Слайд 1Древнегреческий театр
Автор: учитель Якушкина Т. Н.,
учитель МБОУ «Лицей «Сигма»
Слайд 2 Слово «театр» произошло от греческого «театрон» - «место, где собираются,
чтобы посмотреть».
Слайд 3Истоки происхождения театра историки относят к древнейшим временам, когда человечество пребывало
чуть ли не в первобытно-общинном строе. Это искусство зародилось в ходе игрищ охотников, земледельцев. Чаще они имели магический облик. Люди просто подражали животным и птицам, надевая на себя звериные шкуры и украшая свои головы перьями..
Слайд 4Это, по их поверьям, несло удачную охоту. Когда земледелие начало развиваться
интенсивно, первым из праздников стал День урожая. Устраивали его в честь Диониса – бога виноделия. Из таких пиршеств почти одновременно возникла и трагедия, и комедия. Дословно «песнь козла» переводится как «трагедия». Комедия же (от слова «комос») означало «необузданное веселье». Она должна была вызвать у присутствующих радость и смех. С течением времени жители Афин и других городов начали рассказывать и о иных богах, сцены из историй о которых содержались в богатой греческой мифологии.
Слайд 5Все театры Древней Греции располагались на открытом воздухе. Наиболее удобным считалось
строительство их на горных склонах. Разместиться в театрах могли сразу несколько тысяч зрителей. Они рассаживались на каменных уступах, уходивших, как полукруглые лестницы, вверх.
АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОГО ТЕАТРА
Слайд 6Перед гостями театральных представлений открывался вид на «орхестру» и «скену» (сцену).
В древние времена сценой называли помещения для переодевания актеров. Они находились позади, за орхестрой и именовались «скещ». А орхестра представляла собой небольшую круглую или квадратную площадку, на которой и разворачивалось главное действо.
АРХИТЕКТУРА
ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОГО ТЕАТРА
Слайд 7 Устройство греческого театра:
1 — зрительный зал;
2 — орхестра;
3 — скена;
4 — парод;
1
2
3
4
5
Слайд 8АРХИТЕКТУРА
ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОГО ТЕАТРА
Позднее появились особые места для публики, расположенные на склона,
прилегающих холмов и гор.
Планировка греческого театра была рассчитана
на хорошую слышимость.
Занавеса в греческом театре не было.
Слайд 9Театр в ту пору был не развлечением, а священным делом: это
был способ чтить бога Диониса. Государство выплачивало зрителям (заметьте, не актерам) их дневной заработок, чтобы они могли 4 дня спокойно сидеть в театре.
До половины V века представления начинались после завтрака, а позднее - с раннего утра, и продолжались большую часть дня, а нередко и до вечера.
Слайд 10Зрители ели и пили в самом театре. Все были одеты в
праздничные одежды, головы украшали венками. На Великих Дионисиях происходило громадное стечение горожан, к которым присоединялись еще и жители других городов-государств, приезжавшие со всей Греции.
Слайд 12 Актеры, которые занимались увеселением зрителей и участвовавшие в спектаклях, были
довольно ярко одеты, а на лицах их красовались массивные маски. Изначально эти маски делали из дерева, позже — из тканого материала, пропитывали жидким гипсом. Краски выбирали самые броские. При этом выражения «лиц» на масках были довольно разнообразные:
Строгие.
Веселые.
С обидой.
Со скорбью.
Злобные.
Саркастические.
Слайд 13Актеры носили маски, так что мимика из игры была
исключена.
Тем больше должны были греческие актеры работать над искусством движения и жеста.
Слайд 14У каждого актера были две-три большие маски: одна изображала спокойное лицо,
вторая - встревоженное, третья - искаженное ужасом…
со времен древнегреческих представлений маска является самым известным атрибутом театра, его символом.
Слайд 15Маски выражали не только человеческие эмоции, но и представляли характер и
даже здоровье персонажа, которого играет актер. Так, например, в темноватые, смуглые цвета окрашивали маски здоровых, успешных людей, а в желтоватый – больных. Лики хитрецов «облачали» в красный, а гневливых личностей – в сливово-бардовый. Маска с гладким лбом – человек веселый, с наморщенным – мрачный.
Слайд 16Чтобы в процессе действа зрители могли видеть каждого персонажа, актеры вставали
на специальные сандалии, подошва которых была плоской и довольно высокой. Благодаря такой манипуляции фигуры были хорошо видны всем.
Женщин среди актёров не было. Их роли исполняли мужчины.
Слайд 17Своего высшего выражения театральное искусство V в. до н.э. достигло в
творчестве трех великих трагиков -Эсхила, Софокла, Еврипида - и комедиографа Аристофана.
Театр в Греции был
государственным учреждением, и организацию театральных представлений брало на себя само государство, назначая для этих целей специальных людей.
Слайд 18Представления, которые ставились на сценах повсеместно, были наделены геройством, торжеством, величественной
страстью. Как правило, театральное действо, будь то крупный, или маленький храм Мельпомены, начиналось с раннего утра. К своему итогу оно подходило с уходом последних солнечных лучей.
Слайд 19В Древней Греции на каждом представлении появлялись новые актеры, которые не
всегда были профессионалами своего дела. Часто на сцену выходили и рядовые горожане. Роли раздавались буквально первым встречным, желающим показаться на публике.
Тем не менее, каждая из постановок готовилась тщательно в плане создания костюмов и масок. Атрибуты подбирались в строгом соответствии со сценарием, который, кстати, был довольно прост.
Слайд 20Жребий определял порядок представления пьес соревнующихся драматургов. Звук трубы возвещал о
начале каждой пьесы. Афинская публика была очень восприимчивой и непосредственной. Если пьеса нравилась, зрители выражали одобрение аплодисментами и криками. Если пьеса не нравилась, зрители свистели, щелкали языком,стучали ногами.
Слайд 21Историки — исследователи греческого театра отмечают, что трагедия, комедия и пафосная
драма обладали высокохудожественной выразительностью. В них отражалось богатое воображение и глубокий замысел создателя пьесы. Пик своего развития искусство театра Древней Греции получило примерно в 600 гг. до н.э.