Слайд 2
Сравнительная характеристика классической и новой парадигмы образования
А.А.Вербицкий «Новая образовательная парадигма и контекстное обучение»
Слайд 3Основные цели современной системы образования
Интеллектуальное и нравственное развитие личности,
формирование критического и творческого мышления, умения работать с информацией.
Слайд 4Современные тенденции образования
Современная система образования должна быть построена на
предоставлении учащимся возможности размышлять, сопоставлять разные точки зрения, разные позиции, формулировать и аргументировать собственную точку зрения, опираясь на знания фактов, законов, закономерностей науки, на собственные наблюдения, свой и чужой опыт.
Слайд 5 Уровень сформированности умений критического мышления в России
Обобщенный
результат России в «грамотности чтения» составил 462 балла (из 1000), что является 27-29 местом (из 32) среди стран, принимавших участие в тестировании.
Слайд 6
А. Дистервег
«Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны
или сообщены. Всякий, кто желает к нему приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением».
Слайд 7К. Д. Ушинский
«Ученик – не сосуд, который надо наполнить, а факел,
который необходимо зажечь».
Слайд 8 КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧАЩИХСЯ В ОБЛАСТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ
Под компетентностью в области решения проблем понимается «способность учащегося использовать познавательные умения для разрешения межпредметных реальных проблем, в которых способ решения с первого взгляда явно не определяется. Умения, необходимые для решения проблемы, формируются в разных учебных областях, а не только в рамках одной из них – математической, естественнонаучной или чтения».
(The Pisa 2003 Assessment Framework, OECD, 2003)
Слайд 9 ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ
Понимать проблему (использовать знания и
умения для понимания информации, представленной в виде текста, диаграммы, схемы, формулы, таблицы, пр., интегрировать информацию из разных источников);
Характеризовать проблему (определять переменные, присутствующие в проблеме и связи между ними, строить гипотезы, критически оценивать информацию);
Представлять проблему (разрабатывать форму представления информации, переходить с одной формы представления к другой);
Решать проблему (принимать решения в соответствии с условиями поставленной проблемы, проводить анализ системы, ее планирование для достижения цели);
Размышлять над решением (исследовать полученное решение и при необходимости искать дополнительную информацию, оценивать решение, пр.)
Сообщать решение проблемы (выбирать форму представления полученного результата и излагать его понятно для других людей)
Слайд 10МЕТОД ПРОЕКТОВ
Совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для
достижения поставленной задачи – решения определенной ПРОБЛЕМЫ, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного ПРОДУКТА.
Слайд 11ДЛЯ ЧЕГО НАМ НУЖЕН МЕТОД ПРОЕКТОВ
Научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению.
Размышлять, опираясь
на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы.
Принимать самостоятельные аргументированные решения.
Научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.
Слайд 12СУЩНОСТЬ МЕТОДА ПРОЕКТОВ
Проблемная ситуация
Поиск способов решения
(выдвижение гипотез)
ПРОБЛЕМА
Исследовательская,
поисковая пр. деятельность
Оформление результатов
Защита проекта
Прогнозирование
Слайд 13
ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕТОДА ПРОЕКТОВ С ДРУГИМИ МЕТОДАМИ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА
Метод проектов
Обучение в
сотрудничестве
Дискуссии
Ролевые игры
Мозговая атака
Портфель ученика
Слайд 14СОВОКУПНОСТЬ МЕТОДОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Проектная
деятельность
Исследовательские
Поисковые
Научный метод
Дискуссии,
эвристические беседы
Мозговые атаки
Ролевые
Слайд 15ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МЕТОДА ПРОЕКТОВ
Интеллектуальные умения
критического мышления
Умения предметной
области
знания
Совокупность соответствующих компетентностей
Ключевые компетенции
Коммуникативные
умения
Поиск информации
Осмысление
Анализ
Синтез
Оценка
Умения совместной деятельности
Умения дискутировать, принимать решения
Применение
Слайд 16УРОВНИ ПРОБЛЕМНОСТИ
Общим основанием для уровневого рассмотрения проблемности является степень самостоятельной мыслительной
деятельности учащихся:
Первый уровень соотносится с проблемным изложением учебного материала учителем.
Второй уровень означает, что преподаватель создает проблемную ситуацию и вместе с учениками ее разрешает .
Третий уровень предполагает, что преподаватель создает проблемную ситуацию, а ученик самостоятельно ее разрешает.
Четвертый уровень сви-детельствует о полной самостоятельности ученика, который сам находит проблему и сам решает ее, тем самым разрешая возникшую проблемную ситуацию.
Слайд 17 Что такое критическое мышление?
Во-первых критическое мышление есть мышление
самостоятельное.
Во-вторых, информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления. Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически.
В-третьих, критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить
В-четвертых, критическое мышление стремится к убедительной аргументации.
В-пятых, критическое мышление есть мышление социальное. (Дэвид Клустер, США)
Слайд 18ТИПОЛОГИЯ ПРОЕКТОВ
Признаки типологизации:
Доминирующая в проекте деятельность (исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная).
Проекты:
практико-ориентированные,
информационные,
творческие.
Слайд 19ТИПОЛОГИЯ ПРОЕКТОВ (продолжение)
Предметно-содержательная область. Проекты:
- моно-проект (в рамках одной области
знания),
- межпредметный проект.
Слайд 20ТИПОЛОГИЯ ПРОЕКТОВ (ПРОДОЛЖЕНИЕ)
Характер координации проекта:
- проект с открытой координацией,
- проект со скрытой (неявной) координацией.
Характер контактов:
- внутришкольный;
- региональный;
- международный.
Слайд 21ТИПОЛОГИЯ ПРОЕКТОВ (продолжение
Количество участников проекта:
- индивидуальные,
- парные,
- групповые.
Продолжительность проекта:
- краткосрочные,
- долгосрочные.
Слайд 22 ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА
Представление проблемной ситуации:
вербально;
с помощью видеоряда;
с
помощью мультимедийных средств.
2. Мозговая атака.
3. Обсуждение.
4. Выдвижение гипотез.
5. Определение типа проекта.
6. Организация малых групп сотрудничества, распределение ролей.
7. Обсуждение в группах стратегии исследования, источников информации, способов оформления результатов.
Слайд 23ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА( продолжение)
Самостоятельная исследовательская, поисковая работа учащихся в соответствии со
своим заданием.
9. Промежуточные обсуждения, дискуссии, сбор и обработка данных (на уроках, в научном обществе, в творческих мастерских, в медиатеке).
10. Оформление результатов проектной деятельности.
11. Защита проекта, оппонирование, дискуссия.
12. Выдвижение, прогнозирование новых проблем, вытекающих из полученных результатов.
13. Самооценка, внешняя оценка.
Слайд 24
Учебный проект с точки
зрения учащегося
это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности;
это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат;
это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и интересен и значим для самих открывателей.
Слайд 26Метод учебного проекта характеризуется как:
Личностно ориентированный;
Деятельностный;
Обучающий взаимодействию в группе и групповой
деятельности;
Построенный на принципах проблемного обучения;
Развивающий умения самовыражения, самопроявления, самопрезентации и рефлексии;
Формирующий навыки самостоятельности в мыслительной, практической и волевой сферах;
Воспитывающий целеустремленность, толерантность, индивидуализм и коллективизм, ответственность, инициативность и творческое отношение к делу;
Здоровьесберегающий.
Слайд 27Учебный проект с точки зрения учителя
– это интегративное дидактическое средство развития,
обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования, а именно учить:
Проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формированию ведущей проблемы и постановке задачи, вытекающей из этой проблемы);
Слайд 28
Целеполаганию и планированию деятельности;
Самоанализу и рефлексии (самоанализу успешности и результативности решения
проблемы проекта);
Презентации(самопредъявлению)хода своей деятельности и результатов;
Умению готовить материал для проведения презентации в наглядной форме, используя для этого специально подготовленный продукт проектирования:
Слайд 29
Поиску нужной информации, вычленению и усвоению необходимого знания из информационного поля;
Практическому
применению знаний, умений и навыков в различных, в том числе и нетипичных, ситуациях;
Выбору, освоению и использованию адекватной технологии изготовления продукта проектирования;
Проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).
Слайд 30 Методика осуществления учебного проекта
1-й – погружение
в проект
2-й – организация деятельности
3-й – осуществление деятельности
4-й – презентация результатов.
Слайд 32 2-й этап – организация деятельности
Слайд 333-й этап – осуществление деятельности
Слайд 35ВИДЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Проектная
деятельность
На уроке
Во внеурочной
деятельности
Общешкольный
проект
Телекоммуникационный
проект
Слайд 36ОБЩЕШКОЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
Тема и проблема
проекта
Подпроблема 1
Подпроблема 2
Подпроблема 3
Координация
Научно-практическая конференция
Слайд 37КРИТЕРИИ ВНЕШНЕЙ
ОЦЕНКИ ПРОЕКТА
Значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой
тематике;
корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов;
активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;
коллективный характер принимаемых решений;
Слайд 38 КРИТЕРИИ ВНЕШНЕЙ ОЦЕНКИ ПРОЕКТА (ПРОДОЛЖЕНИЕ)
характер общения
и взаимопомощи участников проекта;
необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей;
доказательность принимаемых решений,умение аргументировать свои заключения, выводы;
эстетика оформления результатов проекта;
умение отвечать на вопросы оппонентов.
Слайд 39Проект «Реклама и мы»
Проблема: «Нужна ли реклама, и если нужна, то
какая?»
Подпроблема: «Какая нужна потребителю реклама?»
Цель проекта: «Сформулировать психологические, этические, эстетические требования к содержанию рекламы и способам ее подачи»
Слайд 40Задачи:
Сформулировать этические требования и нормы к содержанию рекламы в средствах массовой
информации ;
сформулировать нормы и требования к эстетическому облику такой рекламы;
сформулировать требования к содержанию рекламы в средствах массовой информации как метод психологического воздействия на сознание потребителя;
выработать правила (закон) для города или страны о способах подачи рекламы в СМИ.
Слайд 41Проект
«Монастыри России»
Строительство монастырей
Функции монастырей
Архитектура монастырей
Обряды
в монастырях
Иконы монастырей
Жизнь в монастыре
Знатные настоятели монастырей
Слайд 42Проект
«Мир русской усадьбы»
Время появления усадьбы в России
Постройки усадьбы
Ландшафт усадьбы
Быт усадьбы
Библиотека усадьбы
Праздники в усадьбе
Слайд 43Проект
«Русский дом»
русская сказка
былины
поговорки
одежда
русская изба
русская игрушка
народные
промыслы
игры
Слайд 44 Учебный проект «Современное звучание декоративной росписи традиционных промыслов
России»
Цели образовательные и воспитательные:
-вовлечение каждого участника в активный познавательный процесс;
-воспитание у детей интереса к народному творчеству, культуре и традициям России;
воспитание чувства патриотизма.
Задачи учебно-педагогические:
-приобщение к полезной деятельности;
-развитие творческих способностей;
-развитие эстетического вкуса;
-формирование навыков по исследовательской деятельности;
- овладение техникой росписи по дереву.
Слайд 45
Возраст учащихся
Время работы над проектом: январь-февраль.
Режим работы: 16 учебных часов.
Материально-техническое и
учебно-методическое оснащение: аудио-,видеосистемы, мультимедиа.
Дополнительно привлекаемые участники(специалисты): руководитель школьного музея, преподаватели истории, литературы, географии.
ЗУН и общеучебные навыки:
-владение письменной и устной речью;
-владение определенными знаниями по истории, географии, ИЗО, литературе;
-умение работать с информационным текстом, допол.литературой, выделять главную мысль, вести поиск нужной информации;
-умение использовать множество дидактических приемов.
Слайд 46
Мотивация к познанию, работе: самомотивация от удовлетворения собственным трудом, личный интерес
учащихся, самореализация.
Предполагаемые «приращения»:новое содержание и новый взгляд на тему, изучение старых и новых традиций в прикладном творчестве.
Новые методические(практические) приемы: работа с вещественными историческими источниками(экспонатами музея, старинными предметами быта), посещение школьного музея.
Знания, на получение которых нацелен результат проекта:знания истории, культурного наследия России, использование наработанных материалов в качестве методического пособия для овладения современными навыками росписи.
Слайд 47
Развитие навыков:
самостоятельной работы с историческими источниками;
самостоятельного принятия решения;
коммуникативности в ролевом взаимодействии,
обмене информацией;
мыслительной деятельности при проектировании, планировании, работе с источниками информации, анализе, синтезе, структурировании информации;
самоанализа и рефлексии.
Слайд 481 этап: подготовка
Предлагается подготовить методическое пособие для учащихся мл.классов в помощь
по изучению и освоению техники различных видов декоративной росписи.
Методическое пособие должно познакомить учащихся с историей края, где появился данный вид росписи, с его традициями, техникой исполнения.
Предлагается представить на презентации работу, выполненную на деревянной доске, с предварительной разработкой эскиза.
Учитель проводит беседу. Рассказывает о народном промысле. Урок сопровождается показом фильма, просмотром альбома с репродукциями. На мини-экспозиции демонстрируются работы, выполненные учащимися старших классов, учителя.
Далее определяется тема и цели проекта.
Слайд 492 этап - планирование
Учащиеся делятся на 3 группы:
1-я группа занимается изучением
и освоением мезенской росписи.
2-я группа - изучением и освоением борецкой росписи.
3-я группа - изучением и освоением пермогорской росписи.
Вырабатывается план действий. проводится анализ проблемы: что уже есть и что нужно сделать.
Создается банк идей и предложений.
Слайд 503 этап - исследование
Варианты выполнения проекта сопровождаются рисунками, схемами, кратким описанием
росписи.
Собирается и обсуждается информация по теме.
После совместного обсуждения выбирается базовый вариант.
Учитель помогает составить план действий.
Составляется технология изготовления проекта, подбираются инструменты, краски.
Учитель корректирует последовательность технологических операций в каждой группе.
Слайд 514 этап: результаты и выводы
Учащиеся, выбрав оптимальные технологии изготовления, представляют эскизы
будущих расписных изделий из дерева, уточняют, анализируют собранную информацию, формируют выводы.(Вся работа ведется под наблюдением учителя).
Слайд 525 этап: презентация
Результаты представляются на обсуждение в виде творческой работы, включающий
историческую справку. Собственные творческие разработки в рисунках и поделках (расписные деревянные доски).
Слайд 536 этап: оценка результатов
Участники проекта делятся мнениями. Отвечают на поставленные вопросы.
Учитель оценивает активность работы учащихся, креативность, качество и объем использования источников, потенциал продолжения работы, качество отчета.