Слайд 1Человек и Природа.
Взгляд через века.
Слайд 2 Жизнь человека всегда неотъемлема от природы.
Познавая ее тайны, создавая мифы и
легенды, устраивая свою жизнь, люди воспринимали ту гармонию, которая существовала в природе.
Постепенно человеческое желание понять “язык” и “душу” природы оказалось сильнее страха перед ее грозной стихией. И человек учится управлять ее законами. А затем и сам стал оказывать заметное влияние на окружающую среду.
Слайд 3 Давайте совершим путешествие в удивительный мир природы. Проводниками и экскурсоводами станут
замечательные художники, поэты, музыканты.
Каждый из них видит в этом мире что-то свое, постигает голоса природы по-своему. И мы попытаемся посмотреть на окружающий мир их глазами.
Слайд 4Живопись
Природа находит самое разнообразное отражение в живописи.
Основные направления живописи, отражающие
красоту живой природы: маринизм, пейзаж, натюрморт..
Маринизм
Пейзаж
Натюрморт
Слайд 5МАРИНИЗМ
Маринизм - (Итал. marina, от лат. marinus - морской) - произведение
живописи или графики, изображающее морской вид, сцену морского сражения или иные события, происходящие на море. В качестве самостоятельного вида пейзажной живописи марина выделилась в начале XVII века в Голландии. Художники, изображающие море,называются МАРИНИСТАМИ.
Слайд 6ПЕЙЗАЖ
Пейзаж - (Франц. paysage, от pays - страна, местность) - в
изобразительном искусстве жанр или отдельное произведение, в котором основным предметом изображения является природа. Элементы пейзажа встречаются в искусстве глубокой древности: в изображениях сцен охоты, рыбной ловли, битв. Однако вплоть до эпохи Возрождения пейзажные мотивы неотъемлемы от изображения человека, они лишь указывают на место действия, часто довольно условно (как, например, в русских иконах).
Слайд 7НАТЮРМОРТ
Натюрморт - (Франц. nature morte - мертвая природа) - жанр изобразительного
искусства (главным образом живописи и графики), который посвящен изображению неодушевленных предметов, размещенных, в единой среде и объединенных в группу. Натюрморт может состоять из однородных предметов (например, только посуды) либо сочетать разнородные (цветы, посуда, ткани и т. п.). В натюрмортах могут изображаться и объекты живой природы, но изолированные от своей естественной среды и тем самым обращенные в вещь (рыба на столе, дичь и т. п.). Изображение движущихся живых существ - насекомых, птиц, животных, иногда и человека - порой входит в натюрморт, но лишь дополняя его основной мотив.
Слайд 8Геррит Доу
Геррит Доу ( 1613 - 1675 ) родился в
семье
владельца стекольной мастерской. Два года он
обучался мастерству гравёра по стеклу. В 1628
году Геррит Доу становится учеником Ремьранта
и после своего отъезда в Амстердам работает
над созданием своего собственного стиля в
живописи, работая в мелком масштабе, выписы-
вая отдельные детали картин под лупой. В своих
картинах Герриту Доу наиболее удавалось пока-
зать внутренние интерьеры, освещённые искуст-
венным светом. В 1648 году в Лейдене Геррит
Доу основал художественную гильдию, где у
него была собственная художественная школа.
Слайд 9Ещё одно мгновенье истекло,
В песчинках - роковая сила:
Она мой день на
доли поделила,
Всё меньше в верхней склянке их число.
Песок течёт сквозь узкое жерло,
Вот склянка - колыбель, а вот - могила;
Правдиво нашу долю отразило,
Наш век недолгий хрупкое стекло.
В часах водою пользовались греки,
Однако с неких пор песчаный ток
Напоминает нам о кратком веке.
Вода, песчаной струйки волосок…
Часы - от века в каждом человеке:
Жизнь - слёзы, после жизни - прах, песок.
(Итальянский поэт Чиро ди Перс, современник Доу
перевод стихотворения
Е. Солоновича)
Слайд 10Натюрморт
Г. Флегель
Хруцкий
Ж-Б Шарден
Слайд 12Стоит верба на окне,
Распустила почки.
Отражаются в воде
Первые листочки.
Мать-и-мачеха лежит
На окошке рядом.
Словно
девочка одна
Букетик составляет.
Дует, дует ветерок,
Шторки раздувает,
Весточки весны
Тихонечко качает.
Ксения Аксёнова
Швецов Юрий «Весенний натюрморт»
Слайд 13Вот он, хлебушек душистый,
Вот он, теплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый
стол,
он пожаловал, пришел.
В нем здоровье наша, сила,
в нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
охраняло, берегло.
В нем - земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем...
С. Погореловский
Слайд 14
МАРИНИЗМ.
Как хорошо ты, о море ночное,-
Здесь лучезарно, там сизо-темно...
В
лунном сиянии, словно живое,
Ходит, и дышит, и блещет оно...
Ф.Тютчев
Один из самых известных русских маринистов
Айвазовский Иван Константинович
(1817 – 1900 г.г.)
Слайд 15Он не только писал морские пейзажи, но и занимался батальной живописью
и даже участвовал в военных действиях Айвазовский писал в основном морские пейзажи; создал серии портретов крымских побережных городов. Его карьера была очень успешной. Он был награждён многими орденами и получил звание адмирала. В общей сложности художник написал больше 6 тысяч работ.
Слайд 16Работы современных художников-маринистов
Валерий Шиляев
Георгий Дмитриев
Слайд 18ПЕЙЗАЖ
Иван Иванович Шишкин.
(1832г -1898г)
Искусство Ивана Шишкина удивительно ясно, просто, прозрачно. Его
картины – гимн живой природе, гимн ее красоте. Именно он, Иван Шишкин, возвел эту обыденную простоту и привычную всем красоту на высокий пьедестал искусства.
Корабельная роща
Полдень.
В окрестностях Москвы
Рожь
Слайд 21Исаак Ильич Левитан
(1860 - 1900 гг.)
Его называли певцом русской природы.
Его
дали как-то особенно зовущи.
Его тишина – особенно печальна.
Его просторы говорят о первозданности природы.
В его полотнах много какого-то личностного одиночества
наедине с природой и Россией.
Вечер.
Золотой плес
Владимировка
Тихая обитель
Слайд 22Весна. Большая вода
Март
Еще земли печален вид,
А воздух уж весною дышит,
И мертвый
в поле стебль колышет,
И елей ветви шевелит.
Еще природа не проснулась,
Но сквозь редеющего сна
Весну послышала она
И ей невольно улыбнулась
Ф.Тютчев
Слайд 24Архип Иванович Куинджи
1842-191-0 г.г.
Едва ли не самая прославленная картина Куинджи –
«Лунная ночь на Днепре» (1880). Живописец настоял на том, чтобы зрители заходили в темный зал, а картину подсвечивало несколько определенно направленных ламп. Такое неординарное решение создавало впечатление светящейся реки. Картина была продана еще пахнущей свежей краской прямо в мастерской. О ее цене осведомился морской офицер. Куинджи назвал невероятную по тем временам цену в пять тысяч и услышал утвердительный ответ. После ухода офицера художник узнал, что у него побывал великий князь Константин.
Лунная ночь на Днепре
Березовая роща
Слайд 26Рерих Иван Константинович 1874 - 1947
Слайд 27Китайская живопись.
Китайские картины пишутся тушью, минеральными и растительными красками типа акварели
на шёлке (иногда на хлопчатобумажной или пеньковой ткани) или на особой бумаге из мягкого тонкого волокна и имеют форму свитков—горизонтальных для рассматривания на столе и вертикальных для украшения стен. Художники пользуются кистями разных размеров, от очень тонких до очень толстых (от 5 миллиметров до 5 сантиметров).
Одной из отличительных черт китайской живописи является то, что образы в ней создаются посредством линейного рисунка, в то время как в европейской живописи образы выражаются с помощью объёмов и форм, цветом и светотенью.
Слайд 28 В традиционной китайской живописи установились определенные жанры: пейзаж “горы и воды”,
живопись “цветов и птиц”, портрет и анималистический жанр. Структуру живописного свитка определяют важнейшие начала - Небо и Земля, между которыми разворачиваются основные действия, определяющие внутреннюю динамику картины. Трактаты по искусству композиции учили художника: “Прежде чем опустить кисть, непременно определи место Неба и Земли... Между ними заботливо расположи пейзаж”.
Слайд 29 В китайских пейзажах горы считались олицетворением мужского светлого начала ян,
а воды — женского тёмного начала инь, из сочетания которых, по древним представлениям , возникает вселенная. Горы—кости земли, потоки воды—вены, кровь, пульсирующая, несущая жизнь и движение.
Художник стремился передать сущность, мировую гармонию, ритм, лежащие в основе явлений природы. Поэтому ему были чужды натурализм, стремление к внешнему сходству.
Слайд 30 В китайской живописи существует эстетический культ дерева. Особенно часто изображается ива,
которая является символом скромной красоты и утончённости.
Особым разделом жанра “цветы и птицы” является живопись так называемых “ четырёх благородных”: орхидеи, дикой сливы, бамбука и хризантемы.
Орхидеи и хризантемы имеют сокровенный смысл. Орхидея воплощает простоту, чистоту и скрытое благородство. Хризантема — прекрасна, скромна и целомудренна, воплощение торжества осени. Этот цветок — символ возвышенного одиночества.
Одним из самых излюбленных объектов эстетического воплощения в живописи является бамбук. На китайских картинах бамбук — это не просто растение, а символ человеческого характера. Изображая бамбук, художник воспевает настоящего мужа высоких моральных качеств.
Слайд 31 В VIII веке жил изумительный человек – Ван Вэй, совершивший настоящий
переворот в китайской живописи
Он первым в китайской живописи отказывается от цвета, он пишет только тушью. Его пейзаж – (впервые!) становится безлюден. Ван Вэй обращается только к миру духовному, миру запредельному, миру высшему, к тому, который невозможно постичь в суете.
Осенний вечер в горах
Весь день моросило в пустынных горах дотемна.
Небесная глубь вечерней прохладой полна.
Средь хвои сосновой слепит-блистает луна.
Прозрачно бежит по камням ручьевая волна.
Бамбук зашумел – возвращаются прачки с реки.
Лотос качнулся – рыбачьи плывут челноки.
Пусть отлетел аромат весенней травы На осень в горах со мной остались бы вы!