Презентация, доклад Связь искусства и математики, выполнила: ученица класса 8-1 Коваленко Анастасия; руководитель: учитель изобразительного искусства Терехина Ирина Валентиновна

Содержание

Я хотела бы познакомить вас с таким термином, как «математика в  искусстве».  Математика, а если точнее, то геометрия наиболее ярко выражена в абстрактных и геометрических работах, например, вот в таких:

Слайд 1Как связанно искусство и математика
Подготовила презентацию
Коваленко Анастасия
Ученица класса 8-1

Как связанно искусство и математикаПодготовила презентацию Коваленко Анастасия Ученица класса 8-1

Слайд 2Я хотела бы познакомить вас с таким термином, как «математика в

 искусстве».  Математика, а если точнее, то геометрия наиболее ярко выражена в абстрактных и геометрических работах, например, вот в таких:
Я хотела бы познакомить вас с таким термином, как «математика в  искусстве».  Математика, а если точнее, то

Слайд 3Все мы знаем такой раздел математики как геометрия. Но если для

кого-то геометрия – обычный школьный предмет, то для меня эта наука– необходимый элемент общего образования и культуры. Я считаю, что геометрия позволяет людям не только вычислять площади и объемы, правильно выполнять чертежи, но и является «фундаментом», на котором строится другое, не менее важное направление деятельности человека – искусство. 

В словаре Ожегова под термином "ИСКУССТВО " подразумевается "творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах музыки и кино". Соответственно, предметом искусства является всё, что интересно для человека. И для такого раздела математики, как геометрия и для искусства характерными являются понятия красоты и гармонии, следовательно, математика и искусство тесно связаны между собой.


Вопрос  о роли математики в искусстве волновал еще древних греков, причем свой интерес они унаследовали от предшествующих цивилизаций. 

Все мы знаем такой раздел математики как геометрия. Но если для кого-то геометрия – обычный школьный предмет,

Слайд 4И все же, как искусство связано с геометрией?
Задачи на тему:
1.Углубиться

в историю возникновения геометрии и искусства.
2. Рассмотреть основные понятия в геометрии и искусстве.
3. Исследовать использование геометрических форм в различных стилях искусства.
И все же, как искусство связано с геометрией? Задачи на тему:1.Углубиться в историю возникновения геометрии и искусства.

Слайд 5Геометрия - одна из самых древних наук. В переводе с греческого

(  ge — земля и metrein — измерять)— это наука о пространстве, точнее — наука о формах, размерах и границах тех частей пространства, которые в нем занимают вещественные тела
Геометрия - одна из самых древних наук. В переводе с греческого (  ge — земля и metrein

Слайд 6Первый период зарождения геометрии как математической науки протекал в Древнем Египте,

Вавилоне и Греции примерно до 5 в. до н. э.  Зачатками науки следует считать установление первых общих закономерностей, в данном случае - зависимостей между геометрическими величинами. Процесс получения новых достижений происходил путём накопления новых геометрических знаний, выработки приёмов , и, наконец, формирования понятий о фигуре, о геометрическом предложении и о доказательстве. В итоге геометрия превратилась в самостоятельную математическую науку.
Первый период зарождения геометрии как математической науки протекал в Древнем Египте, Вавилоне и Греции примерно до 5

Слайд 7Второй период развития геометрии. Возрождение науки и искусства в Европе повлекло

дальнейший расцвет геометрии. Принципиально новый шаг был сделан в 1-й половине 17 в.  учёным Декартом, который ввёл в геометрию метод координат. Метод координат позволил связать геометрию с развивавшейся тогда алгеброй и зарождающимся анализом.

Рене Декарт

Второй период развития геометрии. Возрождение науки и искусства в Европе повлекло дальнейший расцвет геометрии. Принципиально новый шаг

Слайд 8Третий период. Окончательное оформление и систематическое изложение  новых направлений геометрии (дифференциальной

и аналитической) были даны в 18 - начале 19 вв.
Третий период. Окончательное оформление и систематическое изложение  новых направлений геометрии (дифференциальной и аналитической) были даны в 18 -

Слайд 9Четвёртый период в развитии геометрия открывается построением Н. И. Лобачевским в 1826

новой, неевклидовой геометрия , называемой теперь геометрией Лобачевского. Лобачевский рассматривал свою геометрию как возможную теорию пространственных отношений; однако она оставалась гипотетической, пока не был выяснен (в 1868) её реальный смысл и тем самым было дано её полное обоснование. Первый принцип заключается в том, что логически мыслима не одна евклидова геометрия , но и другие "геометрии". Второй принцип - это принцип самого построения новых геометрических теорий путём видоизменения и обобщения основных положений евклидовой геометрии.
Четвёртый период в развитии геометрия открывается построением Н. И. Лобачевским в 1826 новой, неевклидовой геометрия , называемой теперь

Слайд 10Уже много тысяч лет людей завораживает искусство. Именно поэтому данный предмет

изучается в школах, преподаётся в высших учебных заведениях. 
На сегодняшний день существуют разнообразные теории происхождения искусства. О наиболее популярных, мы поговорим далее.
   Итак, первой будет озвучена религиозная теория. 
Согласно ей, красота – это одно из имен и проявлений Господа на земле, в нашем мире. Искусство является материальным выражением этой идеи.
   Следующая гипотеза говорит о чувственной природе искусства. Происхождение первобытного искусства, в частности, сводится к игре. Именно данный вид деятельности и отдыха появился раньше труда.
   Третья теория видит в искусстве проявление эротизма. В частности, Фрейд, Ланге и Нардау считают, что этот феномен появился как следствие потребности полов привлекать друг друга. 
Уже много тысяч лет людей завораживает искусство. Именно поэтому данный предмет изучается в школах, преподаётся в высших

Слайд 11Основные понятия, существующие как в геометрии, так и в  искусстве.
Линейная перспектива.


Симметрия и асимметрия.

Золотое сечение.

Основные понятия, существующие как в геометрии, так и в  искусстве.Линейная перспектива. Симметрия и асимметрия. Золотое сечение.

Слайд 12«Художнику необходима математика его искусства. Учение о перспективе - это и

вожатый, и врата: без него ничего хорошего в живописи создать невозможно». «Все проблемы Перспективы можно пояснить при помощи пяти терминов Математики: точка, линия, угол, поверхность и тело». /Леонардо да Винчи/

Перспектива как наука возникла в глубокой древности в связи с необходимостью изображать на плоскости предметы в трехмерном пространстве и развивалась в двух направлениях: в области науки (строительстве, технике) и в живописи. 

Так, первоначальные сведения о построении изображений с применением перспективы обнаружены в работах древнегреческого ученого Эсхила (525-456 гг. до н.э.). Большое место построениям изображений в перспективе уделено в трактате "О геометрии" крупнейшего ученого, естествоиспытателя и мыслителя Древней Греции Демокрита (около 460-370 гг. до н. э.)

линейная перспектива хорошо показана в картине Рафаэля «Афинская школа».

«Художнику необходима математика его искусства. Учение о перспективе - это и вожатый, и врата: без него ничего

Слайд 13«Симметрия является той идеей, посредством которой человек на протяжении веков пытался

постичь и создать порядок, красоту и совершенство». Г. Вейль.

Симметрия широко распространена в природе, она отражает стремление к гармонии. Симметрия господствует в застывшем мире кристаллов и в непрерывно меняющемся мире живого. Симметрична не только снежинка, но и лист, и цветок яблони.

Асимметрия — отсутствие или нарушение симметрии. Чаще всего термин употребляется в отношении визуальных объектов и в изобразительном искусстве. В художественном творчестве асимметрия может выступать (и очень часто выступает) в качестве одного из основных средств  композиции.

Симметрию хорошо можно рассмотреть в картинах великого
абстракциониста-Малевича под названием «Спортсмены», а асимметрию у художника Давида Шарашидзе в картине «Застолье».

«Симметрия является той идеей, посредством которой человек на протяжении веков пытался постичь и создать порядок, красоту и

Слайд 14На протяжении многих веков, для построения гармоничных композиций
художники пользуются понятием "Золотое

сечение", то есть 
лирическое начало
художественного творчества может свободно уживаться с точной наукой.
Однако выдающиеся мастера былых эпох, в первую очередь античности и
Возрождения, постоянно стремились проверить алгеброй гармонию, обуздать
творческие эмоции точным, почти математически
достоверным расчетом. Ни один шаг в их работе не обходился без опоры на
учение о пропорциях, которое, например, при построении человеческих
фигур формулировалось в виде точных таблиц идеальных соотношений.

Иоганн Кеплер говорил, что геометрия владеет двумя сокровищами:
теоремой Пифагора и "Золотым сечением".

В большинстве живописных пейзажей линия горизонта делит полотно по высоте в отношении золотого сечения, а при выборе размеров картин их авторы старались, чтобы отношение ширины к высоте тоже равнялось золотой пропорции. 

почти шестиметровая картина В.И. Сурикова "Боярыня Морозова" (1887 г.)

На протяжении многих веков, для построения гармоничных композицийхудожники пользуются понятием

Слайд 15В процессе работы над теоретическим материалом мною была изучена история возникновения

и развития геометрии с древнейших времен и её неразрывная связь с искусством. Я убедилась, что геометрия возникла и развивалась исходя из практических и эстетических потребностей человека. Изучив законы симметрии, золотого сечения и перспективы я увидела, что рисунок, живопись, композиция (в том числе и музыкальная)  буквально пронизаны математикой, численными расчетами и геометрией. 

Заключение.

Геометрия мне интересна тем, что она  соединила в себе живое творческое  воображение и строгую логику. В математике всегда присутствуют эти два  элемента: наглядная картина и точная формулировка, строгий логический вывод. Геометрия соединяет данные противоположности, они  взаимно  организуют и направляют друг друга. 

Изучив историю искусства и математики, рассмотрев основные понятия и
проведя исследования, я могу с уверенностью сказать что геометрия и
Искусство тесно связаны друг с другом. Не зная геометрии, человек не смог бы
создать известных во всём мире египетских пирамид, Малевич не нарисовал
бы свой «Чёрный квадрат». Такие предметы школьной программы, как математика и искусство духовно обогащают нашу жизнь, несут в мир человека много
прекрасного и интересного.

В процессе работы над теоретическим материалом мною была изучена история возникновения и развития геометрии с древнейших времен

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть