Слайд 2Особенности архитектуры барокко
Архитектура барокко поражает сочетанием возвышенности и экзальтации с чрезмерной
театральностью. Барокко - это стиль крайностей, контрастов, иллюзий, из-за чего он долго не был признан среди поклонников четких, строгих и ясных форм античности, считавшие барочность – признаком дурного вкуса и пошлости.
Слайд 3Церковь Сант Аньезе ин Агоне (1653- 1661) в стиле барокко. Создана
в честь раннехристианской мученицы св. Агнессы Римской в Риме. Площадь Навона. Рим.
Слайд 4Ранее барокко. Латеранский дворец (Palazzo del Laterano) построен по приказу папы
Сикста V в 1586 г. по проекту Доменика Фонтана.
Слайд 5Палаццо Кариньяно (Palazzo Carignano, 1679 г.) Проект архитектора Гварини. Фасад здания
с кирпичной кладкой, который выходит на пиацца Кариньяно, создан в стиле барокко 17 века. Он имеет вогнуто-выпуклую форму.
Слайд 6В интерьере собора Святого Петра в Риме отражена несоразмерная масштабность архитектурных
элементов и декора с размерами человеческого тела.
Слайд 7Фонтан Четырех Рек на площади Навона в Риме. (Fontana dei Quattro
Fiumi) 1648—1651 гг.
Лоренцо Джованни Бернини создал проект необычного фонтана, разместив вокруг египетского обелиска фигуры речных богов самых известных рек – Нила, Ганга, Дуная, Ла-Платы.
Слайд 8Декор эпохи барокко
Для декора в архитектуре эпохи барокко характерно сочетание изображений
персонажей из разных периодов и религий: мифологических, библейских, новозаветных героев и фигур-аллегорий, а также символических знаков и атрибутов. В одном ансамбле могли оказаться рядом скульптура Мадонна и статуя Афродиты, в одной композиции оказывались Христос и Юпитер. Католический крест соседствовал с трезубцем Нептуна, а символом Вознесения становилась колесница бога Солнца. Языческие боги уживались с изображениями заказчиков проекта, а также с католическими святыми. Так мастера барокко подчеркивали фантастичность своих произведений.
Слайд 9Роспись «Апофеосис» кисти А. Поццо на плафоне церкви Св. Игнатия в
Риме.
Слайд 10Стиль барокко в изобразительном искусстве
Слайд 11
В XVII веке Италия потеряла экономическое и политическое могущество. На ее
территории начинают хозяйничать иностранцы – испанцы и французы. Но истощенная Италия не утратила высоты своих позиций – она все равно остается культурным центром Европы. Знать и церковь нуждались в том, чтобы их силу и состоятельность увидели все, но поскольку денег на новые постройки не было, они обратилась к искусству, чтобы создать иллюзию могущества и богатства. Так на территории Италии возникает барокко.
Слайд 12Барокко свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, стремление к величию и пышности,
к совмещению реальности и иллюзии.
Слайд 13Стиль барокко в живописи характеризуется динамизмом композиций, «плоскостью» и пышностью форм,
аристократичностью и незаурядностью сюжетов. Самые характерные черты барокко – броская цветистость и динамичность. Яркий пример – творчество Рубенса и Караваджо с их буйствами чувств и натурализмом в изображении людей и событий.
Слайд 14
Основал стиль Караваджо – самый влиятельный художник раннего периода
барокко. Ему принадлежит открытие главной особенностью – яркое освещение сцены из темноты работ в стиле барокко. В дальнейшем этот признак станет общей чертой живописи барокко.
Период развития: 1600 – 1625 годы.
Т.н. Среднее барокко.
Слайд 15Караваджо, считают самым значительным мастером среди итальянских художников, создавших в конце
XVI в. новый стиль в живописи. Его картины, написанные на религиозные сюжеты, напоминают реалистичные сцены современной автору жизни, создавая контраст времен поздней античности и Нового времени. Герои изображены в полумраке, из которого лучи света выхватывают выразительные жесты персонажей, контрастно выписывая их характерность.
Слайд 16
ВЫСОКОЕ БАРОККО
Развивалось в 1625 – 1675 годы.
В рамках этого этапа выделяют несколько направлений:
Слайд 18Реалистичное барокко: Рембрандт, Веласкес
Слайд 20«РАСПЯТИЕ СВЯТОГО ПЕТРА» КАРАВАДЖО
Слайд 21ПИТЕР ПАУЛЬ РУБЕНС «ЧЕТЫРЕ КОНТИНЕНТА»
Слайд 23Особенности стиля:
Драматическое использование цвета;
Картины являются очевидными, драматичными, прямыми, без подтекста;
Высокая
эмоциональность и динамичность сюжета, что привлекает зрителя;
Изображения позволяют чувствовать частью яркой реальности, которую передают художники барокко;
Экстравагантные декоративные элементы изображения;
Развиваются картины в жанрах портрет, натюрморт, пейзаж;
Резкие контрасты между светлыми и темными, между светом и тенью.
Слайд 24Прославилась венецианская школа, где большую популярность получил жанр ведуты, или городского
пейзажа. Самый прославленный автор таких работ – художник Каналетто.
Слайд 25 Помимо Рубенса международного признания добился еще один мастер фламандского барокко –
Ван
Дейк
Слайд 26В Испании в манере Караваджо творил Диего Веласкес
Слайд 27
Тесно связанное с монархией, аристократией и церковью, искусство барокко было призвано
прославлять и пропагандировать их могущество. Вместе с тем оно отразило новые представления о единстве, безграничности и многообразии мира, о его драматической сложности и вечной изменчивости, интерес к среде, к окружению человека, к природной стихии. Человек предстаёт уже не центром Вселенной, а многоплановой личностью, со сложным миром переживаний, вовлечённой в круговорот и конфликты среды.