позвоночник и наполняют девочку жизненными силами, подготавливая её к будущему материнству.
Слайд 16 Когда девушка выходила замуж, косу расплетали и
заплетали уже две косы, ибо с этого времени она получала силы не только для себя, но и для будущего ребёнка.
Слайд 17 Древняя Русь была и умней, и эрудированней,
и искусней, чем её часто представляют. Настоящая мудрость не восхваляла превосходство силы над справедливостью, нечестную добычу. Она стремилась распространять нравственное отношение ко всему в жизни: «Добро бо книги почитаеши не славохотия ради, но поучаючись благая деяти и в правде жити» («Измарагд»).
Изборник 1076 года - первый дошедший до нас образец древнерусской книги для чтения не только церковнослужителей, но и мирян.
Слайд 18 Однако именно духовная мудрость требовала упорной учёбы,
постоянного и вдумчивого чтения книг, знакомства с мировой историей, осмысления своего места в ней.
Слайд 19Духовная мудрость требовала литературного, музыкального и эстетического развития – но только
вдобавок к нравственному.
Слайд 20Произведения древнерусской литературы глубоко нравственны. Нравственность была краеугольным камнем воспитания. Многие
правила воспитания из произведений древнерусской литературы не устарели до настоящего времени:
«Больного навестите»,
«Не пропустите человека, не поприветствовав его» («Поучение» Владимира Мономаха);
«Если кто в печали человеку поможет, то как студёной водой его напоит в знойный день» («Моление Даниила Заточника»);
«Того считай другом, кто любит тебя, а не тех, кто вокруг тебя»,
«Кто хочет другими управлять, пусть научится владеть собой» («Пчела»);
«Получив добро, помни, а сделав – забудь»,
«Меч губит многих, но не столько, сколько злой язык» (из «Изречений Исихия и Варнавы») .
Слайд 21 Каждая семья была обязана научить своих детей
грамоте. В Древней Руси очень уважали грамотность. Именно поэтому задачей каждой семьи было научить детей читать и писать. Археологи нашли много подтверждений этому: например берестяные грамоты, на которых дети вначале выводили отдельные буквы, а уже потом учили всю грамоту.
Слайд 22Берестяные грамоты с рисунками мальчика Онфима
До нашего времени
дошли, например, рисунки с берестяных грамот жившего в XIII веке новгородского мальчика Онфима. Если бы не своеобразный писчий материал, их вполне возможно принять за «художества» современного школьника.
Слайд 23 Если же родители замечали, что их ребёнок
очень талантлив, то его отдавали «учёному человеку». Он являлся своего рода профессором. Такой человек имел одного ученика и все свои знания передавал только ему.
Образованный человек должен был уметь петь, обладать хорошими знаниями по истории, соблюдать все религиозные каноны. Такой ребёнок был гордостью своих родителей.
Слайд 24 Основное направление воспитания в Древней Руси чётко
просматривается в "Поучении князя Владимира Мономаха детям."
Умный государственный деятель Владимир Мономах давал своим детям советы, как жить, призывал их любить родину, защищать её от врагов, быть деятельными, трудолюбивыми, храбрыми.
Слайд 25 Он указывал на необходимость воспитывать в детях
мужество, отвагу и в то же время быть гуманными, отзывчивыми к людям, быть защитниками сирот и вдов, не давать сильным губить человека, к старшим быть почтительными, к сверстникам – приветливыми.
Великий князь
Владимир Всеволодович Мономах.
Портрет из Царского титулярника. 1672 год
Слайд 26 «Богу надо угождать не молитвами, не
отшельничеством, не монашеством, не постами, а добрыми делами».
Именно стремление делать добро было основой воспитания детей при всей строгости самого процесса воспитания.
Слайд 27И вечно тем сильна моя страна,
Что никого нигде не унижала.
Ведь доброта
сильнее, чем война,
Как бескорыстье действеннее жала.
Встает заря, светла и горяча.
И будет так вовеки нерушимо.
Россия начиналась не с меча,
И потому она непобедима!
Эдуард Асадов
Илья Глазунов. «Дмитрий Донской»