Слайд 1
Создание ситуации успеха на уроках изобразительного искусства в условиях реализации ФГОС
Чернышова Галина Борисовна
Самарская область г. Тольятти
МБУ СОШ №86
Слайд 2
Успех в учении – единственный
источник
внутренних сил, рождающий энергию для
преодоления трудностей, желания учиться.
В. А. Сухомлинский
Слово «успех» по толковому словарю С.И. Ожегова означает:
-удача в достижении чего-нибудь;
-общественное признание;
-хорошие результаты в работе, учебе
Слайд 3 Условия, способствующие
успешности ребенка
Важное условие создания ситуации успеха - гуманистическая направленность педагога.
1. Эмпатия, понимание, сопереживание и адекватное принятие воспитанника таким, каков он есть (альтернатива традиционному «оценочному пониманию»);
2. Безусловное позитивное отношение к обучающемуся - внутренняя уверенность педагога в возможностях и способностях каждого ребенка (альтернатива «оценочному отношению»);
3. Искренность (конгруэнтность), или открытость педагога своим собственным мыслям и переживаниям, способность искренне выражать и транслировать их в межличностном общении с учащимися (альтернатива ролевому поведению). Искренность предполагает также естественные и спонтанные реакции ребенка, не обусловленные его социальным статусом, успеваемостью, положением родителей и т. п.
Слайд 4Комплекс педагогических приемов создания благоприятного эмоционального климата на уроке изобразительного искусства
1.
Установление с учащимися партнерских взаимоотношений.
Уроки искусства - особенные уроки. Очень важно на них создавать условия, благоприятные для духовного общения учителя и ученика. Поэтому прежде всего постарайтесь понять, что чувствует ребенок, бережно поддержите его на пути в мир искусства.
Диалог и индивидуальный подход - вот альфа и омега в воспитании и обучении детей. Иногда одной беседы по душам достаточно, чтобы у ребенка «выросли крылья»?
Только педагогическая проницательность и интуиция способны в какой-то степени увидеть и почувствовать, что необходимо ребенку на данный момент, какая помощь ему требуется, какие слова ободрения подобрать.
Слайд 52. Вызов чувств сопереживания, эмпатии у детей в ходе общения с
педагогом и сверстниками.
Урок искусства немыслим без создания особой эмоциональной атмосферы увлеченности. Она достигается с помощью живого слова учителя, его бесчисленных неравнодушных диалогов с учениками, музыки, зрительных образов, поэтического текста, игровых ситуаций.
Все эти средства работают, для того чтобы увлечь, зажечь, душевно разбудить ребят. Только тогда можно говорить о результатах художественно-творческой деятельности
Все задания на уроке должны быть построены с учетом социокультурного опыта учащихся; с целью выявления индивидуальных предпочтений учащихся используются анкетирование учащихся, индивидуальные беседы, встречи с родителями учеников.
Слайд 6
3. Помощь каждому воспитаннику в оптимистическом
осознании своих больших
возможностей в достижении успехов в деятельности, преодолении трудностей, решении сложных задач (в данном случае уместно использовать потенциал ситуации успеха).
К основным принципам педагогической поддержки относятся:
- согласие ребенка на помощь и поддержку;
-опора на личные силы и потенциальные возможности личности;
-вера в эти возможности учащихся;
-ориентация на способность ребенка самостоятельно преодолевать препятствия;
-конфиденциальность;
-совместность, сотрудничество и содействие;
-доброжелательность и безоценочность;
-принцип «не навреди».
Приемы общения учителя с детьми:
- подбадривающие слова;
- мягкая, спокойная интонация;
- корректность обращения;
- открытая поза;
- доброжелательная мимика.
Слайд 74. Предоставление возможности учащимся проявлять инициативу в различных видах деятельности на
уроках изобразительного искусства.
Многовариантность выполнения заданий на уроке просто необходима.
Дайте ребенку возможность выбора. Выбора тем, техники выполнения задания, художественного материала, способа, которым может быть выполнена работа.
С пятого класса можно предлагать опережающее задание. Оно может быть разным, все зависит от цели урока и индивидуальных возможностей детей. Например, узнать о значении слова, используя толковый словарь, или подготовить сообщение о творчестве художника, найти в предложенной учителем литературе нужные к следующему уроку сведения, факты, пословицы, афоризмы и высказывания великих людей. По инициативе школьников индивидуальные задания превращаются в коллективные творческие работы.
Слайд 85. Стимулирование самостоятельности воспитанников в получении знаний, в овладении новыми способами
совершенствования своей творческой деятельности, в самообразовании:
Поиск дополнительной информации на уроке при изучении новой темы и закреплении знаний (альбомы с репродукциями, фотографии, словари, справочники, тексты художественных произведений).
Поиск дополнительной информации при выполнении самостоятельной работы на уроке (таблицы, схемы, учебник, репродукции картин, фотографии художественных произведений, словари, справочная литература).
Поиск информации при подготовке домашнего задания (использование бумажных и электронных носителей).
Поиск информации при выполнении индивидуальных и групповых опережающих заданий учителя.
Поощрение учащихся, самостоятельно находящих интересную и важную информацию по заданной теме.
Слайд 96. Помощь в осознании достигнутых положительных результатов, оценка достижений в присутствии
всего коллектива:
Чтобы на уроках ребенок не испытывал стрессовое состояние, определите краткосрочные и долгосрочные цели. Когда ученик достигает «близких» целей, он может ориентироваться, насколько продвинулся на своем пути к «дальней» цели.
После изучения больших тем лучше проводить выставки, творческие отчеты с последующим анализом и акцентуацией успехов каждого. Но не только об успехах говорит учитель во время анализа, ведь смысл этой работы в исправлении ошибок. Учитель должен проявить максимум такта, указывая на ошибки, а главное - подсказать, как их исправить.
Слайд 107. Соблюдение справедливости при оценивании творческих достижений, учет количества затраченных ребенком
усилий.
Ситуация успеха особенно важна в работе с детьми, поведение которых осложнено целым рядом внешних и внутренних причин, поскольку позволяет снять у них агрессию, преодолеть изолированность и пассивность. Учителя довольно часто сталкиваются с другой проблемой, когда благополучный и, в общем-то, успевающий ученик, считая, что успех ему гарантирован предыдущими заслугами, перестает прилагать усилия в учебе, пускает все на самотек. В подобном случае, создавая ситуацию успеха, не следует забывать о педагогическом назначении ситуации неуспеха.
Педагогическое назначение ситуации неуспеха, как и ситуации успеха, заключается в создании условий личного индивидуального развития ребенка.
Учитывая перспективу перехода ситуации неуспеха в ситуацию успеха, относитесь с оптимизмом к детям, верьте в своих учеников - и они ответят вам взаимностью.
Слайд 11 «Умственный труд ученика, успехи и неудачи в учении
— это его духовная жизнь, внутренний мир, игнорирование которого может привести к печальным результатам. Ребенок не только узнает что-то, усваивает материал, но и переживает свой труд, выражает личное отношение к тому, что удается и не удается... только успех поддерживает интерес к учению. А интерес к учению появляется тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха в овладении знаниями. Ребенок, никогда не познавший радости творчества в учении, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, теряет желание и интерес учиться»
К.Д. Ушинский
Слайд 12Список литературы
1. Неменский Б.М., «Изобразительное искусство», М.: «Просвещение:» 2014.
2. Пожарская
А.В.,Забнева Н.С., Михайлова В.В., Казначеева С.А., Сарафанова Е.В., Изобразительное искусство 2-8 классы. Создание ситуации успеха. Коллекция интересных уроков, Волгоград, Учитель, 2011.
3. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать. М.: «Просвещение», 2012.
4. Ксензова Б.Ю. , Как обеспечить ситуацию успеха учителю и ученику: учеб. пособие. - М.: Пед. Общество России, 2007.