Слайд 1Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Ростовской области
«Волгодонский педагогический колледж»
(ГБПОУ РО «ВПК»)
РУКОВОДСТВО
ДЕТСКИМ ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ОБЪЕДИНЕНИЕМ
«РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ»
Выполнил:
Шкодич Руслан Сергеевич
Руководитель:
Пономарева Алла Анатольевна
Специальность: 44.02.03 Педагогика дополнительного образования
в области изобразительного искусства и ДПИ.
Слайд 2АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ
Декоративная резьба по дереву не просто актуальна ? она по
праву занимает одно из самых первых мест при украшении домашних интерьеров. Насколько интересно, богато и необычно смотрятся деревянные резные перила или балясины! Если украсить ажурной резьбой окна или двери, то можно воссоздать гармоничную уютную атмосферу в доме, не прикладывая к этому особых усилий.
Благодаря современному оборудованию даже самый сложный резной рисунок на дереве может быть создан всего за несколько часов. При этом необязательно декоративные элементы должны быть стандартными и штампованными: компьютерное управление токарных станков позволяет изготовить на заказ любой предмет интерьера с резьбой. Достаточно только представить, что даже зеркало в доме можно оформить не в стандартный пластиковый, а в роскошно украшенный деревянный багет.
Слайд 3Цели и задачи руководства детским художественным объединением:
Оформлять документацию, обеспечивающую организацию детского
художественного объединения.
Разрабатывать методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы), на основе примерных с учетом области деятельности, особенностей возраста, группы и отдельных занимающихся.
Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дополнительного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
Оформлять педагогические разработки в форме отчетов, рефератов, выступлений, презентаций
Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дополнительного образования детей.
Слайд 4Цели работы объединения
1). Возрождение, развитие и сохранение искусства резьбы по дереву,
ориентация учащихся на применение полученных знаний и навыков на практике, профессиональное самоопределение воспитанников.
2). Раскрытие и развитие потенциальных творческих способностей, заложенных в каждом учащемся, привитие любви к художественному труду, как большой радости человека; формирование знаний, умений и навыков работы с деревом.
Слайд 5Задачи работы объединения
- обучение правилам безопасной работы с режущим инструментом;
развитие творческих
способностей и эстетического вкуса воспитанников;
Воспитание усидчивости, трудолюбия.
- формирование практических умений и навыков в работе с древесиной;
- воспитание культуры труда;
Слайд 6ОСОБЕННОСТИ РЕЗЬБЫ ПО ДЕРЕВУ
Домовая резьба по дереву отличается своей крупномасштабностью.
Геометрическая резьба
– самая простая. Мастер делает клинорезные выемки разной глубины с разным количеством граней.
Рельефная резьба характеризуется отсутствием плоских узоров, а рисунки выделяются из общего фона на определенную высотуОбъемная или скульптурная резьба – это самый сложный способ обработки дерева при помощи специальных инструментов. Контурная резьба похожа на гравировку с четким рисунком и требует точной работы и высокого мастерства.
Слайд 9 Материалы и инструменты резьбы по дереву:
Станки:
1. Деревообрабатывающий
(циркулярка, фуговальный)
2. Сверлильный
3. Заточный
4. Шлифовальный
5. Электродрель ручная
6. Электролобзик
Инструменты:
1. Набор резцов (стамесок)
2. Лобзики
3. Ножовки по дереву
4. Рубанки
5. Полуфуганки
6. Надфиля
7. Сверла
8. Перки
9. Тиски
10. Наковальни
Материалы:
1. Древесина всех пород.
Слайд 10Краткая история резьбы по дереву.
. Среди художественных работ в нашей стране
самой распространённой и любимой в народе издавна была резьба по дереву. Существует много видов резьбы по дереву, которые можно подразделить на следующие основные группы: плосковыемчатая или углублённая; плоскорельефная; рельефная; прорезная, или ажурная; скульптурная или объёмная; домовая.
Для резьбы пригодны самые различные породы древесины, которые подразделяются на лиственные и хвойные.
Но изготовление резных изделий требуют определённых знаний о дереве, его свойствах,
качестве, применение и обработке. По степени пригодности древесины для её обработки режущим инструментом, с учётом различных характеристик (влажности, пороков дерева, механических и физических свойств, например спелости или не спелости, т.е. способности к сокодвижению) все древесные породы делятся на мягкие, средней твёрдости и твёрдые.
Слайд 11Разработка программы.
Пояснительная записка
Новизна программы заключается в том, что
в теоретическую подготовку учащиеся
включаются раньше, чем это предусмотрено школьной программой,
изучаются элементы декорирования и художественной отделки изделий;
учитывается возраст учащихся, на занятиях широко практикуется игровая деятельность,
даются знания об организации труда на предприятиях художественных промыслов. Программой предусмотрены экскурсии, которые могут быть вводными к изучению какой-либо темы.
Занимаясь художественным творчеством, учащиеся могут практически применять и использовать полученные знания в различных областях декорирования, что в будущем облегчит им сознательный выбор профессии и последующее овладение специальностью.
Программа рассчитана на 2 года обучения, возраст детей с 5 по 8 класс. Группы комплектуются с учётом возрастных особенностей ребят. 1 год обучения - 1 группа, 2 год - 1 группа. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 часа, количество учебных часов для каждой группы в год - 204. Форма проведения занятий групповая и индивидуальная.
С самого начала процесса обучения систематически обращается внимание учащихся на соблюдение правил безопасности труда при работе с различными инструментами.
Слайд 12Цель образовательной программы
Подготовка учащихся к самостоятельной трудовой деятельности, развитие и воспитание
широко образованной, культурной личности.
Слайд 13Задачи образовательной программы
1. Развивать самостоятельность и способности учащихся решать творческие
задачи.
2. Использовать в качестве объектов труда потребительские изделия и оформлять их с учетом требований дизайна и декоративно – прикладного искусства.
3.Осуществлять воспитание трудолюбия, предприимчивости, обязательности, ответственности, культуры поведения и бесконфликтного общения.
4.Сформировать в процессе решения творческих задач знания по технологии изготовления резных изделий из дерева, их отделке, сведения об инструментах для резьбы, начальные сведения о композиции.
5. Познакомить учащихся с наследием художественной обработки дерева в области, а так же с традициями художественной резьбы по дереву известных центров народного декоративного искусства.
Слайд 14Планируемые результаты освоения образовательной программы
- знать о народных художественных промыслах, расположенных
на территории России и своей области;
- знать о характерных особенностях местной художественной резьбы по дереву;
- знать правила безопасности при обработке художественных изделий;
- знать об организации труда на предприятиях народных художественных промыслов;
- уметь делать зарисовки с образцов народного декоративно- прикладного искусства;
- уметь разрабатывать самостоятельно несложные композиции резьбы по дереву на основе местных традиций народного искусства;
- владеть инструментом для резьбы по дереву и токарной обработки;
- владеть техническими приемами геометрической, контурной, объемной резьбы по дереву в традициях местного художественного промысла;
- выполнять все стадии резьбы по дереву, включая операции отделки готовых изделий.
Слайд 15Примерный тематический план 1 года обучения
Слайд 17Формы, методы и средства обучения ДХО
Объяснительно-иллюстративный метод
Частично-поисковой метод
Репродуктивный метод
Исследовательский метод
Метод проблемного
обучения
Слайд 18Методы и приемы активизации познавательной и творческой деятельности в ДХО
Практические методы
(Методические упр., Игровой метод, Метод
моделирования);
Наглядные методы (Использование макетов и пособий, Рассматривание изделий);
Словесные методы (Рассказ, Беседа, Игра)
Слайд 19
Информационные технологии позволяют разнообразить формы проведения занятий
Мультимедийные презентации
Работа с электронной
базой данных
Слайд 20Рабочая программа геометрической резьбы по дереву
Цели и задачи урока:
Образовательная: познакомить учащихся
с геометрической резьбой, как одним из видов художественной обработки древесины. Обучить учащихся приемам и навыкам выполнения геометрической резьбы.
Развивающая: развить у школьников умение самостоятельно применять имеющиеся знания на практике. Развить творческие способности учащихся в процессе включения их в художественно-конструкторскую деятельность. Содействовать развитию эстетического и художественного вкуса.
Воспитательная: совершенствовать эстетическое и экономическое воспитание учащихся, сформировать творческое начало. Воспитывать инициативу, трудолюбие, терпеливость и настойчивость в самостоятельной трудовой деятельности. Прививать любовь к декоративно-прикладному искусству.
Слайд 21Актуальность
В настоящее время перед школой в качестве приоритетной задачи стоит воспитание
и развитие творческих способностей и навыков, расширение диапазона чувств, воображения, фантазии, воспитание эмоциональной отзывчивости на явления художественной культуры, формирование навыков практического решения художественных задач.
Трудовое начало воспитания – важный, проверенный веками принцип формирования всесторонне и гармонически развитой личности.
Слайд 22Планируемые результаты освоения образовательной программы
1.Знать о характерных особенностях местной
художественной резьбы по дереву;
2.Знать правила безопасности при обработке художественных изделий;
3.Уметь делать зарисовки с образцов народного декоративно- прикладного искусства;
4.Уметь разрабатывать самостоятельно несложные композиции резьбы по дереву на основе местных традиций народного искусства;
5.Владеть инструментом для резьбы по дереву и токарной обработки;
6.Владеть техническими приемами геометрической резьбы по дереву в традициях местного художественного промысла;
7.Выполнять все стадии резьбы по дереву, включая операции отделки готовых изделий.
Слайд 23Объяснение нового материала
Геометрическая резьба выгодно отличается от других видов резьбы
большим разнообразием приемов художественного оформления поверхности дерева. В то же время она не требует специальных знаний теории рисунка, сложного набора инструментов .Очевидным ее преимуществом является так же небольшая глубина резания ,не требующая больших усилий .Все это и делает ее доступной для изучения в школе..
Далее рассказываю учащимся, на каких изделиях будет выполняться геометрическая резьба по дереву. Демонстрирую ученикам изделие, которое они впоследствии будут изготовлять – доску разделочную.
Показываю учащимся готовые изделия с различными конструкциями и орнаментами.
Слайд 24 Показываю учащимся чертеж изделия, где изображена форма изделия, его габаритные
размеры, размеры отдельных элементов изделия.
По слайду определяю и объясняю ученикам последовательность выполнения технологических операций, инструменты и приспособления, применяемые для каждого этапа выполнения работ, а также устанавливаю, сколько времени потребуется на выполнение каждой из технологической операции.
По чертежу обучающиеся узнают конструкцию изделия, способ изготовления ее деталей.
Объясняю ребятам особенности выполнения каждого этапа работы:
а) предпочитаемые породы древесины для выполнения изделий, обработанных геометрической резьбой: липа, осина, ольха, дуб, береза, клен, тополь, бук;
б)разметка элементов резьбы: треугольник, сколышки,витейка, ромбы, розетки, звездочки.
в) накалывание косяка в древесину в намеченном элементе на глубину 2-3 мм.; г) подрезание граней элементов вдоль и поперек волокон древесины.
Слайд 25Практическая работа
Каждому ученику раздаю заготовку 200х50х10 и нож, который они
поверяют к готовности. Приступая к работе, ребята на первом этапе подготавливают поверхность древесины к обработке ее резьбой. При этом слежу за правильностью и точностью выполнения учениками таких технологических операций, как опиливание, строгание, шлифование. После выполнения этих столярных работ ребята приступают к выполнению разметки элементов резьбы на начертанном поле заготовки. При выполнении ребятами этой работы нужно добиться того, чтобы четко и точно обозначились каждый из элементов геометрической резьбы.
На заготовке наносим чертеж сколышек и треугольников. Нож берем в правую руку, хватом сверху .Выполняем наколку треугольников по чертежу, а затем подрезку, как и было показано мной и резчиком в видеоклипе.
Проверяю правильность выполнения этой операции.
Слайд 26Итог урока
Оцениваю работы учащихся, обращаю внимание класса на ошибки в
работе. Выделяю наиболее удавшиеся работы. Объясняю, как исправить ошибки, что нужно учесть, чтобы их не допускать. Выставляю оценки ребятам, назначаю дежурных в мастерской.
Слайд 27МНОЮ БЫЛ ПРОВЕДЕН УРОК В МОУ ДОД ЦДТ ПО ТЕМЕ:
ДЕНЬ>>.
Слайд 28Группа: учащиеся 8-11 лет
Цель занятия:
· Приобщение детей к миру искусства через
познание окружающего предметного мира, его художественного смысла;
· Расширение знаний учащихся о жанре пейзажа, установление последовательности выполнения рисунка.
Задачи занятия:
Обучающие:
Активизировать познавательный интерес к искусству и природе;
Учить осознанно выполнять линейное построение рисунка, используя линию горизонта и известные правила перспективы;
Формировать умения самостоятельно находить решение художественных задач.
Развивающие:
Развивать память, внимание и кругозор учащихся;
Развивать творческое и художественное мышление, воображение и фантазию;
Развивать умения, связанные с передачей перспективы, размера и пропорций, зрительное восприятие и пространственное мышление как основу овладения рисунком;
Воспитательные:
Способствовать эстетическому восприятию учебного материала;
Формировать эмоциональную отзывчивость на красоту природы, умение замечать ее удивительные особенности;
Воспитывать бережное отношение к природе.
Структура занятия:
Орг. момент
Вводная беседа
Практическая работа
Итог занятия
Оборудование для педагога: наглядное пособие, музыкальное сопровождение, ноутбук.
Оборудование для учащихся: лист формата А 3, карандаш, ластик, гуашевые краски, палитра, стаканчик, кисти.
Слайд 29Орг. Момент.
Педагог- Здравствуйте дети! (Приветствуют). Сегодня на уроке вы познакомитесь поближе
с одним из жанров живописи. На картинах этого жанра может быть изображено облачное пасмурное небо, вечнозеленая ель, заснеженные просторы. Догадались, о каком жанре идёт речь?
(Ответы учащихся).
Педагог-Ну конечно, это жанр пейзажа – интереснейший жанр изобразительного искусства, который можно изучать бесконечно.
Педагог-Природа… Она не одно столетие вдохновляет людей на создание шедевров в поэзии, музыке, живописи.
День пасмурный, но столько красоты! Взгляни на эти серебряные краски: в них разом всё-надежды и мечты, и представленья детские о сказке…
Пусть небо серо, каплет мелкий дождь, твоя душа полна любви и грусти, ты с нетерпеньем солнца в небе ждёшь, сегодня нет его-на сердце пусто…
А грусть, что грусть?! Грусть-это не тоска! Грустить порой полезно для здоровья. Она пройдет, пройдет наверняка-уверенность прости и многословье!
День пасмурный, но сколько красоты! Взгляни на эти серебряные краски, в них разом всё-надежды и мечты, и счастья основания святые… В.Евсеев.
Педагог-Знаете ли вы, откуда появилось слово «пейзаж» и что оно означает?
(Ответы учащихся).
Слайд 30Педагог-Слово «пейзаж» заимствовано из французского языка и переводится как «местность, страна».
Обычно так называют реальный вид какой-либо местности. Впоследствии этим же словом стали называть изображение природы в искусстве.
Картина делится линией горизонта, в ней обязательно присутствует передний план и задний план. На переднем можно вырисовывать все в деталях, а на заднем менее четкие изображения. Это закон воздушной перспективы.
Кто мне скажет какие цвета теплые? А какие холодные?
(Ответы учащихся).
Педагог-А каких цветов здесь больше?
(Ответы учащихся).
Педагог-Можно их сочетать, получится интересная работа.
Практическая работа.
Педагог-Как мы расположим лист?
(Ответы учащихся).
В процессе работы учитель делает целевые обходы, проверяя организацию рабочего места, правильность выполнения приёмов работы, оказывая помощь учащимся, испытывающим затруднения, контролируя объём и качество выполненной работы.
Учащиеся-Выполняют практическую часть под приглушенное музыкальное сопровождение.
Педагог-Заканчиваем работы.
Слайд 31Итог занятия.
Выставка работ, учащиеся раскладывают работы на столе. Поощрение.
Педагог-Ребята вы молодцы,
какие у всех красивые пейзажи.
Спасибо всем за урок, до свидания.
Учащиеся-Спасибо, до свидания.
Слайд 34Список литературы:
http://nsportal.ru/shkola/tekhnologiya/library/2014/01/30/rabochaya-programma-kruzhka-rezba-po-drevesine
http://nsportal.ru/shkola/tekhnologiya/library/2014/04/14/uchebnaya-programma-obedineniya-rezba-po-derevu
http://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2014/10/16/metodicheskaya-razrabotka-programmy-kruzhka-rezba-po
http://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2016/04/23/programma-kruzhka-rezba-po-derevu
http://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2016/10/31/prezentatsiya-programmy-obedineniya-rezba-po
http://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2013/10/16/organizatsiya-deyatelnosti-kruzhka-rezba-po