Слайд 1Николай Константинович Рерих
- художник-философ,
художник-мистик,
художник-странник,
художник-археолог,
художник-литератор.
Слайд 2 Художник Николай Константинович Рерих родился в Петербурге 10 октября
(27 сентября) 1874 года в дворянской семье. Его отец - коренной петербуржец юрист Константин Федорович Рерих (1837-1900), мать - псковитянка Мария Васильевна, урожденная Калашникова (1845-1927). Сестра Людмила и младшие братья Борис и Владимир.
Ранние впечатления детства - дом на Васильевском острове, летние поездки в город Остров Псковской губернии и в загородное имение Извара под Петербургом, рассказы отца и деда о предках старинного скандинавского рода Рерихов, пейзажи Русского Севера - все удивительным образом, собралось в душе и памяти будущего художника.
Отец надеялся, что Николай, станет юристом, но призвание привело Рериха после окончания гимназии в 1893 году в петербургскую Академию художеств. По настоянию отца он, одновременно поступил на юридический факультет университета.
В Академии Рерих посещал мастерскую А.И. Куинджи. Метод преподавания Куинджи отличался, он стремился, развить чувство декоративности цвета. Не отказываясь от работы с натуры, настаивал, чтобы картины писались по памяти. Художник должен был вынашивать образ будущего произведения, продумывать его композицию и цвет. Так когда-то творили византийские и древнерусские иконописцы, старые итальянские и нидерландские мастера, буддийские художники Востока. Именно так Рерих впоследствии писал свои картины, называя их «сочинениями». Он редко делал к ним подготовительные этюды и эскизы.
Слайд 3Творчество Николая Константиновича Рериха - явление исключительное в истории русского и
мирового искусства. Его полотна притягательны своеобразием тем и сюжетов, их поэтичностью, глубоким символизмом.
Яркая жизнь Рериха подобна удивительной легенде. Начав свой путь в России, пройдя Европу и Америку, он закончил его в Азии.
По воспоминаниям художника Святослава Николаевича Рериха об отце, это был человек «с ясным и задумчивым лицом. Его фиолетово-синие глаза временами могли становиться совершенно темными. У него всегда был спокойный голос, он никогда не повышал его, и все выражение его лица отображало ту удивительную выдержку и самообладание, которые являлись основой его характера. Это было спокойствие незаурядного человека, серьезного и приветливого, вдумчивого, с замечательно острым чувством юмора. Во всех его движениях была уравновешенная гармония. Он никогда не спешил, и все же его продуктивность была изумительной. Он писал крупным и ясным почерком, никогда не исправляя и не меняя своих предложений и слов, и менее всего своих мыслей. При всех обстоятельствах, в наиболее трудных положениях он оставался спокойным и выдержанным и никогда не колебался в своих решениях».
Художественное наследие Рериха огромно. Его картины, эскизы декораций, рисунки хранятся в музеях и частных коллекциях многих стран мира. В России крупные собрания произведений Рериха, кроме Третьяковской галереи и Музея искусства народов Востока в Москве, находятся в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге, в Нижегородском художественном музее и в Новосибирской картинной галерее.
Слайд 4 Изучая древнюю историю, участвуя в археологических раскопках, испытывая постоянное
тяготение к природе, живописец стремился дать художественную концепцию «несравненно самобытной былой природы», русского исторического прошлого. Особенно остро Рерих чувствовал «прямую противоположность» природы и современного города: «Город, выросший из природы, угрожает теперь природе, город, созданный человеком, властвует над человеком», - писал он.
Путь к духовному обновлению жизни многие мыслители видели в возвращении к природе. Идеи Руссо приобрели в XIX веке еще больший смысл. В России Лев Толстой звал к «опрощению»; в Индии Махатма Ганди сделал домашнюю прялку символом спасения; во Франции художник Поль Гоген в поисках «первобытного рая» бежал из Европы на остров Таити; в Англии философ Джон Рёскин, идейный вдохновитель художников-прерафаэлитов, требовал, чтобы при сооружении железных дорог сообразовывались с окружающим пейзажем.
Святой Сергий
Радонежский
Александр Невский
Борис и Глеб
Слайд 5Картины Рериха в собрании Третьяковской Галереи представляют основные этапы творческого пути
художника.
В 1897 году П.М. Третьяков приобрел полотно «Гонец. Восстал род на род», выставленное на весенней ученической выставке в Академии художеств в Петербурге.
Собирателя заинтересовали идеи молодого талантливого художника, его замыслы по созданию большой серии картин, посвященных начальной истории Руси.
Третьяков намеревался собрать всю будущую серию, но в 1898 году знаменитого коллекционера не стало, и его пожелание не сбылось полностью.
Несколько картин Рериха затем были приобретены Советом галереи. В разные годы были получены его произведения в дар, приобретены у частных лиц, некоторые из них поступили из Государственного Музейного фонда.
В 1949 году Галерея приняла ряд картин Рериха, ранее находившихся в Русском культурно-историческом музее в Праге.
Слайд 6 Рерих задумывает живописный цикл под названием Начало Руси. Славяне,
в котором задается целью показать гармоническое слияние древнего человека с природой.
Тему для картины Гонец. «Восстал род на род» художник нашел в Повести временных лет - первой русской летописи, составленной в XII веке монахом
Киево- Печерского монастыря Нестором.
...Рог золотого месяца появился из-за густого леса и осветил мрак ночи, вырвав из темноты высокий холм, похожий на муравейник, глухие жилища на нем, обнесенные высоким частоколом, тихую гладь реки и лодку с сидящим в ней стариком и стоящим гребцом... Состояние, полное тревоги, вызывает возникшее видение.
Картина написана под несомненным влиянием Куинджи (мотив Лунной ночи), но внимание любителей искусства особенно привлекло сказавшееся в ней мироощущение. Неожиданным оказался и выбор сюжета. На полотне Рериха предстали безымянные герои древней истории.
Слайд 8Матерь Мира
Ведущая
Канченджанга. Гималаи
Королевский монастырь. Тибет, 1936
Мадонна Орифламма
Слайд 9Воскресенский
монастырь в Угличе
Русская Пасха
Звенигород
Старый Псков
Слайд 10Святой Франциск
Святой Сергий Радонежский
Святой Никола
Слайд 11Снегурочка и Лель, 1921
Древо преблагое (Гнездо преблагое - глазам прельщение), 1912
Слайд 12Николай Рерих в поисках Шамбалы
В начале XX века Рериху удалось непосредственно
познакомиться с индийской философией. В России были переведены и изданы «Провозвестие Рамакришны», книги его ученика Свами Вивекананды, Упанишады, «Бхагават-Гита». Индийские метафизические доктрины, их взгляд на космические и исторические циклы захватили Рериха, как захватили многих. Тибет и тибетские чудотворцы были притягательны особо. Как раз появилось несколько книг о культуре и истории Тибета, труды Ухтомского, Потанина, Пржевальского. К 1911 году, дате строительства в Петербурге первого буддийского храма, интерес Николая Рериха к Востоку сформировался настолько определенно, что он вошел в комитет содействия строительству и тесно общался с посланником далай-ламы XIII - Хамбо Агованом Лобсаном Дорчжиевым. В картинах и очерках Рериха Индия стала появляться все чаще и чаще..
"Рерих был первым русским посланником красоты, который принес современной Индии бессмертный завет искусства. И мы навсегда благодарны ему за его вдохновенные мысли и сотрудничество по сближению России и Индии". (Калидас Наг)
Слайд 13Рерих пришел к своей формуле спасения человечества (впрочем, уже до него
высказанной его соотечественником) - «красота спасет мир», а инструментом этой красоты должно стать искусство. «Искусство объединит человечество, искусство едино и нераздельно. У него много ветвей, но корень один».