Слайд 1«РОСПИСЬ ПО ДЕРЕВУ»
тема
«ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ»
Автор Белоусова М.А.
учитель изобразительного искусства
Слайд 2План урока:
1. Введение.
2. Изучение теоретического материала.
3. Закрепление изученного материала.
4. Самостоятельная работа.
5. Подведение итогов.
Слайд 3Введение
Художественная роспись - искусство декорирования красками и кистью какой-либо поверхности.
Художественная роспись
наносится на изделия из легко добываемых традиционных природных материалов: натуральные ткани, дерево, глина, кожа, камень, кость.
Сегодня мы познакомимся с одним из видов росписи по дереву, которая называется «Городецкая роспись».
Слайд 4История ремесла
Городецкая роспись берет свое начало с XIX века. В это
время она стала русским народным художественным промыслом, который возник в Нижегородской губернии около города Городец.
Начало городецкой росписи можно увидеть в резных прялках.
Слайд 5Городецкая роспись совершается непосредственно на деревянной основе, которая при желании может
быть покрыта грунтовой краской красного, черного или желтого цвета.
Все основные используемые в росписи цвета должны иметь насыщенный и разбавленный оттенки.
Цветовая гамма
Слайд 6Главная задача – наметить размеры и положение основных элементов, или узлов,
например, животных и цветов. Опытные мастера пропускают этот этап, рисуя сразу красками.
Узлы, как правило, прорисовывают более светлым тоном краски (промалевка).
На светлые пятна наносятся тонкие мазки темного оттенка (теневка), изображая детали: лепестки цветов, складки одежды, детали интерьера и др. На этом же этапе между крупными элементами изображаются листочки и бутоны.
Заключительный этап росписи - нанесение черной (разживка) и белой (оживка) краской штрихов и точек. Эти действия выполняется самой тонкой кистью и придает работе законченный вид.
После высыхания краски изделие покрывают бесцветным лаком.
Технология
Слайд 7Существует три вида композиции в Городецкой росписи:
цветочная роспись
цветочная роспись с включением
мотива «конь» и «птица»
сюжетная роспись
Виды композиций
Слайд 8Цветочная роспись
Цветочная роспись чаще всего используется, так как она наиболее проста в
исполнении. В цветочном орнаменте можно выделить следующие наиболее распространенные типы орнамента:
«Букет»
«Гирлянда»
«Ромб»
«Цветочная полоса»
«Венок»
Слайд 9«Букет»
«Букет» - изображается симметрично. Обычно пишется на разделочных досках или блюдах.
Небольшие букетики из одного - трех цветков можно увидеть на мелких изделиях, таких, как коробочки, стаканчики, салфетницы, солонки.
Слайд 10«Гирлянда»
«Гирлянда» - это разновидность «букета», когда один или два крупных цветка располагаются в
центре, от них в стороны расходятся более мелкие цветы с листьями. Они могут вписываться в круг, полосу, располагаться серповидно (на угловых заставках).
Данный вид композиции цветочного орнамента чаще всего используется при росписи разделочных досок, хлебниц, шкатулок, блюд, детской мебели.
Слайд 12«Ромб»
«Ромб» - один из вариантов «гирлянды», когда в центре пишутся один или
более цветков, образующие центр, а бутоны и листья, постепенно
уменьшающиеся к вершинам ромба, расположены вдоль его воображаемых цветочную композицию чаще всего можно увидеть на разделочных досках прямоугольной формы, сундучках, скамеечках, створках шкафов, и хлебницах.
Слайд 13«Цветочная полоса»
«Цветочная полоса» - сохранилась в Городецком промысле еще с расписных прялок,
где она разделяла верхний и нижний ярусы. В зависимости от того, на каком изделии ее пишут, она может представлять повторяющуюся ленточную композицию из цветов одинакового размера, разделенных парами листьев, либо ту же композицию, в которой чередуются: цветки одного размера, но разные по рисунку; цветки одного размера, но разные по цвету; цветки, разные по рисунку, цвету и размеру.
Слайд 14«Цветочная полоса»
Такие орнаментальные полосы обычно используют при росписи объемных изделий, например
круглых шкатулок. Узкой полосой опоясывают сюжетные композиции. Более широкая полоса является средним ярусом в трехъярусной композиции.
Слайд 15«Венок»
«Венок» — напоминает «цветочную полосу», но только замкнутую по краю блюда или крышки
шкатулки. Цветочные композиции обычно симметричны по расположению мотивов и распределению цвета. Несмотря на существование жестких схем построения цветочных узоров, художники придумывают бесчисленное количество вариантов этой росписи.
Слайд 16Цветочная композиция с включением мотива «конь» и «птица»
Также очень распространена в
городецкой росписи. Ее можно увидеть на блюдах и разделочных досках, шкатулках и хлебницах, детской мебели и даже ложках. Включением новых мотивов увеличивается и число вариантов различных композиций. Так же как и в цветочной росписи, в изделиях с изображением коня и птицы мотивы могут быть симметричны. Они располагаются по сторонам цветущего дерева или внутри цветочной гирлянды.
Слайд 17Цветочная композиция с включением мотива
«птица»
Иногда, среди симметрично написанного цветочного орнамента располагаются
две птицы, асимметричные по рисунку, иногда различные по цвету. В том случае, когда в композиции мотивы «конь» или «птица» изображены отдельно, симметрия цветочной композиции может сохраняться, а может быть и нарушена.
Слайд 18Цветочная композиция с включением мотива «конь» и «птица»
Необходимо учитывать, что вводимый
в данный вид орнамента зооморфный мотив привносит определенную семантическую окраску. Так, изображение мотива «петух» или «конь» трактуется как вестник солнца, пожелание счастья, удачи, успеха. Парное изображение «петуха» и «курочки» символизирует семейное благополучие, пожелание семье счастья и множества детей.
Слайд 19Сюжетная роспись
Одна из самых трудоемких и удивительно красивых видов композиций городецкой
росписи. Здесь свидания и гуляния, посиделки и застолья, праздничные выезды и проводы, иллюстрации к различным сказкам и сюжеты из современной жизни, а также многое, многое другое.
Слайд 20Сюжетная роспись
В них сохраняются те традиционные приемы организации пространства, которые были
выработаны художниками Городца еще в конце XIX в.
В качестве разделяющего мотива могут использоваться изображения колонн и штор. Таким образом, художники изображают на декоративных панно несколько комнат, а центральная тема связана по смыслу с сюжетами, показанными на боковинах.
Декоративные панно имеют, как правило, вытянутую по горизонтали прямоугольную форму. Оно может состоять из трех отдельных досок.
Слайд 21Сюжетная роспись
Своеобразно прочтение героев сюжетной композиции. Мужская фигура на коне трактуется
как жених, одинокая девушка, стоящая около березки-подружки, прочитывается как невеста. Сцены застолья, чаепития, свадьбы, вечерки выполняются на фоне окна с обязательным включением стола. Стол никогда не пустует, он заполнен чашками, самоваром или вазой с цветами — это символ богатства и достатка. Лица людей в городецкой росписи всегда обращены к зрителю. Очень редко встречаются изображения, развернутые в три четверти.
Слайд 22Сюжетная роспись
Панно, изображающие уличные сцены, иногда делятся на части. В центре
при этом будет дан главный сюжет, иногда он может показывать внутреннее убранство богатого дома. Но чаще сцены гуляния, выездов и свиданий современные городецкие мастера не делят на части. На панно воспроизводятся целые улицы с домами, заборами, церквями, растительными мотивами в виде деревьев.
Слайд 23Традиции и современность
Традиции подписывать работы или сопровождать их народными пословицами и
поговорками восходят к первым расписным городецким изделиям последней четверти XIX в. Народная мудрость, выраженная в словах, помогает раскрытию сюжета изображения, оживляет рисованную картинку и подчеркивает то огромное смысловое значение, которое вкладывал автор в свое изделие.
Городецкая роспись, как художественное творчество народа, имеет более чем 150-ти летнюю историю.
За эти годы городецкая роспись вошла в десятку лучших промыслов России и получила мировую известность.
Слайд 24Закрепление изученного материала
Чем отличается Городецкая роспись от других народных промыслов?
Городецкий
стиль отличается прежде всего содержательностью. В росписях основное впечатление дают жанровые сцены.
Отличительная особенность городецкой росписи заключается в использовании ярких красок (красной, зелёной, синей, чёрной, коричневой и белой), применение контурной обводки отдельных элементов композиции и белых штрихов, придающих композиции законченный и объёмный вид.
Как правило, художник осуществляет роспись без предварительных набросков, при этом используя самые разнообразные приёмы, начиная от широких мазков и заканчивая тонкими линиями и штрихами.
Слайд 25Самостоятельная работа
Сегодня вы будете создавать эскиз разделочной доски по мотивам городецкой
росписи. Ваша работа будет оцениваться по следующим критериям:
компоновка в соответствии с формой;
ритм;
использование разных элементов при росписи;
умение работать кистью и краской;
аккуратность.
Слайд 26Самостоятельная работа
Последовательность выполнения работы:
наметить композицию вашей работы (набросать в карандаше);
определится с
цветовой гаммой;
приступить к выполнению элементов (все элементы выполняются кистью без использования карандаша).
Слайд 28Подведение итогов
Выставка и анализ работ.
Защита работ
(что изобразили, какие цвета
использовали и т.д.)