Слайд 1
«Роспись по дереву
в декоративно-прикладном
искусстве»
Слайд 2 Роспись по дереву является одним из самых древних живописных промыслов нашей
страны. Ее корни уходят далеко в архаические времена, когда наши предки-язычники верили во множество богов и поклонялись Солнцу, Грому, Лесу, Реке и другим природным стихиям.
Каждое расписанное народными мастерами изделие несет на себе отпечатанное древними символами пожелание здоровья, счастья, удачи, благословения в дом.
Росписи по дереву бывают нескольких видов и различаются по принадлежности к определенному региону, а также по стилю. Рисунок может быть сюжетным или орнаментальным.
Основные росписи по дереву : мезенская; полховская; хохломская; городецкая; палехская ; северодвинская; петриковская; пермогорская .
Каждая разновидность содержит "фирменные" признаки, которые придают изделию дополнительную привлекательность.
Слайд 3Сегодня интерес к старинным народным художественным промыслам возрастает в связи с
ростом интереса к народной культуре и появлением духа патриотизма у современной молодежи.
Открываются все новые и новые школы художественного мастерства, где любой желающий может обучиться искусству росписи по дереву.
Работы наших мастеров по художественной росписи по дереву сейчас широко известны не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами по всему миру.
Слайд 4ХОХЛОМСКАЯ РОСПИСЬ - близ Нижнего Новгорода, старинное село Хохлома, расположенное на
берегу Волги. Жители села издавна занимались разными ремёслами, в том числе изготовлением деревянной посуды и домашней утвари. Золотая хохлома развозилась по всей России. Доходила она и до Средней Азии, Турции, Индии и Европы, заслужив всемирную славу.
На дерево при выполнении росписи наносится не золотой, а серебристый оловянный порошок. После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается медово-золотистый цвет, придающий лёгкой деревянной посуде эффект массивности. Роспись выглядит ярко, хотя фон чёрный. Используются краски: красная, жёлтая, золотая, оранжевая, зелёная, голубая и чёрный фон. Традиционные элементы Хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.
Слайд 5ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ - живописный вид росписи по дереву, получил развитие в
середине 19 в. в деревнях по р. Узоле, в окрестностях Городца Нижегородской обл.. Яркая, лаконичная городецкая роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери. Орнаментом служит сюжетная живопись, изображение городского быта.
Применяемая техника – замалевок, листок, дуга, капелька с поворотом. Городецкая роспись держит свое начало от резных городецких прялок, имевших свою особенность: гребень и донце. Для украшения донец городецкие мастера пользовались своеобразной техникой — инкрустацией: фигуры вырезались из дерева другой породы и вставлялись в соответствующее по форме углубление. Все эти изображения условны по характеру, очень вольны и декоративны по форме, а иногда граничат с шаржем. Это — быт крестьянства, купечества, пышный парад костюмов. Значительное место занимают цветочные мотивы .
Слайд 6ПОЛХОВСКАЯ РОСПИСЬ - молодой промысел, возраст которого едва перевалил за 90
лет.
Графический тип росписи деревянных предметов (тарарушка, матрешка) сложился к началу 17 в. На речке Полховка в Вознесенском районе Нижегородской области.
Техника – различают несколько видов нанесения рисунка: цветы с наводкой - черный контур хорошо виден, цветы без наводки, пестрение - краски накладываются легкими мазками.
Типичным является изображение фруктов (особенно яблок) и ягод, животных и птиц. Присутствует также городской либо сельский пейзаж. Любимый сюжет полховских мастеров — матрешка.
В росписи используются основные цвета — красный, зеленый, синий. В наложении красок — своя очередность. Сначала наносится самый светлый — желтый цвет. Затем начинаются комбинации с цветом.
Слайд 7ПАЛЕХОВСКАЯ РОСПИСЬ – название промысла происходит от названия села Палех.
Графический тип
-родоначальница палехской росписи - древнерусская икона. Местные иконописцы украшали своими фресками церкви и терема по всей Руси.
Особенности: письмо яичными темперными красками; использование темных фонов; роспись золотом; многообразие элементов композиции и их живописность; миниатюрность росписи; узорчатость и орнаментальное богатство рисунка; тщательная детализация каждого элемента; удлиненность и хрупкость человеческих фигур; тонкость прорисовки частей тела людей.
Традиционны для Палеха сказочные и литературные мотивы, исторически события и бытовые сценки.
В настоящее время палехская роспись по дереву - это глубоко традиционное искусство, с той лишь разницей, что натуральное дерево заменили на папье-маше.
Слайд 8МЕЗЕНСКАЯ РОСПИСЬ – (палащельская) - это раскрашивание предметов домашнего обихода: ковшей,
коробов, прялок, лавок и кухонных столов.
Графический тип росписи деревянных предметов (прялок). Сложился к началу 19 в. в низовьях р. Мезени, селе Палащелье Архангельской обл.
Техника – капелька, усик, штрих, спираль, листок. Основным мотивом является геометрический орнамент – солярные диски, кресты, ромбы.
Роспись в двух цветах – красный и черный. Чтобы добыть красную охру, использовали глину. Порошок смешивали с растворенной в теплой воде смолой. Ее собирали с лиственниц. Черную краску готовили из сажи, тоже замешанной на смоле.
Рисовали птичьим пером и измочаленным кончиком деревянной палочки.
Элементы рисунка укладываются в четыре условные схемы: орнамент в квадрате, в ромбе, в косой клетке и в треугольнике. Изображения внутри них обозначают плоды и зерна, семена шишек, огонь, солнце, охраняющие символы и т. д.
Слайд 9СЕВЕРОДВИНСКАЯ РОСПИСЬ – на берегу реки Двина развивались несколько видов росписи.
Они отличаются по цветовой гамме, рисунку, композиции- Северодвинская роспись отличается графичностью и яркостью. Часто используются знаки традиционной росписи: древо Жизни, птица Сирин, лев, грифон, медведь. В основном росписью украшались прялки.
Борецкая роспись - возникла в Селе Борок на берегу Двины при заселении двинского края новгородцами. Наиболее часто используемые цвета в росписи: красный, зеленый, коричневый, оранжевый, желтый. Орнамент состоит из ромбиков, кружочков, капелек, треугольников. Все элементы обводятся черным контуром. Символ борецкой росписи - Древо жизни. Огромный цветок с прямым стеблем, вокруг которого изображаются цветы, птицы, ягоды, изящные листья. Мотивами композиции могли служить жанровые сценки: чаепитие, гуляние.
Слайд 10Пучужская роспись - Село Пучуга на реке Двина в 25 километрах
от Борка. Пучужская роспись выполняется на белом фоне красной краской, украшается ярко-зелеными листочками и белыми капельками, иногда используется синий цвет. Основными мотивами композиции служат жанровые сцены катания на лошадях. В красную кудрявую листву мастера любили вплетать красных птиц.
Слайд 11ПЕРМОГОРСКАЯ - графическая роспись русского Севера. Возникла в конце 18 в.
врайоне Сев. Двины, пристани Пермогорье и деревень Помазкино, Черепаново и Грединская.
Применяемая техника – листок, замалевок, обводка. Орнамент – присутствие языческих мотивов, иконографии, наблюдается связь с древнерусской книжной миниатюрой (например, дом также изображается в разрезе.) постановка инициалов мастером.
Основным цветом в был красный, сопутствовали ему зеленый и желтый.
Иногда использовали и синий кобальт, чуть "золота". На более ранних образцах краски приглушенные, желтый был ближе к охре, красный к темно - вишневому или терракотовому, глухой зеленый. На более поздних образцах белые фоны, яркие краски.
Красный цвет – преобладающий в цветовой гамме Пермогорской росписи.
Секрет таится в технике исполнения росписи – сначала мастер наносил контур на белый фон и только потом постепенно заполнял его цветом.
Слайд 12ПЕТРИКОВСКАЯ РОСПИСЬ - своим названием роспись обязана селу Петриковка Днепропетровской
области (Украина), основанным в 18в. полтавским казаком. Технология изготовления краски - яичный желток размешанный с соком. Росписью украшались дома, печи, стены, создавая единый ансамбль. За основу композиций брали окружающую природу, причудливо изменяя форму растений, цветов, птиц. Особенностью данной росписи было: высокое графическое исполнение, декоративность всей композиции, а так же сдержанность гаммы цветов (черный, желтый, красный цвета).
Основным элементом петриковских орнаментов является цветок — символ пышной природы (мальвы, пионы, астры, полевые цветы, и те, которые придумывают сами мастера. Краски для петриковских произведений никогда не смешивают. Розовая, желтая, синяя, красная и зеленая — все краски призваны вдохнуть в рисунок жизнерадостность и природную легкость.