Слайд 1«На фоне Пушкина снимается семейство».
Искусство фотопейзажа и фотоинтерьера.
Мальцева Ольга Владимировна
учитель
изобразительного искусства
МБОУ «СОШ № 88 с кадетскими классами»
Слайд 2Анализ фотографии
Энни Лейбовиц, США, 1949
Слайд 3Назовите жанр фотографии Фото: Михаил Вершинин
Слайд 7Зачем люди фотографируют природу?
Слайд 81. Планируйте заранее
Как ни странно, работа над созданием красивого пейзажа начинается
задолго до нажатия на кнопку затвора – начинается она с планирования поездки. Где бы вы ни собирались провести свой отпуск, соберите заранее как можно больше информации об этом месте. Найдите фотографии, снятые другими людьми в этой местности – даже если они будут сняты на мыльницу, это поможет вам лучше представить себе место будущей съёмки. Выделите наиболее интересные для вас особенности местности – это может быть красивая горная вершина, или необычное дерево на берегу реки, — и сконцентрируйте своё внимание на этих объектах.
Слайд 9Озеро Поперечная Мульта, Горный Алтай, середина сентября.
Слайд 10
2. Изучайте местность
Посвятите всё своё свободное время изучению местности. Если вы
отдыхаете на берегу озера, обойдите озеро и найдите интересные места на его берегу (например, камни, покрытые пёстрым лишайником или ручеёк, вытекающий из озера).
Прогуляйтесь по лесу или вдоль речки, заберитесь повыше по склону – где-то обязательно найдётся что-то необычное и красивое. Во время таких исследовательских прогулок делайте тестовые кадры, чтобы потом вечером можно было в спокойной обстановке просмотреть их и выбрать наиболее интересные места для съёмки. И когда в очередной раз небо загорится закатными красками, вы должны стоять на заранее выбранной вами точке с камерой наготове.
Слайд 11Точка съёмки найденная после нескольких часов исследования местности.
Слайд 123. Пейзаж – это прежде всего свет
Большинство любителей предпочитают снимать в
полдень, когда солнечный свет очень жёсткий. При этом фотографии, как правило, получаются плоскими, с грязными цветами и чрезмерным контрастом. А между тем солнечный свет наиболее красивый и мягкий в режимное время – на восходе и заходе солнца плюс-минус час. Старайтесь снимать в режимное время, и вы увидите, как ваши фотографии заиграют совсем другими красками.
Во время исследовательских прогулок используйте компас, чтобы понять, где будет всходить и заходить солнце – продумайте заранее, где лучше снимать рассвет, а где закат.
Слайд 144. Глубина резкости
В пейзаже все участки фотографии должны быть резкими –
от травы на переднем плане до заснеженных горных вершин на заднем плане. Для обеспечения нужной глубины резкости обычно используются относительно большие значения числа диафрагмы – от f/8 до f/16. Чем больше число диафрагмы, тем больше глубина резкости. Однако следует помнить, что при больших значениях числа диафрагмы (f/16 и выше) резкость может значительно ухудшиться из-за дифракции.
Слайд 155. Динамический диапазон
Динамический диапазон (ДД) – это разность яркостей самого светлого
и самого тёмного участков сцены. При съёмке закатов и рассветов камера зачастую не справляется с большим ДД сцены, и на снимке могут появляться белые «пересветы» и чёрные «недосветы». Самый простой способ избежать подобных проблем – не снимать в контровом свете. Например, вместо того, чтобы снимать сам закат, попробуйте повернуть камеру на 90 градусов и снять освещённые последними лучами солнца горы.
Слайд 166. Объём
Хороший пейзаж должен обладать объёмом. Наши глаза всегда видят объёмную
картинку, поскольку у нас есть два глаза. А вот у камеры только один «глаз», поэтому для того, чтобы фотография стала объёмной, нужно приложить усилия.
Ощущение объёма на фотографии создаётся за счёт тональной и пространственной перспективы. Объём может быть усилен за счёт света. Наибольший объём достигается при боковом и контровом освещении пейзажа. Постарайтесь выбирать точку съёмки таким образом, чтобы на фотографии были как близкие объекты (передний план), так и далёкие объекты (задний план). Идеально, если есть плавный переход между различными планами, например, ручеёк, текущий от заднего плана к переднему.
Пространственная перспектива делает фотографию более объёмной. Солнечный свет, освещающий хребет под острым углом, обнажает его фактуру
Слайд 17В. Ван Гог. Кафе ночью
И. И. Левитан.
Над вечным покоем
Фотографии природной и городской среды, архитектурных памятников и интерьеров — непререкаемое свидетельство и информация о том, как мир выглядит сейчас и выглядел прежде. Но художественная ценность фотопейзажа возрастает тем больше, чем лучше оператору удаётся сквозь информацию выразить в снимке дух и неповторимость места.
Художник в пейзаже дает нам сумму авторских впечатлений и размышлений о природе. Это мы видим и в картине В. Ван Гога, запечатлевшей конкретное место, и на полотне И. Левитана, ставшем обобщением многочисленных этюдов, написанных в разных местах, и выразившим с наибольшей глубиной душу Русского Севера.
Слайд 18В фотопейзаже важнее момент, передающий быстротекущее состояние природы.
Рассматривая искусство пейзажа в
соотношении «объект — субъект», отметим бесспорно большую объективность фотографии, чем живописи, в передаче точности натуры. В фотографии при всех её художественных возможностях важнее всего безусловность запечатлённой натуры, фиксация ее состояний как факта. В живописи помимо изображения самого пейзажа, важна передача художником своего отношения к изображаемому. Одухотворение природы, эмоциональность её восприятия рождают образ живописного пейзажа, созданный кистью художника.
В картине художник выражает себя больше, чем в фотографии. Ценность фотографии в ином — в документальности пейзажа, изобразительном дублировании натуры на снимке. В этом её основное значение и отличие от живописи.
Слайд 19Глядя на работы фотомастеров, ощущаешь, как в них отражается культура пейзажной
живописи, воплощённая на языке фотографии.
«Портрет» капельки на травинке или бабочки на цветке — это привилегия фотографии.
Если свет в фотонатюрморте в основном постановочный, то в пейзаже — естественный, природный. В пейзаже свет не выставишь, поэтому, чтобы уловить наиболее интересное световое состояние природы, за ним надо «охотиться». Общий свет, заполняющий интерьер или равномерно разлитый по всему пейзажу («заливка»), не придаёт выразительности снимку. Поэтому поиск необычного состояния природы становится важной задачей фотохудожника.
В фотопейзаже большую роль играет выбор не только места, но и момента съёмки. Закат, отблески солнца в воде, дождь, туманы и дымы, густой снег и другие подобные эффекты природы помогают создать интересный пейзажный снимок. В нём освещение, композиция становятся средствами образно-эмоциональной выразительности.
Слайд 21Игра света и цвета, бликов и теней заставляет по-новому увидеть пространство
пейзажа и интерьера. Настроение и атмосфера дома или какого-нибудь места возникает благодаря передаче воздуха, световой среды, в которую погружены человек и предметы на снимке.
Использование цвета в пейзаже более естественно, чем, к примеру, в портрете. Но и здесь в равной мере бывает оправдан чёрно-белый язык графики. В нём своя поэзия!
Сравните, как по-разному может смотреться один и тот же пейзаж в черно-белой графике и тоне.
Слайд 22Тест
1. Что составляет особенность пейзажной съемки?
а) необходимо наличие сложной техники
б) фотограф
полностью выстраивает свет в кадре
в) поиск наилучшей натуры и оперативность
2. Какой фотографический жанр дает возможность увидеть красоту природы?
а) фотопейзаж
б) натюрморт
в) интерьерная съёмка
3. С чем можно сравнить фотоаппарат, исходя из того, что он даёт нам возможность фотографировать в любое время и в любом месте?
а) с дневником
б) с картой
в) с телевидением
Слайд 234. Кто автор картины «Над вечным покоем»?
а) Исаак Левитан
б) Винсент Ван
Гог
в) Леонардо да Винчи
5. В чем основное значение фотопейзажа и его отличие от живописного пейзажа?
а) в документальности, в изобразительном дублировании натуры
б) в большей субъективности
в) в большей выразительности
6. Что следует делать со светом в пейзажной фотографии?
а) его следует полностью выстроить
б) его следует выстроить частично
в) за ним необходимо «охотиться»
Слайд 247. Какой критерий необходимо учитывать при съемке фотопейзажа с людьми?
а) соразмерность
человека и объекта на фоне
б) световое состояние природы
в) оба ответа верны
8. Какие явления природы могут помочь сделать интересный пейзажный снимок?
а) закат, отблески солнца в воде, дождь
б) туманы и густой снег
в) все указанные явления
9. В чем заключается художественная ценность фотопейзажа?
а) в выражении духа и неповторимости места
б) в передаче информации о том, как выглядит мир
в) в правдивом рассказе о том, как мир выглядел
10. Кто автор картины «Кафе ночью»?
а) Винсент Ван Гог
б) Александр Родченко
в) Илья Репин