Слайд 1Первобытное художественное творчество
Слайд 2Первобытное художественное творчество
Начало художественного творчества –
40-30 тыс. л. до
н. э.
Обнаружение и изучение ряда первобытных художественных памятников началось в XIX в.
В 1836 г. археологом Эдуардом Ларте` впервые были найдены пластинка с гравировкой (в гроте Шаффо) и мамонтовая кость с изображением мамонта (в гроте Ла Мадлен).
В 1879 г. испанским сеньором Марселино де Саутуола обнаружены изображения красных быков и каменные орудия в пещере Альтамира.
Слайд 3Места находок памятников первобытного художественного творчества
Европа: Франция (пещеры Фон де Гом,
Монтеспан),
Испания (пещера Альтамира),
Италия,
Германия,
Англия,
Украина (Мезино).
Африка: Алжир, Сахара (плато Тассили).
Россия: Сибирь (Бурятия, Мальта), Дон (Костёнки).
.
Слайд 4 Виды изобразительного творчества
узоры, вырезанные на кусках оленьих рогов, костяных
пластинках, каменных плитах;
резьба, рельефы на стенах пещер, на скалах, на камнях;
живописные силуэты, рисунки с изображением животных (оленей, бизонов, кабанов, коней, мамонтов, медведей, саблезубых тигров);
скульптурные фигурки животных и людей из камня и кости, глины;
большие скульптуры животных;
абрисы (контуры) человеческих фигур и голов (ритуальных масок).
Слайд 5Материал и техника живописи
Пользовались минеральными красками, сажей,
мергелем (серого цвета), охрой
(жёлтой, красной,
тёмно-коричневой) (охра – окись марганца).
Краска растиралась на животном жире,
смешивалась с мёдом или соком растений.
В наскальной живописи отсутствовали зелёные и
синие тона.
Слайд 6Особенности первобытного художественного творчества
1. Культурный синкретизм – слитность с иными явлениями
жизни: религией, обрядами (погребения, инициации), охотой, войной, врачеванием и др., включённость в материально-духовную деятельность.
2. Художественный синкретизм – музыкально – театрально – хореографический, неразделённость на роды, виды, жанры искусства.
3. Очень медленные темпы развития.
4. Стереотипность изображений, неизменность правил изображения, устойчивое повторение сюжетов, видов художественных изделий на протяжении тысячелетий (в сочетании с вариативностью трактовок образов).
5. Однородность художественных форм повсюду, где они существовали в определённый, один и тот же, временной период.
6. Коллективный характер творчества, соединение в одном лице творца искусства, исполнителя, зрителя.
7. Не эстетическое, а культовое, ритуально-обрядовое, коммуникативное, социально-функциональное назначение искусства.
8. Сочетание условно-символического характера изображений и реалистических форм.
Слайд 7Теории происхождения художественной деятельности
1. Теория художественного феномена, «палеолитического чуда» – биологической
одарённости отдельных представителей первобытного общества (П. Грациози, М. Рафаэль).
2. Теория «естественного» выражения культа прекрасного – в силу наличия врождённого инстинкта красоты (идеи Э. Ларте-Э. Пьетта).
3. Версия об эстетическом происхождении и содержании изобразительной деятельности (арх. Г. Люкэ).
4. Теория игры (Э. Ларте).
5. Имитативная теория – проявления в творчестве инстинкта подражания (Лукреций Кар, Огюст Конт, Ж.Л. Даламбер).
6. Трудовая теория – развития художественных способностей и творческих потенций в процессе труда (Ф. Энгельс).
7. Теория свободного времени (Жан Антуан Кондорсе).
8. Магическая теория – возникновения и развития художественной деятельности в процессе ритуально-обрядовой, магической, т. е. религиозно-культовой деятельности.
Слайд 8Основные «археологические» гипотезы возникновения изобразительного творчества
1. Гипотеза «макарон» (параллельных волнистых линий,
прочерченных на глине) – предтечи контурного рисунка и орнамента или гравировки.
2. Гипотеза «руки» (пятна, повторяющие очертания
кисти) – предтеча живописи.
Оттиск человеческой руки.
Палеолит. Пещера Пеш-Мерль, Франция
3. Гипотеза «простого этапа» (фигурных – скульптурных (зооморфных, антропоморфных) камней) – предтечи скульптуры малых форм.
Слайд 9Художественное творчество
веков бронзы и железа
Слайд 10Искусство века бронзы
Художественная обработка металла
(техники торевтики: ковки, литья,
чеканки, гравировки);
2) декоративно-прикладное искусство;
3) монументальная пластика.
Бычок с погребального балдахина. Майкопский курган. Эпоха бронзы
Серебряный сосуд с гравированным изображением. Майкопский курган. Эпоха бронзы
Слайд 11Архитектура периода позднего неолита – эпохи
бронзы:
1 – менгиры – вертикально поставленные камни (от 1 до 21 м), объект поклонения и место ритуальных церемоний;
2 – дольмены – вертикально поставленные камни, перекрытые горизонтальной плитой, место захоронения членов рода;
3 – кромлехи – расположенные по кругу каменные плиты или столбы, перекрытые камнями-перекладинами, иногда окружающие курганную насыпь.
Слайд 12
Мегалитическая архитектура
Аллея менгиров у Карнака
Слайд 13Мегалитическая архитектура
Дольмен. Эпоха бронзы
Дольмен. Неолит. Корсика, Франция
Слайд 15Мегалитическая архитектура
Менгиры. Неолит.
Бретань, Франция
Кромлех Стоунхендж. II-I тыс. до н. э. Солсбери, Великобритания
Слайд 18Искусство века железа
1) художественная обработка металла,
2) декоративно-прикладное искусство,
3) скульптура (фигурки животных,
людей, композиции из фигур).
Олень. Украшение щита. Костромской курган. Скифы. Эпоха железа. 6 в. до н. э.