Слайд 1Романтизм в художественной культуре Европы XIX века
Слайд 2Романтизм –
идейное и художественное направление в европейском искусстве конца XVIII
– первой половины XIX века, возникшее в результате разочарования в итогах Великой французской революции, в идеологии Просвещения и буржуазной цивилизации.
Слайд 3Термин «романтизм» имеет сложное происхождение:
от испанского слова «романс» - так
в средние века называли небольшие стихотворения или песни лирического или героического содержания;
от слова «роман» - в позднем Средневековье – большие эпические поэмы и прозаические произведения о рыцарях.
Слайд 4Искусство романтизма в каждой стране имело свои специфические черты, связанные с
особенностями её исторического и национального развития. Вместе с тем для творчества всех романтиков характерные общие черты:
- основная тема – разлад между человеком и средой, между мечтой и реальностью; господство чувств и страстей;
- романтический герой, разочарованный в благах цивилизации, отвергает повседневную жизнь общества и стремится уйти от действительности. Здесь 3 пути, по которым идёт романтическое искусство:
1. бегство героя в прошлое, минувшие исторические эпохи (чаще всего в Средневековье), идеализация старины;
2. бегство в экзотические страны, где можно отрешиться от капиталистической действительности. Интерес к природе, быту, нравам, фольклору далеких стран и народов;
3. бегство в сферу чистого вымысла, грёз и фантастики.
Слайд 5- обращение к драматически острым моментам истории;
- тема трагической участи художника-творца
в капиталистическом обществе;
- автобиографическая тема;
- тема романтической любви;
- создание романтического психологического портрета, выявление яркой индивидуальности, напряженной духовной жизни человека, показ особых состояний души.
Слайд 6Новые задачи творчества потребовали поиска и создания новых художественных средств изображения
жизни.
Отвергались все установленные классицизмом и сковывающие творчество художника обязательные правила и провозглашалось право художника на свободу творчества, однако, при этом романтики опирались на достижения искусства прошлых эпох.
Слайд 7История немецкого романтизма в литературе включает три этапа:
Первый этап –
Иенский
романтизм 1795-1806 гг.
(по названию города Иена, в университете которого читал лекции Август Шлегель – один из основоположников немецкого литературоведения).
Слайд 8Представители первого периода:
1. Август Шлегель и Фридрих Шлегель
Слайд 9Исходным пунктом эстетики братьев Шлегелей был внутренний мир человека, его автономное
«Я». Они отстаивали:
- право поэта на свободу творческого самовыражения;
- право на смешение в одном произведении разных видов и жанров.
Утверждали, что произведение искусства – это лишь результат поэтического воображения художника, поэтому можно относиться к своему творчеству иронически.
Слайд 102. Людвиг Тик
Первым поднял проблему власти золота и богатства, изменяющей сознание
и черты характера человека.
Слайд 113. Фридрих фон Гарденберг
(псевдоним – Новалис)
Реальному миру противопоставлял красоту и богатство
духовного мира, высшим выражением которого является поэзия.
Слайд 12Второй этап
связан с периодом наполеоновских завоевательных войн (1806-1815), вызвавших пробуждение
национального самосознания немецкого общества.
Романтики обращались к национальным чувствам своего народа с призывами к освобождению.
Основной деятельностью стало собирание и изучение немецкого фольклора.
Слайд 13Представители второго периода:
1. Клеменс Брентано и Людвиг Ахим фон
Арним
Собрали и обработали множество фольклорных произведений, которые вошли в сборник «Волшебный рог мальчика»
Слайд 142. Вильгельм и Якоб Гримм
Выдающиеся ученые, авторы трудов по грамматике, истории
языка, праву, истории, мифологии, но более всего прославились как собиратели устного народного творчества (сказки: «Рапунцель»; «Бременские музыканты»; «Умная дочь крестьянская»).
Слайд 15Третий этап – 1815 – 1848 гг.
Вершиной стало творчество Эрнста
Теодора Амадея Гофмана (1776-1822), музыканта, художника, поэта.
В своих произведениях не игнорировал действительность, а постигал условия реальности с помощью фантастики. Впервые в литературе затронул тему двойственности человеческой натуры.
Новелла «Золотой горшок»,
повесть-сказка «Маленький Цахес», сказка «Щелкунчик и мышиный король».
Слайд 16Генрих Гейне
Блестящий публицист и тонкий лирик.
На его стихи создано более
4000 музыкальных произведений.
Одно из самых известных произведений - сборник стихов «Книга песен».
Слайд 17В литературе английских романтиков доминировали:
- доведенная до отчаяния антибуржуазность;
- поиски внебуржуазных
форм бытия;
- мечта, воображение, фантазия;
- образ цельной, красивой, сильной личности;
- выявления красоты в правде и правды в красоте.
Слайд 18Представители английского романтизма:
1. Уильям Вордсворт
Поэт, который в своем творчестве открыл возвышенное
и прекрасное в душе простого человека и естественно рассказал о человеческих чувствах.
Слайд 192. Джордж Гордон Байрон
Сатирически гневно обличал пороки господствующих классов, призывал к
революционной борьбе.
Создал новый литературный жанр – лирико-эпическую поэму.
Произведения: «Английские барды и шотландские обозреватели», «Корсар», «Манфред», «Чайльд Гарольд».
Слайд 203. Вальтер Скотт
Создатель исторического романа.
Поднимал актуальные вопросы современной жизни, исследовал
проблемы общественной нравственности и справедливости. Произведения: «Роб Рой», «Айвенго», «Ричард – Львиное Сердце».
Слайд 21
Основы французского романтизма и романтической теории заложила в своём творчестве ещё
в конце XVIII века писательница Жермен де Сталь.
Слайд 22Она явилась родоначальницей литературного течения, противопоставившего культу Разума описание индивидуального человеческого
чувства с выраженным национальным колоритом.
Слайд 23
В это же время сформировалась литературная школа Франсуа Рене де Шатобриана.
Он и его сторонники противопоставили просветительской вере в торжество разума христианско-католическую духовность.
Слайд 24Альфонс де Ламартин
Поэт, публицист, основоположник французской романтической поэзии.
Слайд 25Альфред де Виньи
Внес вклад в реформу французской поэзии и в формирование
жанра исторического романтического романа.
Слайд 26Истинным вождем французского романтизма и его теоретиком стал Виктор Гюго
Сыграл
огромную роль в становлении романтического романа и театра.
В творчестве проводил мысль о недопустимости унижения человеческого достоинства, страдания женщины и обиды ребенка.
Пьеса «Кромвель» и роман «Собор Парижской богоматери».
Слайд 27Александр Дюма
Его романы – трилогия о приключениях мушкетеров, «Королева Марго», «Граф
Монте-Кристо» стали классикой литературы для юношества.
Дюма разыскивал в мемуарах и документах яркие, иногда даже анекдотичные случаи и не вдаваясь в исторические точности, тонкости психологических характеристик, в оценки событий, свободно увлекал читателя и погружал его в мир удивительных приключений своих героев.
Слайд 28Большую роль в развитии романтизма во Франции сыграла Аврора Дюдеван, известная
всему миру под псевдонимом Жорж Санд.
Ведущая темы ее произведений – эмансипация женщин, социальная несправедливость, деспотизм, бесправие человека.
Произведения: «Странствующий подмастерье», «Консуэло».
Слайд 29Анри Бейль, известный под псевдонимом Стендаль
Вошел в литературу как создатель
социально-психологической прозы.
Первым показал жизнь общества и человека в нем как процесс борьбы идей и чувств, который проявляется в мотивации поступков персонажей.
Романы: «Красное и черное», «Пармская обитель».
Слайд 30Писатели и поэты Франции сумели отразить в своих произведениях всю насыщенность
политических событий, социальные противоречия, особенности духовной жизни этого периода, мечты и надежды самых разных людей.