Слайд 1
ГОУ ДПО ТО «Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Тульской области»
Кафедра психологии, воспитания и дополнительного образования детей и молодежи.
Итоговая выпускная работа
«Создание ситуации успеха на занятиях ДПИ
как средство развития учащихся»
Подготовил слушатель курсов
Бакулина Ю.А.
педагог дополнительного образования
Тула 2016 год.
Слайд 2 Дом детского творчества, как никакое другое учреждение, способен предоставить ребёнку
чувства радости эмоционального подъёма от сознания выполненной работы, достигнутого успеха в глазах сверстников.
Здесь ребёнок получает дополнительные возможности для своего развития благодаря новому окружению, условиям и возможностям.
Слайд 3 На занятиях ДПИ создан особый стиль взаимоотношений педагогов и
детей, что, несомненно, стимулирует включение ребёнка в творческую деятельность. Педагоги стремятся на своих занятиях создать ситуацию успеха для каждого ребёнка. Подбирают приёмы и методы для активной деятельности учащегося, которые расширяют его возможности , воздействуют на эмоционально – волевую и интеллектуальную сферы личности.
Слайд 4 Ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий,
при котором создается возможность достичь значительных результатов в деятельности, это результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики.
Слайд 5Ситуации успеха могут быть разных видов:
Предвосхищаемый успех.
В
основе его ожидания могут быть и обоснованные надежды, и упование на какое-то чудо. Если педагог заметит и не даст повода для разочарования: поддержит, подготовит, убедит. Но может случиться и обратное. Последствия несовершившегося чуда бывают труднопредсказуемы. Дети, убедившись в том, что их ожидания успеха не сбылись, готовы винить кого угодно, только не себя.
Слайд 6 Констатируемый успех.
Педагог фиксирует достижение, радуется ему. Важно,
что он состоялся, что он создал отличное настроение, дал возможность пережить радость признания, ощущение своих возможностей, веру в завтрашний день.
Слайд 7 Обобщающий успех.
Ожидание успеха становится постепенно устойчивой потребностью.
С одной стороны. – это благо, потому что состояние уверенности, защищенности, опоры на самого себя. С другой – опасность переоценить свои возможности, успокоиться.
Слайд 8Создание успеха для каждого ребенка необходимо, потому что:
- переживание успеха внушает
ребёнку уверенность в собственных силах («если я этого добился в объединении, то, приложив усилия, я смогу сделать и дома»);
- у ребенка появляется желание вновь достичь хороших результатов и в другом виде деятельности, чтобы вновь ощутить радость успеха, признание сверстников;
- положительные эмоции, рождающиеся в результате успешной деятельности, создают ощущение благополучия, что, в свою очередь, благотворно влияет на общее отношение человека к окружающему миру.
Слайд 9 Творческое объединение ДПИ объединяет различные направления: роспись по дереву,
сувенир, игрушка-сувенир, изобразительная деятельность, мягкая игрушка, лепка, оригами, ткачество, бисероплетение. Каждое направление имеет оборудованное помещение для занятий, полностью обеспечивается материалами для работы детей, имеет необходимую научно-методическую базу.
Слайд 10 Диагностика показала, что занятия в объединении по интересам
дают большие возможности для развития творческих способностей ребёнка, его самоопределения. Они способствуют формированию положительной мотивации к творческой деятельности, развивают желание сделать что-то своими руками, широту интересов и любознательность.
Слайд 11 Чтобы в полной мере овладеть технологией создания ситуации успеха, педагогу
необходимо знать и этапы развития ситуации успеха. Вот такой алгоритм представлен в книге А.С. Белкина «Ситуация успеха. Как ее создать?»
Слайд 121.Мотивационный этап,
или установка на предполагаемую деятельность. Педагог ставит перед собой
задачу сформировать у учащегося стремление как можно успешнее выполнить учебное задание, ощутить себя «творцом обстоятельств». Преодолеть трудности, которые могут встретиться в ходе работы, другими словами, формирует мотив достижения успеха.
Слайд 132. Организационный этап,
или обеспечение деятельности. Задача педагога –
обеспечение учащегося заданием, которое учитывало бы его индивидуальные способности и доставило бы ему удовольствие в ходе выполнения работы. На данном этапе ситуацию успеха можно рассматривать как частный случай проблемного обучения.
Слайд 14 Методами решения задачи будут:
Организационный контроль (начало
работы, паузы, окончание работы);
Содержательный контроль (консультации по содержанию);
Интеллектуальное и эмоциональное стимулирование учащихся
Слайд 153. Результативный этап ,
или сравнение предполагаемой оценки с реальной.
Перед педагогом стоит задача организовать работу таким образом, чтобы обратить результат предыдущей деятельности в эмоциональный стимул, в осознанный мотив для выполнения следующего учебного задания. Для этого обучающийся должен осознать и проанализировать результат, полученный им на предыдущих этапах деятельности. Ребенок ждет, что оценят не только итог, но и его усилия в процессе деятельности.
Слайд 16Педагоги, работая с детьми, ставят следующие задачи:
- Воспитание чувства
гражданственности и любви к родному краю посредством изучения народного творчества, возрождения и развития национальных традиций, уважительного отношения к истории и культуре народов;
Слайд 17 - Реабилитация ребёнка в системе дополнительного образования, представляющей собой
сферу, объективно объединяющую в единый процесс воспитания, обучения и творческого развития личности ребёнка;
Слайд 18 - Создание клубной атмосферы деятельности, характеризующейся доброжелательностью, взаимным интересом
единомышленников, партнёрскими отношениями педагога и воспитанника;
Слайд 19 - Организация воспитательного процесса таким образом, чтобы, наряду с
получением знаний и способов работы с тем или иным материалом, ребёнок развивает качества, необходимые ему для благополучной жизни в нынешних социально-экономических условиях;
Слайд 20 - Воспитание положительного отношения к людям, к самому себе, окружающему
миру, умение радоваться и сопереживать успеху других.
Теперь рассмотрим более подробно систему деятельности педагогов творческого объединения ДПИ.
Слайд 21Система деятельности педагога, направленная на достижение успеха воспитанником
Слайд 32Наиболее важными показателями эффективности данной системы работы являются
для педагога:
умение помочь
обучающемуся раскрыть его способности, нацелить на личностное саморазвитие;
умение перевести педагогическую цель в личную цель ребёнка, заинтересовать его, мотивировать на успех;
умение подобрать соответствующие средства и способы, адекватные конкретному моменту, конкретному воспитаннику;
умение оказать педагогическую поддержку каждому ребёнку на общечеловеческом и профессиональном уровне;
умение разбить на этапы продигностировать каждый из них: «вход», «промежуток» и «выход» совместной деятельности педагога и ребёнка;
желание педагогов работать в поисковом режиме и стремление к повышению профессионального мастерства.
Слайд 33 Для обучающегося:
освоение навыков мотивации и целеполагания для достижения успеха;
состояние благоприятного
психологического климата в объединении, получение удовольствия от общения и совместной деятельности с единомышленниками;
познавательная деятельность, направленная на достижение успеха, адекватная самооценка;
обогащение личностного и социального опыта.
Слайд 34Важно, чтобы педагоги сознательно подходили к выбору типа успеха. Для этого
необходимо знать классификацию ситуации успеха:
«Сбывшаяся радость» - достижение воспитанником успеха. Соответствующего его ожиданию (типично для детей с хорошими способностями, стабильной успеваемостью). Задача педагога – показать пути предупреждения неудач или причины, источник неудач.
Слайд 35 «Неожиданная радость» - достижение результатов, превышающих ожидания учащегося (типично для
детей с традиционно невысокими показателями и возможностями). Задача педагога: убеждать учащегося в возможности претендовать на более высокие достижения, стимулировать желание постоянно работать, а не брать штурмом одну часть задания.
«Общая радость» - одобрение всем коллективом учащегося со скромными способностями; эмоциональная радость ученика от всеобщего одобрения.
Слайд 36 «Семейная радость» - разновидность «Общей радости». Это результат активного
включения членов семьи в учебную деятельность ребенка.
«Радость познания» - чувство редко испытываемое учащимися от самого процесса познания. Закрепление этого состояния путем поддержания интереса, постановки сложных задач; следует одобрять, вдохновлять на углубленное изучение конкретной проблемы.
«Мнимый успех» - удовлетворенность учащихся невысокими достижениями при объективной возможности иметь более высокие успехи; заниженный уровень притязаний, устойчивое неверие в свои силы.
Слайд 37 «Опасный успех» - разновидность мнимого успеха: учащийся удовлетворен своими достижениями
по трем возможным причинам:
1) не хочет выделяться на фоне общей низкой активности коллектива, пассивного педагогического состава;
2) не хочет терять дружбу с «представителями оппозиции» коллектива;
3) достижение успеха путем использования шпаргалок, подсказывания, списывания, подкупа и т.д.
Слайд 38Список литературы:
1. Астраханцева С.В. Методические основы преподавания декоративно-прикладного творчества: Учеб.-метод.пособие: Для
вузов. - Ростов н/Д: Феникс, 2006.
2. Белкин А.С. Ситуация успеха: Кн. для учителя. Екатеринбург, 1997.
3. Бодина Е.А., Ащеулова К.В. Педагогические ситуации: Пособие для преподавателей педвузов и классных руководителей средних школ. М.: Школьная Пресса, 2000.
4. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб.: Питер, 2000.
5. Киселева М.В. "Арт-терепия в работе с детьми". СПб.: Речь, 2008
6. Кошаев В. Б. Декоративно-прикладное искусство: Понятия. Этапы развития:учеб. пособие для вузов / В. Б. Кошаев. - М.: Владос, 2010.
7. Народное искусство и детское творчество, Грибовская А.А. М.: Просвещение, 2006.
8. Развитие творческого потенциала личности школьника /Вопросы психологии. 1996. № 3.
9. Социально-педагогические условия создания ситуации успеха, активизирующих позитивное общеличностное развитие подростков// Ж-л Лучшие страницы педагогической прессы. №4, 2001
10. Степанский В.И. Влияние мотивации достижения успеха и избегания неудачи на регуляцию деятельности // Вопросы психологии. 1981.
11. 9Целищева Н. Ситуация успеха для каждого учителя // Народное образование. 2000.
Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/sozdanie-situatsii-uspekha-v-uchebnoi-deyatelnosti-podrostkov#ixzz454Ps1TI3