Слайд 1 Долматова Галина Владимировна
МБОУ Полурядинская СОШ
Озёрский район Московской области
Урок рро №23
«Устная РУССКАЯ РЕЧЬ»
Слайд 2…Мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Слайд 3Необходимо отметить следующие особенности устной речи:
1) избыточность (повторы сказанного, разного рода
уточнения, пояснения и т. д.);
2) экономия (когда говорящий не называет, пропускает что-то, о чем легко догадаться;
3) перебивы (самоперебивы) (когда говорящий, не заканчивая начатое предложение, начинает другое, когда он вносит поправки, уточнения в сказанное и т. д.);
4) использование несловесных средств общения: громкости, гибкости голоса, жестов, мимики и т. д.
Слайд 4Различают следующие жанры У. р. (рассматривается только литературная речь).
В разговорном стиле:
1)
беседа в семье или с друзьями, знакомыми;
2) анекдот;
3) рассказ о себе.
У. р. используется во весь четырех разновидностях книжного стиля:
1) доклад, дискуссионное выступление — научный стиль;
2) отчет — деловой стиль;
3) парламентское выступление, репортаж, интервью, дискуссионное выступление — публицистический стиль;
4) рассказ со сцены (например, И. Андроникова) — стиль художественной литературы.
Слайд 5Поработайте над звуками К, Г,Х
1.Гравёр Гаврила выгравировал гравюру.
2.Гром гремит, грозит, грохочет,
напугать гроза нас хочет.
3.Над горой гуси гогочут, под горой огонь горит.
4.На реке – костёр, на костре – котёл, в нём уха – не щи, а ухе – лещи.
5.С кем хлеб – соль водишь, на того и походишь.
6.Дело в руках – и хлеб в устах.
7.Хозяин добр – и дом хорош, хозяин худ – и в доме то ж
8.Покатил Костя в Кострому в гости.
Слайд 6Произнесите, чётко выговаривая слоги
Слайд 7 В каких пословицах (поговорках) русского народа говорится: 1) об устной
речи и слушании; 2) о письменной речи и чтении? Объясните смысл пословицы, которая особенно вам понравилась.
Что написано пером, того не вырубишь и топором.
2. Хорошую речь хорошо и слушать.
3. Слово не воробей: вылетит — не поймаешь.
4. Хлеб-соль кушай, а умные речи слушай.
5. С умным разговориться что мёду напиться.
6. Не на пользу книги читать, коль одни вершки глотать.
7. От учтивых слов язык не отсохнет.
Слайд 8Спишите текст. О чём в нём говорится? Выучите наизусть весь текст.
Приготовьтесь произнести его торжественно.
Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Языку мы учимся и должны учиться непрерывно до последних дней своей жизни.
(К. Паустовский)
Слайд 9 Задание: исправьте ошибки.
Растёт число заболеваемостей гриппом .
Привезли красивую тюль и яичную
шампунь .
Порядок оформления сделки не прописан в законе.
Спасателя предоставили к награде.
Люди простодушные часто принимают желательное за действительное.
Слайд 10
3.Тестирование
1.Лексическое значение какого паронима сформулировано неправильно?
а) избирательный – относящийся к выборам
представителей и должностных лиц путём голосования;
б) избирательский - относящийся к избирателю, принадлежащий, свойственный ему;
в) осудить – приговорить к какому-либо наказанию, вынести осудительный приговор, обвинить;
г) обсудить – выразить неодобрение кому-либо, признать неправильным.
2.Какое из перечисленных слов имеет значение «безусловный, ни от чего не зависящий, взятый вне сравнения с чем-либо»?
А) Образцовый; б) абсолютный; в) идеальный; г) безупречный.
3.В каком предложении вместо слова ПРИМЕТНЫЙ нужно употребить ПРИМЕТЛИВЫЙ?
а) Ваш дом самый приметный на селе: крыша железом крыта.
б) Полыхающий огонь освещает его приметное, доброе широкоскулое лицо.
в) В городе появляются новые квартиры, рождаются новые приметные точки и площади.
г) Всякий знает, как дети приметны, сообразительны, догадливы.
4.В каком предложении допущена ошибка связанная с употреблением лишних слов (плеоназм)?
а) На дне лодки я нашёл половину старого весла и кое-как после долгих усилий причалил к берегу.
б) Хронометраж времени был просчитан до секунды.
в) Зимой мы надеваем тёплые вещи обычно тёмных цветов.
г) В самом центре Москвы, проходя по Охотному ряду, мы видим памятник, поставленный в 1909 году.
Слайд 11Ответы: 1 – г; 2 - б; 3 - а; 4
-г.
Слайд 12Текст для анализа.
Святое ремесло сохи
Я променял однажды на стихи,
На рифмы
многозвучное вращенье,
Родители мои, прошу прощенья!
Уже растёт зелёная трава,
Уже седеет чья-то голова,
Ты в зеркало взгляни, братенник,
Покоя ждёшь и жаждешь обретенья.
Слова мои, вы – рыцари добра,
Я вас плодил не ради серебра,
Не ради сердолика с аметистом,
Вы снопики мои на поле чистом.
Слова мои, вы – храм из доброты,
Не зря к вам льнут царевны красоты,
А красота не с жабами в болоте,
Вы это без меня теперь поймёте!
Слова мои, все ваши словари –
Приснившиеся всполохи зари,
Широкое распаханное поле,
Моё именье родовое