Презентация, доклад Путешествие по хантыйскому стойбищу

Содержание

Ханты умели выбирать место для своего жилища. Они никогда не строили поселение на случайном месте. Все должно быть поблизости – лес для охоты и общения с духами, речка, где водилось много рыбы, а также пастбища для

Слайд 1Путешествие по хантыйскому стойбищу
Логинова З.Н. Нижневартовск МБОУ «СОШ № 19»


Путешествие по хантыйскому стойбищу Логинова З.Н. Нижневартовск МБОУ «СОШ № 19»

Слайд 2Ханты умели выбирать место для своего жилища. Они никогда не строили

поселение на случайном месте. Все должно быть поблизости – лес для охоты и общения с духами, речка, где водилось много рыбы, а также пастбища для оленей. Выбрав место, его «выкупали» у лесных духов, устраивали пир «жертвоприношение». Стойбище – небольшое селение, обычно расположенное в тайге. У каждого рода имеются два поселения – зимнее и летнее стойбище, расстояние между ними 1-2 км.
Ханты умели выбирать место для своего жилища. Они никогда не строили поселение на случайном месте. Все должно

Слайд 3Зимний дом народа ханты – «мыг-хот». К выбору места постройки ханты относились

очень серьезно. Никогда не строили дом на месте, где уже стояло чье-то жилище, так как считалось, что в нем будут появляться души умерших, и дети там будут рождаться больными. Дом строили невысоким, все в нем было обустроено и упорядочено, это был своеобразный микрокосмос. Порог дома - граница между чужим и своим миром.
Зимний дом народа ханты – «мыг-хот». К выбору места постройки ханты относились очень серьезно. Никогда не строили

Слайд 4В доме ханты соблюдают определенный порядок. Женские вещи вместе с мужскими

не хранятся. Мужчины без необходимости не притрагиваются к вещам женщины и наоборот. У двери обычно висят ружье, ножи, ставится топор «для отпугивания нечисти». Дверь жилища обращена к реке, окно – налево и направо, очаг – в правом углу. Уезжая из жилища , ставят на порог топор или котел, чтобы не вторгались в дом злые духи. В доме были разные обереги: череп соболя перед дверью, клюв гагары, клык медведя, хвост глухаря напротив двери, череп медведя на крыше лабаза.
В доме ханты соблюдают определенный порядок. Женские вещи вместе с мужскими не хранятся. Мужчины без необходимости не

Слайд 5В зимнем доме женщина сооружает ЧУВАЛ - «хантыйский камин». Один вариант

– это широкий длинный деревянный ствол дерева с вырезанной серединой, поставленный вертикально и обмазанный глиной; второй вариант – каркасный, материалом служит тальник, сосновые ветки, глина. Над огнем подвешивают котел, готовят пищу. Чувал легко обогревает помещение, у очага быстро сохнет вымокшая одежда.
В зимнем доме женщина сооружает ЧУВАЛ - «хантыйский камин». Один вариант – это широкий длинный деревянный ствол

Слайд 6 Многие тысячелетия люди почитают огонь…У хантов чувал - жилище богини огня

Най-анки. Считалось, что огонь треском предсказывает события, были даже особые люди, которые разгадывали эти предсказания. С огнем обращались заботливо, не допускалось класть в огонь мусор, грязные дрова, трогать огонь железными предметами, так как можно поранить душу огня, которая обитает в голубой кромке языков пламени. Периодически огонь угощали – бросали кусочки пищи, лили жир, вино. За непочтительное отношение к себе огонь может наказать пожаром.
Многие тысячелетия люди почитают огонь…У хантов чувал - жилище богини огня Най-анки. Считалось, что огонь треском предсказывает

Слайд 7На дворе, недалеко от входа в дом, расположена хлебная глиняная печь.

Делает ее женщина, и размеры печи зависят от величины семьи. После того, как прогорят дрова, угли выгребают и ставят в печь формы с тестом. Чело закрывают деревянным листом, а дымоход затыкают глиняной пробкой. Такая нехитрая конструкция позволяет выпекать хлеб вне зависимости от погодных условий и летом и зимой.
На дворе, недалеко от входа в дом, расположена хлебная глиняная печь. Делает ее женщина, и размеры печи

Слайд 8ЧУМ Переносное жилище кочевников-оленеводов в виде конического остова из жердей, покрытого зимой

– оленьими шкурами, летом – берестой или корой. Его размеры – до 3 метров в диаметре. Устанавливает чум у народа ханты женщина. В чуме размещается не менее 5 человек и живет, как правило, две семьи.
ЧУМ Переносное жилище кочевников-оленеводов в виде конического остова из жердей, покрытого зимой – оленьими шкурами, летом –

Слайд 9Строение чума
Сначала ставят остов чума из гладко обструганных жердей. Обычно это

три, четыре жерди, [которые обвязывают вверху тонкими корнями или тальниковыми прутьями]. Затем на них накладываются другие жерди, тоже гладкие и без сучьев. Общее количество жердей от 26 и выше, в зависимости от размеров чума и количества людей, проживающих в этой семье.
Затем накрывают нижнюю часть чума покрытием (летом оно тонкое ровдужное или берестяное), предварительно привязав один конец покрытия к остову чума, а второй конец — после, натягивая его.
На концах покрытия имеются тесемки для привязок. После этого натягивают верхнюю часть покрышки, которая закрепляется жердочкой с обеих сторон покрытия. Обычно эти укрепляющие жердочки устанавливают на противоположной стороне от дверей.
Внутри чума расположение следующее:
слева от дверей находится женское место со всеми кухонными атрибутами и продуктами.
По бокам — постель хозяев. Здесь же находится место хранения одежды и других женских принадлежностей для шитья и других мелких работ в берестяных коробках или меховых сумках (игольницы, нитки из сухожилий, различные лоскутки, бисер, ножницы, дощечки для кройки меха и др.)
Справа от двери — место для детей или ближайших родственников.
[За костром, напротив двери, расположено место для гостей — малу], а когда их нет, место для хозяина чума, где он в ненастные дни занимается своими мужскими делами: работает ножом, ремонтирует что-нибудь, заряжает патроны, чистит ружье, точит ножи и прочее.
Рядом с правой или левой стороны хранятся боеприпасы, другие необходимые для мужчин инструменты.
Летом в чуме костер обычно не разжигают, только кладут дымокур, а еду варят на улице у большого костра. Только в дождливую погоду, когда становится прохладно, иногда разжигают костер в чуме.

Строение чумаСначала ставят остов чума из гладко обструганных жердей. Обычно это три, четыре жерди, [которые обвязывают вверху

Слайд 10Очаг в чуме – часть семьи. Угли из своего очага нельзя

передавать в чужой дом, иначе начнутся несчастья. Человек, взявший угли из чужого очага, считался вором. Расположен очаг точно под верхушкой чума. Там, где скрестились шесты, имеется отверстие, через которое проникает свет и выходит дым. На костре быстро готовится пища, а дым от него выкуривает комаров. Для удаления неприятных запахов, исходящих от оленьих шкур, поджигают пихтовые ветки.
Очаг в чуме – часть семьи. Угли из своего очага нельзя передавать в чужой дом, иначе начнутся

Слайд 11У каждой семьи обязательно имеется хозяйственный амбар – ЛАБАЗ – для

хранения продуктов питания, всевозможных вещей, орудий промысла и т.д. Лабаз сооружают на стойках-ножках с подсечкой столбов, чтобы в него не могли попасть грызуны. Поднимаются в такую кладовую по приставной лестнице, затем ее убирают. По хантыйским поверьям, ночью в лабазах живут злые духи-людоеды, поэтому спать в них нельзя. Посторонних в лабаз не пускают, иногда даже не позволяют заглядывать внутрь. Под лабазом хранят нарты, ловушки для промысла, весла и прочие предметы от дождя.
У каждой семьи обязательно имеется хозяйственный амбар – ЛАБАЗ – для хранения продуктов питания, всевозможных вещей, орудий

Слайд 12Рыбий дом – «кул-кат» - обязательная хозяйственная постройка. В нем хранили

заготовленную на зиму, копченую или сушеную рыбу. Одна из ножек этого строения должна находиться в муравейнике, что бы муравьи уничтожали личинки мух на рыбе.

Рыба являлась одним из главных продуктов питания. Летом – свежая рыба, зимой – строганина. В мае готовят вяленую рыбу – юколу. Всего существует более 200 блюд из рыбы.
У хантов существуют некоторые поверья и запреты. Например, женщине нельзя было разделывать налима (он считался священным), если женщина нарушит запрет, то задохнется.
Любую рыбу нельзя было чистить металлическим ножом, только костяным или деревянным.

Рыбий дом – «кул-кат» - обязательная хозяйственная постройка. В нем хранили заготовленную на зиму, копченую или сушеную

Слайд 13Кораль, олений дом («вели-кат»). Это обязательная постройка на стойбище для оленей –

сруб с двускатной берестяной крышей с широким входом. Посредине на земле устроено место для дымокура, который поддерживали весь год. Оленеводство в жизни народа ханты играет настолько важную роль, что сам его образ жизни приспособлен к потребностям оленьих стад. Олень не только служит средством передвижения, но и дает пищу, одежду, жилище и т.д. Питаются олени оленьим мхом – ягелем.
Кораль, олений дом («вели-кат»). Это обязательная постройка на стойбище для оленей – сруб с двускатной берестяной крышей

Слайд 14Домики для собак – «амп-кат» обязательно строили на стойбище напротив входа

в дом. Собака – западно-сибирская лайка - главный помощник в охоте на белку, глухаря, горностая, лисицу, медведя. Кроме того, на них возят сено, дрова, различную кладь, охотничью добычу или буксируют на лыжах самого охотника . В жилище человека собаку не пускают даже в самый сильный мороз. Собаку нельзя бить, особенно в лесу – по поверьям, в этом случае ее заберет хозяин леса, а владелец собаки заболеет.
Домики для собак – «амп-кат» обязательно строили на стойбище напротив входа в дом. Собака – западно-сибирская лайка

Слайд 15Существуют и другие хозяйственные постройки, например, навес – защищает нарты, лыжи

и другие предметы быта от снега и дождя.
Существуют и другие хозяйственные постройки, например, навес – защищает нарты, лыжи и другие предметы быта от снега

Слайд 16У хантов существуют специальные жертвенные места – святилища. Одни из них

расположены рядом со стойбищем, другие - в отдалении. Их расположение чаще всего определял шаман, вера в могущество которого сильна по сей день. В таких местах устанавливали священные лабазы, в которых хранили обрядовые вещи, изображения духов. В определенное время люди приносили туда жертвы высшему божеству - шкуры зверей, металлические деньги, платки – в надежде на успех промысла, излечение близкого человека и т.д.
У хантов существуют специальные жертвенные места – святилища. Одни из них расположены рядом со стойбищем, другие -

Слайд 17Дом в представлениях жителей тайги не ограничивается рамками жилища, а включает

в себя весь обжитой участок леса, тундры или берега реки. Основная черта хантыйского мироздания заключается в неразрывной связи человека со всем окружающим миром
Дом в представлениях жителей тайги не ограничивается рамками жилища, а 	включает в себя весь обжитой участок леса,

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть