Слайд 1Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области
«Волгодонский педагогический колледж»
(ГБПОУ
РО «ВПК»)
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Тема: Нетрадиционные техники рисования как средство
развития творческого воображения
у детей младшего дошкольного возраста
Выполнила студентка группы ДЗ-5.2
Сахарова Ольга Николаевна
Руководитель
Пономарева Алла Анатольевна
Слайд 2 Актуальность темы
исследования
Таким образом, изобразительная
продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для развития творческих способностей детей, в ней наиболее полно проявляются разные стороны развития ребенка.
Практический аспект реализации изобразительных способностей детей дошкольного возраста остаётся недостаточно раскрытым, поскольку в теории и практике наименее изучены вопросы по развитию творческого воображения дошкольников.
Слайд 3 Состоит в выявлении педагогических условий, способствующих формированию творческого воображения младших
дошкольников в процессе развития детского изобразительного творчества посредством нетрадиционных техник рисования.
Выявление педагогических условий, которые стимулируют формирование умений, навыков, способностей у детей младшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности.
Проблема исследования
Цель исследования
Слайд 4 Процесс развития творческого воображения дошкольников на занятиях по художественному творчеству.
Нетрадиционные
техники рисования как средство развития творческого воображения младших дошкольников; содержание и методика обучения нетрадиционным техникам рисования.
Объект исследования
Предмет исследования
Слайд 5Гипотеза исследования
Развитие творческого воображения детей младшего дошкольного возраста в процессе
обучения художественному творчеству будет более эффективным, если:
Задачи исследования
Изучить этапы формирования творческой деятельности детей младшего дошкольного возраста.
Изучить особенности развития творческих способностей младших дошкольников в процессе приобщения к художественному творчеству.
Определить значение занятий по художественному творчеству (рисование) для развития творческого воображения детей.
Рассмотреть формы, методы и приемы обучения детей нетрадиционным техникам рисования.
Подобрать и апробировать систему занятий по рисованию, направленную на развитие творческого воображения детей в младшей группе.
Проанализировать результаты исследовательской деятельности по данной теме.
Определить выводы по данной работе.
Слайд 7Методологической основой исследования являются основные положения в области педагогики, психологии, эстетики.
наблюдение
теоретические
изучения педагогического опыта
качественный и количественный анализ результатов исследования
Методы исследования
Слайд 8Заключается в анализе теоретических, методических и технических основ изучения художественного творчества
(рисования) и его значения в развитии творческого воображения у младших дошкольников.
Заключается в том, что занятия по художественному творчеству с использованием различных техник рисования, могут найти применение в методической и практической работе педагогов дошкольных учреждений, материалы исследования могут быть использованы при разработке различных программных проектов, направленных на творческое развитие ребенка в дошкольном учреждении.
Теоретическая значимость
исследования
Практическая значимость
исследования
Слайд 9База исследования:
МБДОУ ДС «Жемчужинка» г. Волгодонска.
Слайд 10Глава I. Теоретические основы развития творческого воображения детей младшего дошкольного возраста
средствами нетрадиционных техник рисования
1.1.Особенности развития воображения у детей в дошкольном возрасте
1.2. Формирование детского художественного творчества
1.3. Понятие о технике рисунка
1.4. Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого воображения дошкольников
1.5. Классификация нетрадиционных техник рисования и методы их использования на занятиях по художественному творчеству
Выводы по главе I
Слайд 11 Воображение считается одним из самых ярких психических
явлений. Оно очень тесно связано с творчеством. Так Рубинштейн С. Л. отмечает, что воображение формируется в процессе творческой деятельности.
Особенности развития воображения у детей в дошкольном возрасте
Слайд 12 В работах Выготского Л.С. раскрыты основополагающие
характеристики воображения вообще и детского в частности. Он отмечал яркость, свежесть, эмоциональную насыщенность образов воображения у детей и большое доверие ребёнка к продуктам своего воображения.
Слайд 13 По мнению М. В. Осориной «через
фантазию ребёнок развивается умственно, эмоционально, социально. Он открывает «новые миры» как в окружающей среде, так и в своей душе, а также получает впечатления, которые порой определяют направление всей его жизни».
Слайд 14 Ю. Б. Гиппенрейтер отмечает, что «воображение
ребёнка совершает огромную и сложную работу по освоению мира, осознанию себя, овладению своими эмоциями, пониманию других. Это настоящий душевный труд, который неизбежно проделывают дети, входя в нормальную жизнь, это и настоящее душевное творчество, которым особенно наделены дети».
Слайд 15У ребёнка развивается умение действовать в образном плане
Ребёнок начинает планировать, составлять
в уме план предстоящих действий.
Происходит становление словесных форм воображения.
Ребёнок начинает действовать в воображаемой ситуации с воображаемыми предметами.
1 этап (до 3 лет)
2 этап (3 года)
3 этап (4-5 лет)
4 этап (6-7 лет)
Возрастные периоды развития воображения дошкольников
Слайд 16игровая
трудовая
познавательное развитие
нравственное воспитание
социально-коммуникативное развитие
художественное творчество
Для развития творческого воображения необходима особая организация
основных видов детской деятельности
Слайд 17Детское художественное творчество – один из самых интересных видов деятельности для
детей дошкольного возраста.
Слайд 18информационно-рецептивный
репродуктивный
исследовательский
эвристический
Методы
обучения дошкольников
на
занятиях по художественному творчеству
Слайд 19
Изобразительная деятельность ребёнка
приобретает художественно-творческий характер по мере овладения им способами изображения, которые могут быть определены как техника рисования.
Слайд 20Понятие о технике рисунка
Техника - совокупность специальных навыков, способов и приёмов,
посредством которых создаётся художественный образ.
сопряжены с нетрадиционным использованием привычных материалов, помогающих ребёнку на ранних стадиях обучения добиться выразительности создаваемых образов.
гуашь
акварель
пастель
соус
сангина
уголь
карандаш фломастер
Нетрадиционные техники рисования
Классические техники рисования
Слайд 21Нетрадиционные техники рисования, как средство развития творческого воображения
Большинство нетрадиционных
техник относятся к спонтанному рисованию, когда изображение получается как эффект игровой манипуляции.
Слайд 22Основные принципы при подборе и организации занятий по художественному творчеству с
использованием нетрадиционных техник рисования
Свобода выбора ребенком изобразительного материала.
Неограниченность временными рамками.
Положительное принятие результата работы.
Слайд 23Умственное развитие
Нравственное
развитие
Развитие мелкой моторики
Эмоциональное развитие
Творческое развитие
Познавательное развитие
Трудовое развитие
Эстетическое воспитание
Нетрадиционные техники
рисования, как средство всестороннего развития дошкольников
Слайд 24Классификация нетрадиционных техник рисования
Казаковой Р.Г. изучено и освоено более 300 различных техник, ранее не используемых в работе с детьми, разработано программно-методическое содержание для детской студии
Слайд 27рисование по
мятой бумаге
линотипия
Слайд 29рисование ватными палочками
коллаж
Слайд 30Выводы по главе I
Оригинальность
нетрадиционного рисования заключается в простоте и доступности создания образа, возможности использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. Что, в свою очередь, способствует самостоятельному поиску новых решений в создании различных цветовых и тоновых композиций, развитию психических функций, в частности воображения, нестандартному мышлению, созданию наиболее ярких образов, отражающих прежде всего внутреннее состояние ребёнка, и, как следствие, поиску своего, отличного от других, особенного творческого пути.
Слайд 31Глава II. Экспериментальное исследование развития творческого воображения детей младшего дошкольного возраста
на занятиях по художественному творчеству посредством нетрадиционных техник рисования
2.1. Особенности обучения детей младшего дошкольного возраста на занятиях по художественному творчеству
2.2. Исследовательская деятельность по выявлению навыков рисования у детей младшего дошкольного возраста
Выводы по главе II
Слайд 32Особенности обучения детей младшего дошкольного возраста на занятиях по художественному творчеству
При постановке задач обучения рисованию учитывается, что у детей трёхлетнего возраста мал опыт, отсутствуют знания и умения, недостаточно развиты движения руки. Поэтому основные задачи в первую очередь связаны с общим воспитательным воздействием на детей.
Задачи обучения рисованию детей младшей группы
Образовательные
Развивающие
Воспитательные
Слайд 33Образовательные задачи
познакомить детей с изобразительными материалами, инструментами и техниками, доступными в
этом возрасте
учить соотносить рисовальные движения с речевой установкой
показать выразительные возможности цвета
преобразовывать каракули, создавая образ
наносить точки одинаковые и разные по форме, используя разную степень их группировки
учить выделять при восприятии и рисовании знакомые геометрические формы в предметах
передавать ритм пятен, мазков, штрихов, точек
Слайд 34Развивающие задачи
формировать умение пользоваться изобразительными материалами
смешивать цвета разными способами
развивать формообразующие движения
формировать
чувство цвета, формы, элементарные композиционные умения
развивать наглядно-образное мышление в процессе дорисовывания пятен, рассматривания абстрактных композиций
развивать наглядно-действенное мышление в процессе изобразительных поисков для получения образа
расширять словарь ребёнка специальными понятиями
развивать память, воображение
Слайд 35Воспитательные задачи
стимулировать интерес к занятию рисованием
воспитывать эстетический вкус при работе с
цветом
воспитывать аккуратность при работе с изобразительными материалами и инструментами
воспитывать умение слушать, выполнять определённые действия по словесным инструкциям педагога
Слайд 36Исследовательская деятельность по выявлению навыков рисования у детей младшего дошкольного возраста
В процессе экспериментальной деятельности нами был спланирован и осуществлен педагогический эксперимент на базе МБДОУ детского сада «Жемчужинка» г. Волгодонска, участниками которого являлись дети младшего дошкольного возраста в количестве 12 человек, из них 8 мальчиков и 4 девочки, которые имеют разный уровень общего развития.
Констатирующий
Формирующий
Контрольный
.
ЭТАПЫ ЭКСПЕРИМЕНТА
Слайд 37Констатирующий этап эксперимента
диагностика исходного уровня развития творческого воображения, способности создавать оригинальные
образы у детей младшего дошкольного возраста.
Цель
Задачи
Выявить уровень заинтересованности изобразительным творчеством у детей младшего дошкольного возраста
Выявить уровень знаний, умений и навыков в рисовании у детей младшего дошкольного возраста.
Определить творческие проявления в процессе художественного творчества (рисования) у детей младшего дошкольного возраста.
Слайд 38Диагностика уровня развития изобразительных знаний, умений и навыков
Дети затрудняются передавать образы
предметов, явлений. Объем знаний об искусстве очень мал. Практические умения не сформированы, слабое владение техническими навыками.
В изобразительной деятельности отмечается стереотипность образов. Дети достаточно самостоятельны при выборе средств выразительности. Объем знаний об изобразительном искусстве тоже недостаточно полный, хотя дети освоили практические умения, владеют техническими навыками.
Дети способны создавать художественные образы, используя различные средства выразительности. У них имеется достаточный объем знаний о видах изобразительного искусства, сформирован интерес к творческой деятельности. Дети имеют практические умения, свободно владеют техническими навыками.
Высокий уровень
(3 балла)
Средний уровень
(2 балла)
Низкий уровень
(1 балл)
Слайд 39Цель: исследование навыков рисования, умения держать карандаш.
Цель: исследование фантазии, образного мышления,
стимулирование
творческих способностей.
Цель: исследование умения видеть в линиях и их пересечениях предметы; формирование интереса к рисованию.
Цель: исследование умения определять предметы заданной формы; исследование формообразующих движений.
Цель: исследование умения использовать в рисунке нужный цвет.
Комплекс
методик по исследованию изобразительных навыков
Методика №1
Методика №5
Методика №4
Методика №3
Методика №2
Слайд 40Уровни развития творческого воображения детей младшего дошкольного возраста. Констатирующий этап эксперимента
Слайд 41Диаграмма уровня развития творческого воображения у детей младшего дошкольного возраста
Констатирующий этап эксперимента
Слайд 42Формирующий этап эксперимента
Формирование наглядно-образного и наглядно-действенного мышления детей в процессе дорисовывания
цветовых пятен и составления композиции посредством предложенной системы занятий.
Цель
Продолжить дальнейший поиск оптимальных путей и методов развития изобразительной грамотности.
Разработать систему занятий, способствующих развитию способности рисования у детей младшего дошкольного возраста с помощью техник нетрадиционного рисования.
Формировать умение создавать и воплощать замыслы.
Освоить с дошкольниками специфические выразительные средства изобразительной деятельности.
Продолжать формировать ручную умелость, позволяющую передавать богатое содержание рисунка.
Задачи
Слайд 43Тематическое планирование кружка по развитию творческого воображения в младшей группе
Слайд 46Контрольный этап эксперимента
Определение изменения уровня развития графических навыков детей младшего дошкольного
возраста в результате проведённой серии занятий по художественному творчеству.
Цель
Задачи
Выявить наличие полученных знаний у детей о способах нетрадиционных изображений.
Определить уровень развития изобразительных знаний, умений и навыков.
Сравнить 1 и 3 этапы опытно-экспериментальной работы.
Слайд 47Уровни развития творческого воображения детей младшего дошкольного возраста. Контрольный этап
Слайд 48Диаграмма уровня развития творческого воображения у детей младшего дошкольного возраста
Контрольный
этап
Слайд 49 Методика № 1
Сравнительный анализ
результатов экспериментальной работы
Слайд 52Сравнительная диаграмма уровней развития творческого воображения у детей младшего дошкольного возраста
по результатам констатирующего и контрольного этапов эксперимента
Слайд 53Выводы по главе II
В педагогическом
эксперименте участвовали дети младшего дошкольного возраста, имеющие по результатам диагностики средние и низкие показатели навыков и умений в рисовании . В ходе эксперимента нами были созданы специальные условия для развития творческой инициативы каждого ребенка.
Сравнительный анализ этапов эксперимента выявил значительный рост уровня развития изобразительных навыков в исследуемой группе детей. Что позволяет говорить об эффективности применяемых нетрадиционных приёмов рисования с детьми младшего дошкольного возраста.
Результатом нашей работы мы считаем не только процесс развития у дошкольников творческой деятельности, навыков, которые помогут им в будущем совершенствовать потенциальные возможности, но и возросший интерес к художественной деятельности, вызванный применением нетрадиционных техник рисования.
Слайд 54Заключение
Простота и доступность использования хорошо знакомых предметов
в качестве художественных материалов на занятиях по художественному творчеству способствует самостоятельному поиску новых решений в создании различных цветовых и тоновых композиций, развитию психических функций, в частности воображения, нестандартному мышлению, созданию наиболее ярких образов.
Результаты, полученные в ходе диагностических исследований, указывают на то, что дети проявляют интерес к художественному творчеству, однако испытывают ряд трудностей в реализации своих возможностей. После проведенной работы наблюдается положительная динамика, уровень творческой активности детей возрос, выявилась группа детей с высоким уровнем развития изобразительных знаний, умений и навыков.
Повышение уровня творческой активности детей указывает на результативность методики, выбранной педагогом с целью развития творческого воображения на занятиях художественным творчеством в детском дошкольном учреждении.
Слайд 55Творческие работы детей младшей группы
«Веточка
рябины»
«Птички на дереве»
«Зимнее деревце»
Слайд 60Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области
«Волгодонский педагогический колледж»
(ГБПОУ
РО «ВПК»)
Благодарим за внимание!