Слайд 1Портрет в изобразительном искусстве
Слайд 2Портрет (франц. portrait) — изображение определенного человека или группы людей.
Жанр
портрета получил распространение в глубокой древности в скульптуре, а затем в живописи и графике.
Различают парадный и камерный портреты. Бывают портреты парные и групповые.
Они предназначаются и для украшения парадных зал, и для восхваления определенных персон, и для сохранения памяти о людях, объединенных профессиональными, духовными, семейными узами.
Особую категорию составляет автопортрет, на котором художник изображает самого себя. Любой из портретов можно отнести или к психологическому портрету, или к портрету-характеру, или к портрету-биографии
Слайд 3Главное внимание в портрете обычно уделяется лицу изображаемого человека.
По прошествии
времени зритель не может судить о степени сходства портрета с моделью, но составить своё мнение об изображённом человеке может благодаря той информации, которую ему представляет художник.
Зрителю невольно передаётся отношение автора произведения к модели. В данном случае важны взгляд, движение губ, осанка и др., которые выражают эмоции, отношение к жизни, к людям.
Художники не сразу научились передавать сильные человеческие чувства. Но когда это произошло, портретное искусство значительно обогатилось новым содержанием.
Слайд 4Портреты различаются в зависимости от того, какая часть человеческой фигуры вошла
в картину:
голова;
погрудный портрет (бюст);
поясной;
поколенный;
в рост.
Слайд 5Точную дату возникновения жанра портрета назвать невозможно. Можно с уверенностью сказать,
что скульптурный портрет более древний, чем живописный, так как подражательность и осязаемость скульптуры наполняют её магическими представлениями.
Слайд 6Скульптурный портрет Древнего Египта
Портретное изображение царицы Нефертити. IV в. до н.
э.
В египетском портрете сходство представлялось необходимым, дающим возможность душе усопшего узнать место своего дальнейшего пребывания. Предполагают, что египетские портреты изготавливали с натуры, с лиц живых людей, но они лишены возрастных особенностей.
Слайд 7Искусство Древней Греции
Искусство античной Греции не знает индивидуализированного портрета, так как
вся греческая философия основывается на обобщённом образе совершенного, идеализированного человека, являющегося ценностью лишь как часть сообщества.
Особой нежностью и теплотой веет от статуи Афродиты, богини любви и красоты, изваянной скульптором Праксителем в IV в. до н.э. для храма на острове Крит. В этом изображении нет божественного величия, образ дышит удивительным покоем и целомудрием.
В своем знаменитом «Дискоболе» скульптор V в. до н. э Мирон стремится в первую очередь передать ощущение движения при устойчивости и монументальности линий тела, не заостряя внимания зрителей на особенностях лица.
Слайд 8Портреты Древнего Рима
Портреты Древнего Рима можно назвать условно-реалистическими, они связаны с
культом предков. Оказывая почести бюсту усопшего родителя, римляне верили в покровительство умерших предков, а также изготавливали скульптурные портреты живых людей.
Слайд 9Портрет юноши в золотом венке из Фаюма.
Египет. Искусство александрийской эпохи
Иногда отсчёт
существования живописного портрета ведут от возникшего на пересечении греко-египетской и римской культур фаюмского портрета (I—IV вв. н. э.) эпохи эллинизма. Эти портреты представляют людей, чьи мумии были найдены в Фаюмском оазисе в Египте. В них нашли своё отражение мировоззренческие и эстетические традиции сформировавших их культур.
Слайд 10Портреты Средневековья
В средневековом искусстве портрет практически не получил развития, если не
считать изображений императоров на византийских мозаиках, вряд ли обладающих особым сходством с оригиналом, и профильных портретов королей на монетах и медалях.
Портрет мужчины
Слайд 11Портреты Эпохи Возрождения
Портретное искусство эпохи Возрождения словно объединяет в себе заветы
Античности и Средневековья. В нем снова звучит торжественный гимн могучему человеку с его неповторимым физическим обликом, духовным миром, индивидуальными чертами характера и темперамента.
Идеал эпохи Возрождения олицетворяют Мадонны с картин «универсального гения» Леонардо да Винчи, они несут на себе печать совершенной личности их создателя.
Л. да Винчи.
Мадонна Литта
Л. да Винчи.
Эскиз
Слайд 12Портреты Эпохи Возрождения
Особой разновидностью портрета является автопортрет. В нём взгляд всегда
направлен на зрителя, поскольку художник во время работы, как правило, смотрит на себя в зеркало. Его глаза открыты, он пребывает в напряжении, в действии (в отличие от обычных портретов, когда уставшая от однообразного пассивного позирования модель скучает). Поэтому для автопортретов характерны некоторая агрессивность, драматизм. А желание художника «выставить себя в выгодном свете», некоторое «тщеславие» придаёт работе театральность.
В «Автопортрете» Альбрехта Дюрера (1471–1528) угадывается стремление художника найти идеализированного героя.
Слайд 13Портреты Эпохи Возрождения
В творчестве итальянского художника ХVII в. М. Караваджо (1573—1610)
интерес к окружающему миру соединился с тяготением к многозначной христианской символике, которую художник использует в портретах, натюрмортах и жанровых картинах. Часто в портреты художник включает изображения нот, музыкальных инструментов, корзин с фруктами, вкладывая в них аллегорический смысл. Сами персонажи этих картин напоминают художника в молодые годы.
«Лютнист»
Микеланджело да Караваджо
Художник развивает мотив, взятый
из реальной повседневной жизни.
Слайд 14Портреты Эпохи Возрождения
На закате XVI столетия в творчестве испанского художника Эль
Греко (1541—1614) возникает новый тип портрета, в котором передается необычная внутренняя сосредоточенность человека, интенсивность его духовной жизни, погруженность в собственный внутренний мир. Для этого художник использует резкие контрасты освещения, оригинальный колорит, порывистые движения или застывшие позы. Одухотворенностью и неповторимой красотой отличаются запечатленные им бледные вытянутые лица с огромными темными, словно бездонными, глазами.
Э. Греко.
Мужской портрет с рукой на груди.
Слайд 15Портреты Эпохи Возрождения
Портреты великого голландца Рембрандта (1606—1669) не без основания считаются
вершиной портретного искусства. Они по праву получили название портретов-биографий. Рембрандта называли поэтом страдания и сострадания. Люди скромные, нуждающиеся, всеми забытые ему близки и дороги. Художник
с особой любовью относится к «униженным и оскорбленным». По характеру творчества его сравнивают с Ф. Достоевским. В его портретах-биографиях отражены сложные, полные тягот и лишений судьбы простых людей, которые несмотря на выпавшие на их долю суровые испытания, не утратили человеческого достоинства и душевной теплоты.
Рембрандт Харменс ван Рейн
Портрет старухи
Слайд 16В ХVI в. происходит деление портрета на парадный и камерный.
На парадном
портрете человек предстаёт в лучшие минуты своей жизни, он тщательно одет и причёсан. Важнейшую роль играют внешние атрибуты, подчёркивающие социальное положение модели, её заслуги перед обществом. Фоном часто являются такие элементы, как колонна, драпировка, пейзаж с клубящимися облаками и др., ставшие знаковыми для последующего развития парадного портрета.
Слайд 17В ХVI в. происходит деление портрета на парадный и камерный.
Камерные (кабинетные)
портреты отличаются небольшими размерами. Художник и модель словно вступают в своеобразный задушевный диалог. На нём и строится художественно-образное содержание портрета, который может быть интимным, психологическим или характерным. Трактовка образа зависит не только от личности художника и портретируемого, но и от эстетических и этических ценностей данного времени и страны.
Камерный портрет во все времена выполнял функции современной семейной фотографии, его заказывали с целью передачи внешнего сходства с моделью. В такие портреты художники, как правило, не вкладывали глубокого смысла. Но были среди камерных портретов и такие, которые художник выполнял по зову сердца. Эти выстраданные произведения внутренне содержательны, психологичны и раскрывают не только внешний, но и внутренний мир, душевные переживания героев. Говоря об этом, можно обратиться к портретам-биографиям Рембрандта, отражающим сложные судьбы простых людей, не утративших человеческого достоинства и душевной теплоты
Слайд 18Эти выстраданные произведения внутренне содержательны, психологичны и раскрывают не только внешний,
но и внутренний мир, душевные переживания героев. Говоря об этом, можно обратиться к портретам-биографиям Рембрандта, отражающим сложные судьбы простых людей, не утративших человеческого достоинства и душевной теплоты.
Слайд 19А. Ватто. Меццетен.
Создателем галантного жанра в живописи является французский художник Антуан
Ватто (1684-1721). Его картины несут в себе оттенок романтизма, ощущение грусти и меланхолии. На его многочисленных реалистичных рисунках запечатлены представители различных социальных слоёв современной художнику Франции: крестьяне и ремесленники, солдаты и странствующие музыканты, нищие и актёры, утончённые, изнеженные аристократы и их чернокожие слуги. Многие характеристики глубоко психологичны. Ватто первым вводит в живопись тему «галантных празднеств», изображая сцены из театральной жизни. В его маленьких картинах с изображением одной или нескольких фигур в пейзаже раскрываются тончайшие нюансы человеческих переживаний — иронии, печали, тревоги, меланхолии. Герои галантных сцен обижены и застенчивы, неловки и насмешливы, лукавы и кокетливы, часто печальны.
Слайд 20Персонажи Ватто далеки от реальности. Словно разыгрывая пантомиму, они изображают безмятежную
жизнь в условном мире, существующем на грани театра и реальности.
Слайд 21В XVIII в. появляется новое направление в искусстве — рококо. Верхушку
европейского общества на какое-то время перестаёт интересовать подлинный, естественный человек с его драматической судьбой. В моду входит пышная бутафория, лица становятся масками и, как следствие, модными становятся ролевой и мифологический портреты, «портрет-кукла», «портрет-поза».
Рококо
Ярким представителем этого направления был французский художник Франсуа Буше (1703-1770). Обращаясь к мифологии, аллегории, пасторали, Буше создаёт нарядные, праздничные импровизации, уводящие зрителя в мир любовных грёз. Такова его картина «Концерт»
Слайд 22Одним из гениальных скульптурных портретов мирового искусства является памятник Петру I
французского скульптора Этьенна Мориса Фальконе (1716—1791), воздвигнутый в Петербурге в 1765—1782 гг. Он задуман как образ гения и созидателя. Неукротимая энергия, подчеркнутая стремительным движением коня и всадника, выражается во властном жесте вытянутой руки, в мужественном открытом
лице, на котором бесстрашие, воля, ясность духа.
Поиски героического, значительного, монументального в искусстве связаны в XVIII в. со временем революционных перемен.
Позднее его окрестили «Медным всадником» благодаря знаменитой поэме А. С. Пушкина, хотя на самом деле он изготовлен из бронзы.
Слайд 23Романтизм
В конце XVIII в. в искусстве появилось такое направление, как романтизм.
Подлинным романтическим пафосом проникнут портрет Фредерика Шопена кисти французского художника-романтика Эжена Делакруа (1798-1863)
Перед нами настоящий психологический портрет, передающий страстность, пылкость натуры композитора, его внутреннюю суть. Картина наполнена стремительным, драматичным движением. Этот эффект достигается поворотом фигуры Шопена, напряженным колоритом картины, контрастными светотенями, быстрыми, интенсивными мазками, столкновением теплых и холодных тонов.
Художественному строю портрета Делакруа созвучна музыка Этюда ми мажор для фортепиано Шопена. За ней стоит реальный образ — образ Родины. Ведь однажды, когда его любимый ученик играл этот этюд,
Шопен поднял вверх руки с восклицанием: «О, моя Родина!»
Слайд 24Авангардный «Портрет Аветова»
Александра Александровича Осмёркина (1892—1953)
Этот художник увлекался театром, в
юности мечтал стать актёром, даже собирался учиться пению. Он участвовал в выставках «Бубнового валета» — объединения московских живописцев, которых именовали «русскими сезаннистами». Александр Дейнека говорил о нём: «Его живопись так похожа на автора. Рассеянный мягкий лирик, любитель поэзии, человек абсолютного живописного слуха… самозабвенно влюблённый в искусство, для которого оно было чем-то неизмеримо большим, чем любые практические соображения или вопросы тщеславия. Он прошёл среди нас Дон Кихотом в искусстве». Живопись Осмёркина отличают сдержанная цветовая гамма, своеобразное чувство ритма, интерес не только к передаче фактуры разных материалов, но и к психологии человека, например, в портретах художника М. Н. Аветова (1924), А. А. Ахматовой (1939—1940)
Слайд 25В портретном искусстве ХХ—XXI вв. условно можно выделить два направления. Одно
из них продолжает классические традиции реалистического искусства, воспевая красоту и величие Человека, другое — ищет новые абстрактные формы и способы выражения его внутреннего мира.