Презентация, доклад по мировой художественной культуре на тему Развитие русского регионального искусства

Содержание

Искусство Великого Новгорода

Слайд 1Развитие русского регионального искусства
Составитель: учитель МХК ГБОУ СОШ № 88
Калининского района

Санкт-Петербурга
Жасминова А.О.
Развитие русского регионального искусстваСоставитель: учитель МХК ГБОУ СОШ № 88Калининского района Санкт-ПетербургаЖасминова А.О.

Слайд 2Искусство Великого Новгорода

Искусство Великого Новгорода

Слайд 3В 12 веке Новгород освобождается от власти князя и становится феодальной

республикой, возглавляемой верхами боярства и архиепископом.
Возводятся только небольшие крестовокупольные храмы с одной главой.
Внутреннее пространство упрощается.
Декоративное убранство минимальное: монолитный объем храма нарушают лишь лопатки, создающие строгий ритм;
закомары украшены простым профилированным рельефом;
верх барабана отмечен лаконичным аркатурным поясом.

Церковь Спаса Преображения на Нередице
1198 г.

В 12 веке Новгород освобождается от власти князя и становится феодальной республикой, возглавляемой верхами боярства и архиепископом.Возводятся

Слайд 4Фрески церкви Спаса Преображения на Нередице

Архангел Михаил

1199 г.

Фрески церкви Спаса Преображения на Нередице Архангел Михаил1199 г.

Слайд 5Особенности Новгородской школы иконописи:
Простота и выразительность композиций и необычайная симметрия расположения

образов.
Архитектура: силуэты выразительны, а цвета теплые. Окна, двери, занавески на окнах обычно выполнены в темных тонах. Стены архитектурных образов в подавляющем большинстве имеют орнамент.
Деревья: кроны деревьев напоминают веер. Листва в кронах изображается заостренным углом, а стволы чрезвычайно тонки и изящны.
Яркой особенностью новгородской иконы является символизм в изображении рук. Их положение символизиует то или иное эмоциональное состояние и даже его оттенок.
Фигуры персонажей, анатомически верные, выглядят несколько удлиненными, что создает впечатление стройности, изящности, торжественности.
Особенности Новгородской школы иконописи:Простота и выразительность композиций и необычайная симметрия расположения образов.Архитектура: силуэты выразительны, а цвета теплые.

Слайд 6Воскрешение Лазаря
XV в.
Из церкви Успения на Волотовом поле близ

Новгорода.
Материал: Дерево, темпера
Размеры иконы: высота 89,5 см, ширина 60 см
Из праздничного чина.
Иисус изображен у пещеры Лазаря.
У его ног Марфа и Мария - сестры Лазаря. Рядом с пещерой иудеи, пришедшие удостовериться в чуде.
У пещеры сдвинута прикрывающая ее плита, от запаха "четверодневного" Лазаря близстоящие прикрывают нос платком. Спеленутое тело Лазаря изображено в черном провале пещеры, символизирующем смерть и ад.

Новгородский музей-заповедник
Воскрешение Лазаря XV в. Из церкви Успения на Волотовом поле близ Новгорода. Материал: Дерево, темпераРазмеры иконы: высота

Слайд 7Битва новгородцев с суздальцами
XV в.
Темой для иконы

послужил эпизод из военной истории Новгорода, когда в 1169 году суздальцы и их союзники (рязанцы, муромцы, смольняне и другие), возглавляемые сыном Андрея Боголюбского Мстиславом, осадили город и из-за чуда от новгородской святыни — иконы Богоматери Знамение — принуждены были отступить. Икона ослепила врагов и внесла в их ряды смятение, оказав тем самым помощь войскам «своего града».

Новгородский музей-заповедник
Битва новгородцев с суздальцами   XV в. Темой для иконы послужил эпизод из военной истории Новгорода,

Слайд 8Феофа́н Грек (около 1340 — около 1410) — великий византийский и

русский иконописец, миниатюрист и мастер монументальных фресковых росписей.

Феофан Грек поселился в Новгороде в 1370 году. В 1378 году он начал работу над росписью церкви Спаса Преображения на Ильине улице. Самым грандиозным изображением в храме является погрудное изображение Спаса Вседержителя в куполе. Кроме купола Феофаном расписан барабан фигурами праотцев и пророков Ильи и Иоанна Предтечи. Феофан Грек оказал заметное влияние на развитие новгородского искусства. Его мировоззрение и отчасти манера письма были восприняты местными мастерами, расписавшими церкви Успения Богородицы на Волотовом поле и Фёдора Стратилата на Ручью. Живопись в этих храмах напоминает фрески церкви Спаса на Ильине своей свободной манерой, принципом построения композиций и выбором красок для росписи.

Феофа́н Грек (около 1340 — около 1410) — великий византийский и русский иконописец, миниатюрист и мастер монументальных

Слайд 9Стиль Феофана Грека поражает выразительностью и экспрессией. Для его фресковых росписей

характерна так называемая «скоропись», при почти монохромной живописи и непроработанности мелких деталей изображения оказывают огромное воздействие на чувства зрителя.
В творчестве Феофана Грека выразились наиболее полно и в нём нашли своё идеальное воплощение два полюса византийской духовной жизни и её отражения в культуре — классическое начало (воспевание земной красоты как Божественного творения, как отсвета высшего совершенства) и устремление к духовной аскезе, отвергающей внешнее, эффектное, красивое.
Искусство Феофана Грека внесло на Русь понятие высокой христианской символики. Во фресках Феофана острые пробелы, будто фиксирующие момент мистического видения, пронзительные вспышки света, резкими ударами падающие на лики, руки, одежды, символизируют божественный свет, пронизывающий материю, испепеляющий её природные формы и возрождающий её к новой, одухотворенной жизни. Учитывая назначение пробелов — вызывать в лике святого состояние духовности, Феофану не было равных. Ограниченность цветовой гаммы (чёрный, красновато-коричневый со многими оттенками, белый и др.) — будто образ монашеского, аскетического отречения от многообразия и многоцветия мира — изобличают в Феофане творческую личность.
Стиль Феофана Грека поражает выразительностью и экспрессией. Для его фресковых росписей характерна так называемая «скоропись», при почти

Слайд 10Искусство Владимиро-Суздальского княжества

Искусство Владимиро-Суздальского княжества

Слайд 11Особенности владимиро-суздальской архитектуры:
Строительство храмов из блоков белого камня.
Стена состоит из

двух тонких стенок, тщательно выложенных из плотно пригнанных блоков камня. Пространство между внешними стенками заполнялось каменным ломом, валунами и заливалось известковым раствором.
Поверх вертикальных лопаток приблизительно на середине высоты стен располагается горизонтальный уступ; таким образом снаружи объем храма четко делится на два горизонтальных яруса. Окна – только в верхней части и очень невелики по размеру.
Использование в наружном декоре невысокого изобразительного рельефа.
Подлинного расцвета достигает зодчество Владимиро-Суздальского княжества во времена правления Андрея Боголюбского. Перенеся столицу во Владимир, князь Андрей разворачивает здесь интенсивное строительство. Храмы древнего Владимира не знают себе равных по величине и богатству убранства во всех русских княжествах XII века.

Подлинного расцвета достигает зодчество Владимиро-Суздальского княжества во времена правления Андрея Боголюбского. Перенеся столицу во Владимир, князь Андрей разворачивает здесь интенсивное строительство. Храмы древнего Владимира не знают себе равных по величине и богатству убранства во всех русских княжествах XII века.

Особенности владимиро-суздальской архитектуры:Строительство храмов из блоков белого камня. Стена состоит из двух тонких стенок, тщательно выложенных из

Слайд 12Успенский собор во Владимире
Первоначальный белокаменный собор был построен при великом князе Андрее

Боголюбском в 1158—1160 годах.
Успенский собор во ВладимиреПервоначальный белокаменный собор был построен при великом князе Андрее Боголюбском в 1158—1160 годах.

Слайд 13Храм Покрова Богородицы на реке Нерль
1165 г.

Храм Покрова Богородицы на реке Нерль1165 г.

Слайд 14Дмитриевский собор

Владимир
1194-1197 гг.

Дмитриевский соборВладимир 1194-1197 гг.

Слайд 15Искусство Московского княжества

Искусство Московского княжества

Слайд 16Андре́й Рублёв (около 1360 — 17 октября 1428, Москва) — наиболее

известный и почитаемый русский иконописец московской школы иконописи, книжной и монументальной живописи XV века. Канонизирован Русской православной церковью в лике преподобных.

Истории известно немного фактов из биографии Андрея Рублёва. Например, данных о его рождении и происхождении практически не сохранилось. Предположительно, родился он в 1360 году, и считается, что предки иконописца были мастеровыми. К сожалению, мы не знаем и первоначального имени художника. Имя Андрей он получил после монашеского пострига в монастыре на берегу реки Яузы. Сегодня этот монастырь известен как Андроников.

Андре́й Рублёв (около 1360 — 17 октября 1428, Москва) — наиболее известный и почитаемый русский иконописец московской

Слайд 17Архангел Михаил
Звенигородская икона
1410-1420 гг

Первое письменное упоминание об Андрее Рублёве относится

к 1405 году. Именно тогда летопись сообщает, что чернец Рублёв, Феофан Грек (прибывший из Кафы) и Прохор-старец расписали Благовещенский собор Московского Кремля.

Совместная работа с Феофаном Греком была прекрасной школой и высокой честью для молодого автора. Тем не менее, взяв у Феофана Грека лучшее из техники, Рублёв создал собственный стиль иконописи, в котором нет драматизма и суровости. Его иконы написаны в спокойной манере, наполнены ясностью и гармонией.

К сожалению, роспись Благовещенского собора до наших дней не сохранилась, но в иконостасе осталось семь икон, которые специалисты относят к творчеству Андрея Рублёва.

Архангел МихаилЗвенигородская икона 1410-1420 ггПервое письменное упоминание об Андрее Рублёве относится к 1405 году. Именно тогда летопись

Слайд 18В начале XV века он со своим товарищем Даниилом Чёрным приступил

к росписи Успенского собора под Звенигородом. Его кисти принадлежат, предположительно, изображения двух святых – Флора и Лавра, но и во всей росписи ощущается присутствие Рублёва.

Апостол Павел.
Звенигородские иконы
1410-1420 гг

В 1408 году появилось второе упоминание о работе мастера. Рублёв вновь работал с Даниилом Чёрным. Они расписали Владимирский Успенский собор, который был построен еще до монголо-татарского нашествия. В западной части храма и на его сводах разместили мастера свои фрески Страшного суда. Многие исследователи сходятся во мнении, что кисти мастера принадлежит «Владимирская Богоматерь».

В начале XV века он со своим товарищем Даниилом Чёрным приступил к росписи Успенского собора под Звенигородом.

Слайд 19Спас Вседержитель
(Звенигородский)
После этого почти двадцать лет не было никаких сообщений об

иконописце. Предполагается, что он находился в Андрониковом монастыре. И только в 1422 году Андрея Рублёва приглашают в Троице-Сергиевский монастырь, который начинает восстанавливаться. Над усыпальницей Сергия Радонежского вместо сгоревшего деревянного был возведен храм из камня. Этот храм и расписывал Андрей Рублёв.
Спас Вседержитель(Звенигородский)После этого почти двадцать лет не было никаких сообщений об иконописце. Предполагается, что он находился в

Слайд 20В Троицком соборе мастер создал икону, которая до сегодняшнего дня поражает

совершенством композиции. Многие искусствоведы называют ее шедевром и вершиной творчества Рублёва: это «Святая Троица».

Скончался иконописец осенью 1428 года, во время бушевавшей в Москве эпидемии чумы.

Лучшие иконы, которые признаны работами Андрея Рублёва, – «Спас», «Апостол Павел» и «Архангел Гавриил», относящиеся к Звенигородскому чину, – хранятся в Государственной Третьяковской галерее. Есть еще несколько икон и фресок, которые приписываются Рублёву, но исследователи называют их работами артели или современников Рублёва, творивших в его стиле.
В Троицком соборе мастер создал икону, которая до сегодняшнего дня поражает совершенством композиции. Многие искусствоведы называют ее

Слайд 21Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть