Слайд 1МАОУ «Экономическая гимназия».
Урок изобразительного искусства
5 класс
I четверть
Тема: «Убранство русской избы
»
Учитель: Соколова А.А.
Хабаровск 2019год.
Слайд 2Цель урока: Сформировать у учащихся художественный образ избы, отражающий взаимосвязь большого
космоса (макрокосма) и мира человека.
Сформировать понятие духовного и материального.
Актуализация опорных знаний
- По каким принципам украшался внешний облик крестьянской избы.
- Зачем люди украшали свои жилища.
Слайд 3«Глаголем, кошелем и брусом
Дом строили с резным крыльцом,
С обдуманным мужицким вкусом
И
каждый со своим лицом.»
Русское искусство художественной обработки древесины - это уникальное явление, подарившее миру великолепные архитектурные памятники.
Слайд 5
Щипец кровли увенчивает массивный конёк …от которого вниз опущено дощатое «полотенце»
с солярным знаком. Причелины ,опускающиеся по кромке кровли ,завершаются внизу тоже знаком солнца. Концам жердей с крюком на конце, держащих желоб для слива дождевой воды, придана форма конской головы. Кони эти соседствуют с солярными знаками причелин и зрительно совмещаются в единый образ солнечных коней. На востоке -восходящее, утреннее солнце; на щипце кровли-солнце полдневное; на западе –вечернее заходящее солнце. «Кони Феба влекут солнечную колесницу от востока к западу через священную точку полдня …и в архитектурной композициимы видим и головы коней и ,и колесовидные символы солнца».
Слайд 6Как и деревянная архитектура, искусство резьбы восходит к быту древних славян,
селившихся в древности по берегам Волги, Дона, Днепра, озера Ильмень. На стенах славянских святилищ изображались люди, птицы, звери, которые, по свидетельству мифов и сказок "жили" в те далекие времена. Наиболее популярными изображениями тех времен, украшавших избы были различные фантастические звери, русалки и женские фигуры рядом с конями и многие другие. Корабельные резчики, украшавшие старинные волжские суда, мастерски выполняли и резной декор изб. Отсюда в ее оформлении сплав древних образов русалок, птиц Сиринов, волнообразных ветвей и декоративных мотивов .
Слайд 7О дожде молились особенно усердно и старательно в четверг: Этот день
недели был посвящен на Руси богу грома и молнии Перуну. Но как ни молились люди всесильному, грозному богу, дождик редко шел именно в четверг. Поэтому в народе и появилась поговорка – “после дождичка в четверг”.
Волнистая горизонтальная линия – вода. Вертикальная волнистая линия – дождь.
Слайд 8Слева мы видем знаменитую
русалку-берегиню
Русалки рождаются на земле от росы на
траве и потом улетают далеко-далеко на край света. У них длинные косы, красивые лица и огромные сильные крылья. Русалки возвращаются туда, где родились. А случается это всего один раз в году, весной, для того, чтобы оросить хлебные поля дождем. Они выливают на них росу, и хлеб начинает колоситься. И все верили, что от русалок зависит плодородие земли..
Слайд 10Окно-око – связь с большим миром, белым светом.
Двуглавый орел, корона,
птицы — все это в сплетении с завитками составляет богатый узор. На нижней доске наличника изображение птицы — ее оперение, крылья, хвост тоже орнаментированы и воспринимаются как единое целое с узором вокруг нее.
Слайд 11Наличник окна светелки крестьянской избы.
Середина 19 века
Горьковская область
Глухая резьба. 136 х
129
Слайд 12Наличник окна светелки крестьянской избы.
Середина 19 века.Горьковская область.
Нижняя доска украшена
трехчастной композицией с двумя львами и берегиней в центре.
Слайд 13Изображение птицы находится в арке, в центре фронтончика светелочного наличника. Птица
окаймлена фантастически изогнутыми листьями. Движению листьев вторят изящный наклон головы с хохолком, форма крыльев и орнамент, которым украсил резчик оперение птицы.
Слайд 14Львы изображались часто на краях лобовой доски с растительным узором, замыкая
композицию. Здесь воспроизведена редкая по своей динамике фигура. Голова с разинутой пастью и высунутым языком резко повернута к хвосту, который закручен в упругую петлю. Движение подчеркнуто прядями гривы. На фрагменте сохранилась роспись, которая была нанесена по резьбе, что было очень редким явлением в оформлении домов среднего Поволжья. Художник использовал здесь красный, желтый и зеленый цвета.
Слайд 15Посередине между двумя этими иероглифами
мы имеем удовольствие наблюдать премного
прославленного сказками и
былинами нашими Змея Горыныча.
Существо это, как известно, трехголово. И каждая из голов
Змея Горыныча, по преданию, изрыгала пламя.
Слайд 16Создать эскиз элемента декоративного убранства избы (причелины,полотенце,фронтон,наличники) традиционными образами ,мотивами,которые затем
соберутся в целостную композицию.
задание!