Презентация, доклад по РРО Русский письменный текст (10 класс)

Интеллектуальная разминка- Какие буквы пропущены в словах? Сложите из вставленных букв слово.Что получилось?

Слайд 1Долматова Галина Владимировна
Озёрский район
Московской области
Урок РРО №25. Письменный русский текст. Ответственность зовущих

за собой. Письменный рус. текст как отражение национальной жизни и культуры в прошлом и настоящем.
Долматова Галина ВладимировнаОзёрский районМосковской областиУрок РРО №25. Письменный русский текст.  Ответственность зовущих за собой. Письменный рус.

Слайд 2

Интеллектуальная разминка

- Какие буквы пропущены в словах? Сложите из вставленных букв

слово.
Что получилось?

Пло..
Спл . тать
Ак (?) уратный
Бе (?) крайний
Сла [д] кий
(текст)
Интеллектуальная разминка- Какие буквы пропущены в словах? Сложите из вставленных букв слово.Что получилось?

Слайд 3











Определение темы текста - часть С
Определение основной мысли - А 28
Определение связи предложений - В 7
Типологический анализ - А 30
Стилистический анализ - А 30, часть С
Анализ языковых средств - В 8

Работа с текстом в ЕГЭ


Слайд 4








Текст - заим. в ХVIIIв. из немец. языка,
где ТЕХТ/ лат. Textus / - “словесное
единство”, “ткань”, производное от
texo “тку”.
(Этимологический словарь Н.М. Шанского)

Текст – “совокупность всего говоримого и
понимаемого в определенной конкретной
обстановке в ту или другую эпоху жизни данной
общественной группы”
(Л.В. Щерба, учёный-лингвист)

Этимология

Текст

Слайд 5
Антиох Кантемир
(XVIII век)
«Буду

стихи ткати…»

Осип Мандельштам
(XX век)

«Люблю появление ткани…»

Антиох Кантемир    (XVIII век)   «Буду стихи  ткати…»Осип Мандельштам

Слайд 6


Признаки текста

. . .
единство

Тема,
. . .

Смысловая
. . .

. . .

Последователь- ность ( . . . )

Завершённость
(…, …, …)

Связность


Слайд 7


Признаки текста

Тематическое
единство

Тема,
основная мысль

Смысловая
цельность


развёрнутость

Последователь- ность (композиция)

Завершённость
(вступление, основная часть, заключение)

Связность


Слайд 8


Прочитайте предложения






А). Язык научной работы должен быть лёгким, незаметным, красивости в нём недопустимы,
а красота его – в чувстве меры.
Б). Бойтесь пустого красноречия.
В). Неточности языка происходят прежде всего от неточности мысли.
Г). А в целом следует помнить: нет мысли вне её выражения в языке и поиски слова – это,
в сущности, поиски мысли. (Б А Г В)


Слайд 9(Б А Г В)

(Б А Г В)

Слайд 10


Смысловая связность текста
обеспечивается







Единством
темы

Единством
основной мысли

Последовательным
развитием основной мысли


Связь:
- параллельная
- цепная
- разная


Способы смысловой связи через
известное новое
известное в 1 предложении

Структурные средства связи:
местоимения
лексические повторы
- синонимические замены
- союзы
синтаксический параллелизм

Смысловая связность

Слайд 11


Движение речи = движению конькобежца












Чтобы двигаться, конькобежец одной
ногой  отталкивается, другой скользит вперёд.
В тексте мы отталкиваемся от того,
что уже было сказано (это «данное»).
Затем делаем шаг вперёд — добавляем новую
информацию, нужную для развития мысли.
Основная функция «данного» - связывать  между собой
предложения, «нового» — развивать мысль в тексте.
На «новое» ставится логическое ударение.
Кто благоразумен, / тот воздержан (новое).
Кто воздержан (данное), / тот стоек  (новое).
Кто стоек (данное), / тот невозмутим.
Кто невозмутим, / тот беспечален.
Кто беспечален,  / тот счастлив.
Следовательно, кто благоразумен, тот счастлив (Сенека).

Движение речи = движению конькобежца

Движение речи = движению

Слайд 12

















Смысловые типы речи







? – тип речи, в основе которого лежит
перечень признаков предмета, явления,
состояния человека и т.д.
Нужно ответить на вопросы:
- Каков предмет? (Предмет.)
- Что здесь находится? (Место.)
- Каково ему? (Состояние.)
- Что делается вокруг? (Природа.)




Слайд 13

















Смысловые типы речи






? – тип речи, в основе которого лежит постановка вопроса, проблемы и возможность ее объяснения, толкования при помощи размышлений, доказательств.
Нужно задать вопросы:
Что это такое?
Почему?
Как быть?
Как это оценить?
В конце нужно сделать
определенный вывод.




Слайд 14

















Смысловые типы речи





? – тип речи, в основе которого лежит рассказ о каких-то событиях, происшествии, случае и т. д.
Для него характерны:
- завязка (с чего все начинается);
- кульминация (самый важный момент);
- развязка (чем все заканчивается).
Могут быть: вступление (предварительные
события); заключение (размышления по
поводу рассказанного).


Слайд 15

















Роль первого предложения
в создании будущего текста

Тезис

Доказательства

Вывод
(строгая
логическая
последователь-ность)

Место и время
действия

Динамичность:

глаголы

обстоятельст-
венные слова


Слайд 16Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и деля текст на

абзацы. У вас должно получиться три абзаца.
Озаглавьте текст
Багульник – б.лотное р.стение. Это кустарник (с) белыми соцветиями, которые очень похожи (на) зонтик. Лепес(?)ки цв.тков багульника (на)столько яркие, что св.ркают даже ноч(?)ю. Когда цв.тет багульник, болото кажет(?)ся в снегу. Даже зимой лист(?)я багульника (не) обл.тают и остают(?)ся з.леными. Он словно (не) зам.чает наступления м.розов. Багульник коварен. Это р.стение ядовито, и от его зап.ха кружит(?)ся голова. Р.стет дурманящий кустарник по с.седству с г.лубикой. Соб.рающие ягоды на болоте прозвали голубику «пьяникой». А виноват (то) багульник!
Определите значение слова коварен. В чём особенность его употреблении в тексте?
Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и деля текст на абзацы.   У вас должно

Слайд 17 «Проверь себя» (тест). Задание: выберите правильный вариант ответа.
1. Текст —

это: А   высказывание, состоящее из предложений, объединённых по смыслу; Б   высказывание из нескольких предложений, которое имеет смысловую и структурную завершённость.
2. Завершённость — это свойство текста, которое состоит в: А   полном раскрытии авторского замысла и проявляется в строении текста: зачине, основной части, концовке; Б   наличии в тексте от двух до пяти абзацев.
3. Членимость — это свойство текста: А   делиться на предложения, абзацы, части, главы; Б   делиться на три части.
4. Связность — это свойство текста, которое передаётся в: А   раскрытии авторского замысла; Б    последовательности и логичности предложений, составляющих текст.
5. Целостность — это свойство текста, которое проявляется в: А   наличии темы, основной мысли, идеи и выборе языковых средств; Б   ключевых словах текста.
6. Микротема — это: А   идея, заключённая в первом абзаце; Б   «малая тема», одно из слагаемых темы текста.
«Проверь себя» (тест). Задание: выберите правильный вариант ответа. 1. Текст — это: А   высказывание, состоящее из предложений,

Слайд 181б 2а 3а 4б 5б 6б

1б 2а 3а 4б 5б 6б

Слайд 19Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и деля его на

абзацы. У вас должно получиться 6 абзацев.
Озаглавьте текст.
Наступила осень. Вспыхнули б.резы, осины. Только дубы ст.яли (по)среди леса. Они были похожи (на) з.леные острова. Кон(?)чилась осень. Опали лист(?)я. Лес поч.рнел, помр.чнел. Только дубы св.тились (в) нем старым з.олотом. Долго (не) пр(е,и)ходила зима. А когда пришла, на дерев(?)ях (не) осталось и листоч(?)ка. Поржавели, пор(е,и)дели листья дуба, но д.ржались на ветках до самой весны. Весной лопнули (на) б.резах поч(?)ки, зацвело волч(?)е лыко, а (на) ветках дуба все шуршали старые листья. Островами прошлогодн(е,и)й ос.ни ст.яли дубы среди нового весе(н,нн)его леса.
(По Ю. Ковалю)
Найдите в тексте глаголы в переносном значении, подчеркните их. Какую роль играют эти глаголы в тексте?
Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и деля его на абзацы.

Слайд 20Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и деля его на

абзацы. У вас должно получиться 4 абзаца.
Придумайте заголовок для текста, в котором отражалась бы его основная мысль.
Мы уп.раемся дли(н,нн)ым ле(к,г,х)ким веслом, плывем сер.диной мелкого з.еркального залива. Феврал(?)ское в.се(н,нн)ее со(?)нце осл.пительно отр.жа.т(?)ся в окружавшей нас з.лотивш(и,е)йся глад(и,е). Мы плывем, (со) всех ст.рон окруже(н,нн)ы птицами. Утки (не) пускают (на) выстрел и уд.ляют(?)ся (не)заметно. Мы медле(н,нн)о продв.га(е,и)мся, но постоя(н,нн)о ост.емся (в) центре ш.рокого круга птиц, к.торый замыка(е,и)т(?)ся (по)зади нашей лодки. Хорошо любоват(?)ся (на) великое птич(?)е раздол(?)е! Руж(?)я (не)тронуто лежат (на) дне лодки. Широкое зы(п,б)кое марево высит(?)ся над г.ризонтом. Бе(з,с)брежным, бе(с,з)крайним кажется залив.(По И.Соколову-Микитову)
Какую роль в тексте играют глаголы несовершенного вида?
Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и деля его на абзацы.  У вас должно получиться

Слайд 21В тексте «перепутаны» абзацы. Обсудив в группе, восстановите текст. Составьте

и запишите план.
СИНИЦА СТРОИТ ДОМ
а) Рассыпает вокруг звонкие смешинки. Прижмусь носом к стеклу и наблюдаю за ней. Минуты на месте не посидит. Все пляшет да через голову кувыркается. Зачем она к нам повадилась?
б) По утрам меня будит синица. Усядется на ветку рябины под окном и насвистывает:
- Пинь-пинь-пинь, дзинь-дзинь-дзинь1
в) Оказалось, что ей пакля нужна. Прицепится к бревну и полный клюв пакли надерет. И быстро к тополю. В дупле у нее гнездо. Но строительного материала не хватило… Вот и повадилась к нам. (По А. Баркову)
Определите тип речи.
Объясните значение слова повадилась.
Что отражает название текста: тему или основную мысль? Придумайте собственное название текста и подумайте, что оно будет отражать.
В тексте «перепутаны» абзацы. Обсудив в группе, восстановите текст. Составьте  и запишите план.

Слайд 22 X. Домашнее задание.

Написать продолжение текста, спрогнозировав содержание, стиль и тип речи по 1-ому предложению:
«Было начало апреля…»
X.  Домашнее  задание.     Написать продолжение текста, спрогнозировав содержание, стиль и

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть