Презентация, доклад по мировой художественной культуре на тему Искусство единого Российского государства

Содержание

АрхитектураИскусство периода образования государства

Слайд 1Искусство единого Российского государства

Искусство единого Российского государства

Слайд 2Архитектура
Искусство периода образования государства

АрхитектураИскусство периода образования государства

Слайд 3В конце XV века на Руси завершается процесс объединение земель вокруг

Москвы. Художественные процессы, сопровождавшие формирование централизованного русского государства, нередко называют «русским возрождением».

На московские земли стали приглашать лучших иностранных зодчих.
При участии итальянских мастеров был создан
Московский Кремль.

В конце XV века на Руси завершается процесс объединение земель вокруг Москвы. Художественные процессы, сопровождавшие формирование централизованного

Слайд 4В конце XV века формируется центральный архитектурно-культовый ансамбль государства – Соборная

площадь Московского Кремля. Здесь представлены важнейшие типы русского храмового зодчества: пятиглавые и одноглавые храмы, гражданские палаты, столпные колокольни.
В конце XV века формируется центральный архитектурно-культовый ансамбль государства – Соборная площадь Московского Кремля. Здесь представлены важнейшие

Слайд 5Благовещенский собор
Грановитая палата
Церковь Ризоположения
Успенский собор
Архангельский собор
Колокольня Ивана Великого
Церковь Иоанна Лествичника
Патриарший дворец

и церковь Двенадцати апостолов
Благовещенский соборГрановитая палатаЦерковь РизоположенияУспенский соборАрхангельский соборКолокольня Ивана ВеликогоЦерковь Иоанна ЛествичникаПатриарший дворец и церковь Двенадцати апостолов

Слайд 6Первая каменная постройка в Кремле Успенский собор.
Итальянскому зодчему Аристотелю Фиорованти (около

1415, Болонья — не ранее 1486, княжество Московское) было предписано создать его по образцу владимирского Успенского собора. Но он не копировал, а вносил новые черты.

Пятиглавый собор, выстроен из особо прочного кирпича и облицованный белым камнем. Два ряда узких щелевидных окон подчёркивали его высоту.
Под его непосредственным влиянием был выработан особый тип городского собора, возводившийся в других городах.

Успенский собор Московского Кремля

Успенский собор во Владимире

Первая каменная постройка в Кремле Успенский собор.Итальянскому зодчему Аристотелю Фиорованти (около 1415, Болонья — не ранее 1486,

Слайд 7Успенский собор – главный храм государства, где короновались цари и объявлялись указы (1475-79).


Он служил усыпальницей для митрополитов и патриархов русской земли.

Успенский собор – главный храм государства, где короновались цари и объявлялись указы (1475-79). Он служил усыпальницей для

Слайд 8Архангел Михаил, предводитель небесного воинства, почитался на Руси как покровитель князей,

поэтому в княжеских городах-резиденциях обязательно старались возвести храм во имя его. Не была исключением и Москва. Первый белокаменный храм Михаила Архангела был построен Иваном Калитой в 1333 году в память избавления от «морового поветрия» (чумы). В этом же храме, в 1340 году, Иван Калита впоследствии и был погребен. С тех пор Архангельский собор стал усыпальницей московских великих князей и царей.

Это величественный пятиглавых храм с чертами итальянского Возрождения.

Архангел Михаил, предводитель небесного воинства, почитался на Руси как покровитель князей, поэтому в княжеских городах-резиденциях обязательно старались

Слайд 9Благовещенский собор – домовый храм русских князей и царей (переделка 1563-66

годов).

Такие многоглавые храмы будут и в дальнейшем выражать торжество и ликование.

Благовещенский собор – домовый храм русских князей и царей (переделка 1563-66 годов).Такие многоглавые храмы будут и в

Слайд 10Церковь Иоанна Лествичника и
Колокольня Ивана Великого
1505-1508гг.

Церковь Иоанна Лествичника иКолокольня Ивана Великого1505-1508гг.

Слайд 11Церковь Ризоположения 1485г.
Це́рковь Ризоположе́ния — православный храм на Соборной площади Московского

Кремля, освящённый в честь ризы Пресвятой Богородицы. Служил молельней московских митрополитов, а с учреждением патриаршества стал домовой церковью патриархов
Церковь Ризоположения 1485г.Це́рковь Ризоположе́ния — православный храм на Соборной площади Московского Кремля, освящённый в честь ризы Пресвятой

Слайд 12Гранови́тая пала́та — памятник архитектуры в Московском Кремле, одно из старейших

гражданских зданий Москвы. Построена в 1487—1491 годах по указу Ивана III итальянскими архитекторами Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари. Постройка использовалась для проведения торжественных обедов, заседаний и церемониальных приёмов при венчании на царство
Гранови́тая пала́та — памятник архитектуры в Московском Кремле, одно из старейших гражданских зданий Москвы. Построена в 1487—1491

Слайд 13Изобразительное искусство

Изобразительное искусство

Слайд 14Диони́сий (около 1440—1502) — ведущий московский иконописец и мастер фресок конца

XV — начала XVI веков. Считается продолжателем традиций Андрея Рублёва.

Самая ранняя из известных работ — росписи собора Рождества Богородицы в Пафнутьевом Боровском монастыре (1467—1477).

Диони́сий (около 1440—1502) — ведущий московский иконописец и мастер фресок конца XV — начала XVI веков. Считается

Слайд 15В 1481 году артель, возглавляемая Дионисием, расписывает Успенскую церковь в Москве

(вероятнее всего, Успенский собор, построенный Аристотелем Фиораванти). Его помощниками в этой работе, как сообщает летопись, были «поп Тимофей, Ярец да Коня»
В 1481 году артель, возглавляемая Дионисием, расписывает Успенскую церковь в Москве (вероятнее всего, Успенский собор, построенный Аристотелем

Слайд 16Последние документально засвидетельствованные произведения, и, вероятно, наиболее известные работы Дионисия —

стенные росписи и иконостас собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, выполненные мастером вместе со своими сыновьями Феодосием и Владимиром.

По решению ЮНЕСКО 2002 год был объявлен годом Дионисия.

Разные источники указывают разные даты смерти Дионисия: «после 1503 года», «до 1508 года», «после 1519 года», «середина 1520-х годов»

Последние документально засвидетельствованные произведения, и, вероятно, наиболее известные работы Дионисия — стенные росписи и иконостас собора Рождества

Слайд 17Искусство периода зарождения государственности
Архитектура

Искусство периода зарождения государственностиАрхитектура

Слайд 18В самых значительных постройках зодчие часто сочетали особенности строительства шатровых и

столпных храмов. Самой яркой постройкой такого типа стал Покровский собор в Москве (1552-1554).

В структуре Покровского собора (собора Василия Блаженного) отразилась центральная государственная идея того
времени –утверждение
Москвы как третьего Рима.

В самой постройке видели символ Небесного Иерусалима (града Божьего), либо легендарного града Китежа.

Главный фасад собора с галереями и крыльцами обращен в сторону Кремля.

Храм Покрова Богородице на рву. (Собор Василия Блаженного)

Построен в честь военной победы русского войска над Казанским ханством.
Архитекторы: Барма и Постник

В самых значительных постройках зодчие часто сочетали особенности строительства шатровых и столпных храмов. Самой яркой постройкой такого

Слайд 19В 16 веке в каменной архитектуре Руси получил распространение новый тип

шатрового храма с восьмигранным остроконечным завершением, восходящий к традициям народного деревянного зодчества.

Самым замечательным зданием подобного типа стала церковь Вознесения в селе Коломенском.
Величественная, стройная башня-храм и сегодня возвышается на берегу Москвы-реки.

В 16 веке в каменной архитектуре Руси получил распространение новый тип шатрового храма с восьмигранным остроконечным завершением,

Слайд 20К XVII веку Московский Кремль окончательно потерял свое оборонное значение, и

в соответствии с новыми вкусами над его башнями были возведены многоярусные шатры.
К XVII веку Московский Кремль окончательно потерял свое оборонное значение, и в соответствии с новыми вкусами над

Слайд 21Искусство России на пороге Нового времени
Архитектура

Искусство России на пороге Нового времениАрхитектура

Слайд 22В середине XVII столетия развитие шатрового зодчества было приостановлено указами патриарха

Никона.

Так в одной из храмозданных грамот патриарх Никон повелевал строить храмы: " По чину правильного и уставного законоположения, как о сем правило и устав церковный повелевает, строить о единой, о трех, о пяти главах, а шатровые церкви отнюдь не строить… ".

Запрет на строительство

В середине XVII столетия развитие шатрового зодчества было приостановлено указами патриарха Никона.Так в одной из храмозданных грамот

Слайд 23Черты деревянного строительства, с его обильными украшениями резьбой, были перенесены русскими

мастерами в монастырское и гражданское зодчество.

Крутицкое подворье в Москве. 1682г.

Черты деревянного строительства, с его обильными украшениями резьбой, были перенесены русскими мастерами в монастырское и гражданское зодчество.Крутицкое

Слайд 24Примером для подражания здесь стал Теремной дворец Московского Кремля (1635-1636гг)
Дворец был

построен в 1635—1636 годах по приказу Михаила Фёдоровича как парадные царские покои. Возведение первых каменных царских палат велось мастерами Ларионом Ушаковым, Баженом Огурцовым и Трефилом Шарутиным под руководством Антипы Константинова.

Пятиэтажный дворец Михаила Фёдоровича был крупным и монументальным сооружением. В его облике соединились элементы древнерусского стиля с итальянским зодчеством.

Наряду с традиционными приёмами декоративного убранства — ширинками, орнаментальной плетёнкой, изразцами, резным золочёным гребнем на коньке крыши — архитекторы дворца применяли классические ордерные формы. Ярусная ступенчатая композиция с открытыми гульбищами, площадками и лестницами сохраняет черты хоромных построек древнерусского зодчества. Тем не менее, это был новый тип каменного строительства с характерной для дворцов более позднего времени анфиладой внутренних помещений.

Примером для подражания здесь стал Теремной дворец Московского Кремля (1635-1636гг)Дворец был построен в 1635—1636 годах по приказу

Слайд 25Дворец выстроен из кирпича, отдельные его элементы — пилястры, оконные наличники,

дверные порталы, парапеты гульбищ — выполнены из белого камня. Архитектура строения выглядит нарядной благодаря резным наличникам окон с треугольными фронтонами, широким карнизам из цветных изразцов четвёртого этажа и Теремка, парапетам гульбищ, ширинки которых также украшены многоцветными изразцами. Пилястры, расположенные в простенках между окнами, использованы в декоративных целях. Многие мотивы внешнего убранства украшены резьбой в виде переплетающихся трав, цветов, плодов и изображением геральдических орлов, птиц, масок. Дворец с золочёной кровлей выделялся в XVII веке среди прочих строений и был неотъемлемой частью кремлёвского дворцового ансамбля.
Дворец выстроен из кирпича, отдельные его элементы — пилястры, оконные наличники, дверные порталы, парапеты гульбищ — выполнены

Слайд 26Теремной дворец имел два яруса (подклети XVI века и дворец XVII

века) или пять этажей, у каждого из которых было свое предназначение. Два нижних этажа были отведены под хозяйственные службы. В цокольном этаже располагался Сытный дворец с 30 подвалами, оставшимися, как и второй этаж от Постельных палат дворца Ивана III. Здесь хранились продовольствие, соль, свечи и прочие запасы, необходимые для обеспечения жизни царского двора. На втором этаже размещались мастерские палаты Московского Кремля, в которых работали оружейники, ювелиры, серебряники, мастера резьбы, высокой горельефной чеканки, мастерицы плетения кружев, золотого шитья и другие

Основными помещениями Теремного дворца в XVII веке были третий и четвёртый этажи, где находились царские покои и комнаты детей. На уровне третьего этажа были расположены два верхних каменных двора, один из которых соединял Царский дворец с домовыми церквями и Боярской площадкой, а другой был связан с церковью Рождества Богородицы и хоромами царицы.

Теремной дворец имел два яруса (подклети XVI века и дворец XVII века) или пять этажей, у каждого

Слайд 27В Теремном дворце было печное отопление. Изразцовые печи дворца представляли особый

предмет интерьера и были украшены многоцветной глазурованной плиткой различного цвета и формы. Печи XVII века не сохранились, и по их аналогам, найденным автором проекта реставрации Фёдор Солнцевым, в 1835—1837 годах были установлены новые образцы, четыре из которых находятся в царских покоях
В Теремном дворце было печное отопление. Изразцовые печи дворца представляли особый предмет интерьера и были украшены многоцветной

Слайд 28В XVII веке обилие каменных узоров пришло и в храмовое зодчество,

породив особый стиль – «русское узорочье».

Однозначного мнения насчёт происхождения стиля не существует. Противоположны точки зрения на временную связь церковной и гражданской форм. Одни исследователи находят в русском узорочье черты «обмирщения» и указывают на заимствования из гражданского зодчества (сомкнутые своды, карнизы, наличники, филированные пояски). Другие придерживаются мнения о первичности для данного стиля его церковной формы. Изобрели распространенные и хорошо известные нам сейчас подиры.

Церковь Рождества Богородицы в Путинках, 1646-1652

В XVII веке обилие каменных узоров пришло и в храмовое зодчество, породив особый стиль – «русское узорочье».Однозначного

Слайд 29На протяжении всего периода своего существования русское узорочье претерпевает значительную эволюцию.

Для первой половины XVII века типична сложная пространственная композиция. Типичные каменные строения этого периода — бесстолпные храмы с сомкнутым сводом, на высоком подклете, с трапезной, приделами и колокольней. Они обычно имеют пять глав, главки над приделами, шатры над крыльцами и колокольней, ярусы кокошников поверх сводов. Композиция утрачивает монументальную ясность.

Церковь Святой Живоначальной Троицы в Никитниках
1628—1653 годы, Москва

На протяжении всего периода своего существования русское узорочье претерпевает значительную эволюцию. Для первой половины XVII века типична

Слайд 30Бурно расцветает в это время древнее искусство изразцовой керамики. Теперь расписными керамическими плитками закрывают наружные стены здания, выводя прихотливые фризы и

узоры.

Крутицкое подворье в Москве, изразцы Надвратного терема, 1693-1694

Бурно расцветает в это время древнее искусство изразцовой керамики. Теперь расписными керамическими плитками закрывают наружные стены здания,

Слайд 31В самом конце XVII столетия на Русь проникают идеи модного тогда в

Западной Европе барокко -появился новый
архитектурный стиль
- нарышкинское
(московское) барокко.
Появляется множество подражаний, которые однако еще продолжают
линию «русского узорочья».

Церковь Покрова Богородицы в селе Фили под Москвой, 1693

Пока все «барочные затеи» ограничиваются дворянскими усадьбами. Потому и называют постройки такого стиля «голицынским барокко» или «нарышкинским барокко».

Несмотря на обилие скульптуры и употребление некоторых барочных форм, эти постройки завершают развитие «русского узорочья». Настоящее русское барокко развивается по иному пути уже в XVIII веке.

В самом конце XVII столетия на Русь проникают идеи модного тогда в Западной Европе барокко -появился новый

Слайд 32Деревянное зодчество
Георгиевская церковь из села Вершина. Музей деревянного зодчества "Малые Корелы"

в Приморском районе Архангельской области.

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы из села Передки. Музей деревянного зодчества Витославлицы в Новгороде.

Деревянное зодчествоГеоргиевская церковь из села Вершина. Музей деревянного зодчества

Слайд 33Во второй половине XVII века, при царе Алексее Михайловиче, русскими и

белорусскими мастерами под руководством Семёна Петрова и Ивана Михайлова был построен дворец. Коломенский дворец состоял из семи хором: для царя, царевича, царицы и четырёх царевен. Разной высоты срубы венчались затейливыми кровлями и соединялись крытыми переходами между собой, а также с дворцовой церковью и с подсобными помещениями. Крыльца, галереи, были богато украшены резьбой, позолотой и разноцветными красками; стены и потолки покрыты орнаментальной росписью по золотому фону, выполненной иконописцами Оружейной палаты. При Петре Первом Коломенское оставалось царской резиденцией.

Дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском

Во второй половине XVII века, при царе Алексее Михайловиче, русскими и белорусскими мастерами под руководством Семёна Петрова

Слайд 34Кижи — узкая полоска суши, остров на Онежском озере в Карелии.

Этот остров знаменит благодаря десяткам старинных деревянных сооружений, которые были перемещены сюда из различных уголков Карелии с целью сохранения исторического достояния в 1950 году.
Сегодня весь остров и прилегающие соседние территории являются частью музея-заповедника Кижи.
Наиболее знаменит Кижский погост. Он состоит из двух деревянных церквей и восьмиугольной колокольни 18-го столетия. Настоящим драгоценным камнем комплекса является 22-купольная церковь Преображения господня с впечатляющим иконостасом из 102 икон 17-18 веков. Церковь построена без фундамента и прочно держится на протяжение столетий, при том, что построена без единого гвоздя
Кижи — узкая полоска суши, остров на Онежском озере в Карелии. Этот остров знаменит благодаря десяткам старинных

Слайд 35Изобразительное искусство
При Оружейной палате была создана школа для обучения живописи, живописная

мастерская - фактически Академия художеств, которую возглавлял Симон Ушаков.
Симон Ушаков - крупнейший художник XVII века: "Спас Нерукотворный", "Троица".

Симон Фёдорович Ушаков (1626-1686)
Царский изограф, живописец и график. За труды, создание живописной школы был удостоен дворянского звания. Создал новый стиль в живописи «на фряжский манер», то есть: трёхмерное, объёмное изображение, реализм. Создал жанр политической иконы «насаждение древа Государства Российского», где Кремль – символ райского сада

С. Ушаков – основатель русского портрета – «парсуны».

Изобразительное искусствоПри Оружейной палате была создана школа для обучения живописи, живописная мастерская - фактически Академия художеств, которую

Слайд 36Парсу́на (искажённое лат. persona — «личность», «особа») — ранний «примитивный» жанр

портрета в Русском царстве, в своих живописных средствах находившийся в зависимости от иконописи.

Парсуна появляется в переходный период русской истории, во время преобразования средневекового мировоззрения и формирования новых художественных идеалов. Первые русские парсуны создаются, скорее всего, мастерами Оружейной палаты Московского Кремля в XVII веке. Во второй половине XVII века парсуна часто пишется на холсте в технике масляной живописи, хотя манера исполнения продолжает содержать иконописные традиции.
Русской парсуне близки произведения украинской, белорусской, польской, литовской портретной живописи XIV—XVII веков, часто также относимые к парсунным.
В парсуне портретное сходство передаётся весьма условно, часто используются атрибуты и подпись, позволяющие определить изображённого.
Доктор искусствоведения Лев Лифшиц отмечает, что: «создатели парсун, как правило, не стремились раскрыть неповторимые свойства портретируемого человека, но должны были соотнести точно запечатлённые черты лица с трафаретной и неизменной схемой репрезентации фигуры, соответствующей сану или званию — боярина, стольника, воеводы, посла. В отличие от „реалистического“ европейского портрета XVII века человек в парсуне, как и на иконе, не принадлежит себе, он навечно выведен из потока времени, но при этом лицо его обращено не к Богу, а к реальной действительности»

Парсу́на (искажённое лат. persona — «личность», «особа») — ранний «примитивный» жанр портрета в Русском царстве, в своих

Слайд 37На сегодняшний день парсуну по изображённым на них персоналиям и техники

живописи, можно разделить на следующие категории:

Надгробные портреты, темпера на доске (Скопин-Шуйский, Фёдор Иванович, Фёдор Алексеевич и т. д.)
Парсуны маслом на холсте:
с изображением царей (Алексей Михайлович, Фёдор Алексеевич, Иван Алексеевич и т. д.)
с изображением князей, стольников, дворян и т. д. (галерея Репниных, Нарышкин, Люткин и т. д.)
с изображением церковных иерархов (Никон, Иоаким)
На сегодняшний день парсуну по изображённым на них персоналиям и техники живописи, можно разделить на следующие категории:Надгробные

Слайд 38Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть