Слайд 1Путешествие по хантыйскому стойбищу
Логинова З.Н. Нижневартовск МБОУ «СОШ № 19»
Слайд 2Ханты умели выбирать место для своего жилища. Они никогда не строили
поселение на случайном месте. Все должно быть поблизости – лес для охоты и общения с духами, речка, где водилось много рыбы, а также пастбища для оленей. Выбрав место, его «выкупали» у лесных духов, устраивали пир «жертвоприношение».
Стойбище – небольшое селение, обычно расположенное в тайге.
У каждого рода имеются два поселения – зимнее и летнее стойбище, расстояние между ними 1-2 км.
Слайд 3Зимний дом народа ханты – «мыг-хот».
К выбору места постройки ханты относились
очень серьезно. Никогда не строили дом на месте, где уже стояло чье-то жилище, так как считалось, что в нем будут появляться души умерших, и дети там будут рождаться больными.
Дом строили невысоким, все в нем было обустроено и упорядочено, это был своеобразный микрокосмос. Порог дома - граница между чужим и своим миром.
Слайд 4В доме ханты соблюдают определенный порядок. Женские вещи вместе с мужскими
не хранятся. Мужчины без необходимости не притрагиваются к вещам женщины и наоборот. У двери обычно висят ружье, ножи, ставится топор «для отпугивания нечисти».
Дверь жилища обращена к реке, окно – налево и направо, очаг – в правом углу. Уезжая из жилища , ставят на порог топор или котел, чтобы не вторгались в дом злые духи.
В доме были разные обереги: череп соболя перед дверью, клюв гагары, клык медведя, хвост глухаря напротив двери, череп медведя на крыше лабаза.
Слайд 5В зимнем доме женщина сооружает ЧУВАЛ - «хантыйский камин». Один вариант
– это широкий длинный деревянный ствол дерева с вырезанной серединой, поставленный вертикально и обмазанный глиной; второй вариант – каркасный, материалом служит тальник, сосновые ветки, глина.
Над огнем подвешивают котел, готовят пищу. Чувал легко обогревает помещение, у очага быстро сохнет вымокшая одежда.
Слайд 6 Многие тысячелетия люди почитают огонь…У хантов чувал - жилище богини огня
Най-анки. Считалось, что огонь треском предсказывает события, были даже особые люди, которые разгадывали эти предсказания. С огнем обращались заботливо, не допускалось класть в огонь мусор, грязные дрова, трогать огонь железными предметами, так как можно поранить душу огня, которая обитает в голубой кромке языков пламени. Периодически огонь угощали – бросали кусочки пищи, лили жир, вино. За непочтительное отношение к себе огонь может наказать пожаром.
Слайд 7На дворе, недалеко от входа в дом, расположена хлебная глиняная печь.
Делает ее женщина, и размеры печи зависят от величины семьи. После того, как прогорят дрова, угли выгребают и ставят в печь формы с тестом. Чело закрывают деревянным листом, а дымоход затыкают глиняной пробкой. Такая нехитрая конструкция позволяет выпекать хлеб вне зависимости от погодных условий и летом и зимой.
Слайд 8ЧУМ
Переносное жилище кочевников-оленеводов в виде конического остова из жердей, покрытого зимой
– оленьими шкурами, летом – берестой или корой. Его размеры – до 3 метров в диаметре.
Устанавливает чум у народа ханты женщина.
В чуме размещается не менее 5 человек и живет, как правило, две семьи.
Слайд 9Строение чума
Сначала ставят остов чума из гладко обструганных жердей. Обычно это
три, четыре жерди, [которые обвязывают вверху тонкими корнями или тальниковыми прутьями]. Затем на них накладываются другие жерди, тоже гладкие и без сучьев. Общее количество жердей от 26 и выше, в зависимости от размеров чума и количества людей, проживающих в этой семье.
Затем накрывают нижнюю часть чума покрытием (летом оно тонкое ровдужное или берестяное), предварительно привязав один конец покрытия к остову чума, а второй конец — после, натягивая его.
На концах покрытия имеются тесемки для привязок. После этого натягивают верхнюю часть покрышки, которая закрепляется жердочкой с обеих сторон покрытия. Обычно эти укрепляющие жердочки устанавливают на противоположной стороне от дверей.
Внутри чума расположение следующее:
слева от дверей находится женское место со всеми кухонными атрибутами и продуктами.
По бокам — постель хозяев. Здесь же находится место хранения одежды и других женских принадлежностей для шитья и других мелких работ в берестяных коробках или меховых сумках (игольницы, нитки из сухожилий, различные лоскутки, бисер, ножницы, дощечки для кройки меха и др.)
Справа от двери — место для детей или ближайших родственников.
[За костром, напротив двери, расположено место для гостей — малу], а когда их нет, место для хозяина чума, где он в ненастные дни занимается своими мужскими делами: работает ножом, ремонтирует что-нибудь, заряжает патроны, чистит ружье, точит ножи и прочее.
Рядом с правой или левой стороны хранятся боеприпасы, другие необходимые для мужчин инструменты.
Летом в чуме костер обычно не разжигают, только кладут дымокур, а еду варят на улице у большого костра. Только в дождливую погоду, когда становится прохладно, иногда разжигают костер в чуме.
Слайд 10Очаг в чуме – часть семьи. Угли из своего очага нельзя
передавать в чужой дом, иначе начнутся несчастья. Человек, взявший угли из чужого очага, считался вором.
Расположен очаг точно под верхушкой чума. Там, где скрестились шесты, имеется отверстие, через которое проникает свет и выходит дым. На костре быстро готовится пища, а дым от него выкуривает комаров.
Для удаления неприятных запахов, исходящих от оленьих шкур, поджигают пихтовые ветки.
Слайд 11У каждой семьи обязательно имеется хозяйственный амбар – ЛАБАЗ – для
хранения продуктов питания, всевозможных вещей, орудий промысла и т.д. Лабаз сооружают на стойках-ножках с подсечкой столбов, чтобы в него не могли попасть грызуны. Поднимаются в такую кладовую по приставной лестнице, затем ее убирают. По хантыйским поверьям, ночью в лабазах живут злые духи-людоеды, поэтому спать в них нельзя. Посторонних в лабаз не пускают, иногда даже не позволяют заглядывать внутрь. Под лабазом хранят нарты, ловушки для промысла, весла и прочие предметы от дождя.
Слайд 12Рыбий дом – «кул-кат» - обязательная хозяйственная постройка. В нем хранили
заготовленную на зиму, копченую или сушеную рыбу. Одна из ножек этого строения должна находиться в муравейнике, что бы муравьи уничтожали личинки мух на рыбе.
Рыба являлась одним из главных продуктов питания. Летом – свежая рыба, зимой – строганина. В мае готовят вяленую рыбу – юколу. Всего существует более 200 блюд из рыбы.
У хантов существуют некоторые поверья и запреты. Например, женщине нельзя было разделывать налима (он считался священным), если женщина нарушит запрет, то задохнется.
Любую рыбу нельзя было чистить металлическим ножом, только костяным или деревянным.
Слайд 13Кораль, олений дом («вели-кат»).
Это обязательная постройка на стойбище для оленей –
сруб с двускатной берестяной крышей с широким входом. Посредине на земле устроено место для дымокура, который поддерживали весь год.
Оленеводство в жизни народа ханты играет настолько важную роль, что сам его образ жизни приспособлен к потребностям оленьих стад. Олень не только служит средством передвижения, но и дает пищу, одежду, жилище и т.д. Питаются олени оленьим мхом – ягелем.
Слайд 14Домики для собак – «амп-кат» обязательно строили на стойбище напротив входа
в дом. Собака – западно-сибирская лайка - главный помощник в охоте на белку, глухаря, горностая, лисицу, медведя. Кроме того, на них возят сено, дрова, различную кладь, охотничью добычу или буксируют на лыжах самого охотника . В жилище человека собаку не пускают даже в самый сильный мороз. Собаку нельзя бить, особенно в лесу – по поверьям, в этом случае ее заберет хозяин леса, а владелец собаки заболеет.
Слайд 15Существуют и другие хозяйственные постройки, например, навес – защищает нарты, лыжи
и другие предметы быта от снега и дождя.
Слайд 16У хантов существуют специальные жертвенные места – святилища. Одни из них
расположены рядом со стойбищем, другие - в отдалении. Их расположение чаще всего определял шаман, вера в могущество которого сильна по сей день. В таких местах устанавливали священные лабазы, в которых хранили обрядовые вещи, изображения духов. В определенное время люди приносили туда жертвы высшему божеству - шкуры зверей, металлические деньги, платки – в надежде на успех промысла, излечение близкого человека и т.д.
Слайд 17Дом в представлениях жителей тайги не ограничивается рамками жилища, а включает
в себя весь обжитой участок леса, тундры или берега реки.
Основная черта хантыйского мироздания заключается в неразрывной связи человека со всем окружающим миром