Слайд 3гладиаторские бои
Гладиаторские игры возникли из погребального обряда этрусков в который когда-то
входили человеческие жертвоприношения. Со временем обряд видоизменился: обречённых на смерть перестали убивать сразу, а заставили их с мечами в руках сражаться около могилы, и, таким образом, погибал слабый, а сильный оставался в живых, вызывая восторг присутствующих.
Римляне впервые увидели это жестокое зрелище в 264 г. до н. э. на Бычьем рынке, где на поминках по Бруту Пере, устроенных его сыновьями, сражались три пары гладиаторов. Зрелище показалось столь необычным и примечательным для римлян, что это событие было внесено в летопись Рима.
«Мы жертвуем живыми, чтобы накормить мертвых» — так император Каракалла в III веке нашей эры сформулировал идейную основу гладиаторских боев, вместе со звериными травлями ставших самым кровавым и жестоким зрелищем в истории человечества. Согласно римским верованиям, которые они, в свою очередь, заимствовали у этрусков, зверства должны были умиротворить души умерших. В древности это было высшей честью, которую могли воздать знатному предку благодарные наследники.
Слайд 4Гладиаторские школы, - неотъемлемая часть жизни древнего Рима. В Риме было
четыре императорских школы. В Утренней школе обучались гладиаторы, которые должны были сражаться со зверями. Школа называлась так потому, что звериные травли происходили по утрам. Около Колизея находилась
Большая школа . Мраморный План позволяет довольно отчетливо представить себе это здание. План помпейской школы: внутренний двор, окруженный колоннадой, на которую выходят комнатки гладиаторов. Только во дворе устроена арена, в миниатюре представляющая арену Колизея: гладиатора обучавшегося здесь, Колизей не должен был испугать своим непривычным видом. Поблизости находились: площадка, куда приносили с арены убитых, и мастерская, где изготовляли и чинили орудие и доспехи ,а также мастер, работавший здесь над изготовлением железных нарукавников.
Слайд 5Гладиаторы из императорских школ выступали не только на играх, устраиваемых императором.
Он мог любезно предоставить несколько человек магистрату, устроителю игр, мог через своих уполномоченных продавать их или отдавать в наем устроителям игр в других городах.
Слайд 6И все же большую часть гладиаторов составляли не добровольцы, а рабы
и преступники. Проданные в школу или приговоренные судом к арене, что, безусловно, было предпочтительней смертной казни, они после курса обучения, длившегося 3 года, должны были сражаться в цирке. Если гладиатору удавалось остаться в живых, то после еще 2 лет обязательного пребывания в школе в качестве тренера или помощника ланита он получал полное освобождение и восстанавливался в гражданских правах. А если принимал решение продолжить карьеру гладиатора, то так же, как и добровольцы, оставался в разряде «опозоренных».
Слайд 7Церемония их открытия была впечатляющим зрелищем. Устроитель игр на колеснице или
пешком, в зависимости от занимаемого положения, окруженный толпой друзей и клиентов, объезжал или обходил весь цирк под бурные аплодисменты и одобрительные крики толпы, уже чувствовавшей запах крови. Затем следовал парад гладиаторов — участников игр в полном боевом вооружении. Публика, приветствуя своих любимцев, буквально неистовствовала. В определенный момент гладиаторы останавливались напротив императорской ложи, выбрасывали вперед правую руку и кричали: «Цезарь! Идущие на смерть приветствуют тебя!», а после этого строем уходили в подтрибунное помещение, где ожидали выхода на арену.
Тем не менее удача на арене улыбалась совсем не многим — публика хотела видеть кровь и смерть, поэтому гладиаторам приходилось биться всерьез, доводя толпу до неистовства.
Слайд 8Коммод в образе Геркулеса
Коммод - римский император
Обожал выступать в роли гладиатора,
хотя выступление свободных граждан на гладиаторской арене считалось бесчестьем . Хорошо знал это ремесло и владел мечом. При этом нисколько не стеснялся выставлять свои таланты на всеобщее обозрение. На глазах народа сам дрался на арене и умерщвлял диких животных. Приказал тщательно фиксировать все свои выступления. Провёл 735 битв.
Слайд 9В 63 году нашей эры император Нерон издал указ, разрешающий участвовать
свободным женщинам в гладиаторских турнирах. В 66 году Нерон устраивает в городе Путеолы дорогостоящее представление в честь армянского царя Тиридата в котором участвовали эфиопы, в том числе женщины. А император Домициан в 89 году выводит на арену гладиаторов-карликов.
Слайд 10Колизей
Вот оно, самое знаменитое сооружение Древнего Рима – Колизей Флавия. Изнутри
это пространство отнюдь не вызывает эстетического восторга. Скорее напоминает адское чрево, готовое к перевариванию кровавых шоу.
Слайд 11Долгое время Колизей был для жителей Рима и приезжих главным местом
увеселительных зрелищ, таких, как бои гладиаторов, звериные травли, морские сражения . Кроме того, на арене Колизея устраивались инсценировки, в ходе которых девушки и женщины насиловались быками, ослами и другими домашними животными и дикими зверями
Слайд 12Вокруг арены поднимаются сплошные ряды сидений, прерываемые на различных уровнях кольцевыми
проходами , причем каждый профиль прохода имеет уступ АВ такой высоты, что движение по проходу А не заслоняет вида зрителям верхних ярусов. Все здание опирается на радиально расходящиеся стены, которые образуют одновременно и коробки лестниц, ведущих наверх, и служат опорами коробовых сводов, несущих ряды сидений.
План составлен так, что толпа зрителей самостоятельно, без всякого постороннего вмешательства, распределяется по амфитеатру, не создавая беспорядка. Аркады, равномерно распределенные по наружному периметру, открывают доступ на лестницы, из которых каждая заграждается барьером.
Толпа, скопившаяся в галереях первого яруса, естественно расходится по их окружности; когда же поднимаются барьеры, то она, не разбираясь, направляется на открывающиеся лестницы. Эти лестницы разветвляются и постепенно сужаются по мере уменьшения людского потока, принуждая его равномерно распределяться по всему обслуживаемому сектору.
Слайд 13Колизей –гигант архитектуры того времени ,вмещавший около шестидесяти тысяч зрителей
Слайд 14При императоре Макрине Колизей сильно пострадал от пожара, но был реставрирован
по указу Александра Севера. В 248 году император Филипп ещё праздновал в нём с большими представлениями тысячелетие существования Рима. Гонорий в 405 году запретил гладиаторские битвы как несогласные с духом христианства, сделавшегося после Константина Великого господствующей религией римской империи; тем не менее, звериные травли продолжали происходить в Колизее до смерти Теодориха Великого .
Слайд 15Страшен поистине всенародный клич «Хлеба и зрелищ!» – клич народа, при
попустительстве властей всё более опускающегося до состояния быдла…
Жажда зрелищ постоянно разжигалась в народе, пока не дошла до состояния противоестественной ненасытности. Кровь полилась уже не бутафорская.
Гладиаторские бои и звериные травли начали соперничать с театром, появилась чудовищная мода театрализовывать казни.
К примеру, приговорённого к смерти выводили в одежде Орфея, скалы и деревья – чудеса новой техники – кружились вокруг него, порхали птицы… пока наконец, выпущенный из люка медведь не разрывал осуждённого. Другого наряжали Гераклом и после сложной пантомимы сжигали на костре.
Раннехристианская литература сохранила много свидетельств о таких казнях. А в качестве полемики с Христианством была популярна в то время мимическая ипотеза о разбойнике Лавриоле. В конце Лавриола распинали на кресте и актёр, его игравший, нередко умирал на сцене от потери крови. Такова была цена зрелищ.
Слайд 16театр древнего Рима
История театра Древнего Рима подразделяется на два больших периода:
1-й:
Театр Римской республики (lll-l века до н.э.)
1-й период можно охарактеризовать как момент формирования и расцвета римского театра.
Древне-Римский Театр
2-й: Театр Римской империи (l-lV века н.э.)
2-й же, имперский – как период стремления театра к не-театру.
Слайд 17 Римляне свои театры строили не на естественных склонах гор, а
на равнинах в виде огромных каменных или мраморных зданий с поднимающимися вверх рядами сидений. Стены направлялись в виде радиусов к центру оркестра, между ними находились входы, ведущие со всех сторон в отдельные ярусы, которые были отделены друг от друга высокими поясами по причине строгого деления зрителей на классы. В оркестре (современный партер) находились места для сенаторов и прочей знатной публики.
Первый постоянный каменный театр был построен в Риме в 55 году до н.э. До этого, а именно с 191 года до н.э., для «сценических игр» разрешалось строить только временные деревянные театры. В их числе был знаменитый театр Марка Скавра, вмещавший в себя до 80 тыс. зрителей и имевший сцену, украшенную 360 колоннами и 3 000 бронзовых статуй. Каменные театры были более скромных размеров, но три самых крупных из них — Помпея, Бальба и Марцелла — вмещали в себя соответственно 40, 30 и 20 тысяч зрителей.
Слайд 19 Истоки римской драмы и театра восходят к сельским праздникам сбора
урожая, справлявшимся по деревням еще в те времена, когда Рим представлял собой лишь небольшую общину Лациума. Участники этих праздников, ряженые, обменивались насмешливыми, грубоватыми песнями, называвшимися фесценнинами.
Старики - ателланы.
Шкаф с масками для театральных представлений.
Маска комического актёра. Фрагмент мозаики в. н. э.
Слайд 20Парадоксально, но при этом именно история Римского театра донесла до нас
– через несколько тысячелетий – имена прославленных актёров того времени. Удивительный факт, учитывая насколько недолговечен «продукт» актёрской профессии…
Свидетельства об этих актёрах появляются около 100-го года до н.э. Это - Росций, известный как актёр комедии и Эсоп – трагический актёр. Они создали и свои актёрские школы, а также знаменитые авторы комедий Тит Макций Плави, Публий Теренций Афр
Но процесс распада театра продолжался и вместе с Римской Республикой почила и Высокая трагедия.
Началась эпоха Империи и вместе с ней мощнейший расцвет театра, но театра совсем иного.
Тит Макций Плави
Публий Теренций Афр
Слайд 21
Сценическое искусство Древнего Рима развивалось под влиянием греческого театра и собственно
римских народных представлений. На праздниках в честь жатвы исполнялись фесценины - грубоватые сатирические песни. Были популярны сатуры - представления, ведущие своё происхождение от танцев плясунов из Этрурии (современная Тоскана).Сатуры включали в себя музыку, танцы, пение, драматические сценки бытового и комического содержания.
Актеры театра готовятся к выходы на сцену
Слайд 22Император Октавиан Август (27 г. до н.э. - 14 г. н.э.)
для воспитания нравов стремился возродить на сцене римского театра трагедию. В этом начинании Августа поддержал поэт Гораций (65 до н.э. -8 до н.э.). Он изложил свои взгляды на трагедию и гражданские задачи искусства в стихотворном труде
"Наука поэзии".
В тот же период был распространён пантомим - сольный мужской театрализованный танец. Актёр выступал в маске и играл сразу несколько ролей, в том числе женских. Содержание пантомима под музыку "рассказывал" хор. Любовью римлян пользовалась и пирриха - танцевальный спектакль в исполнении ансамбля танцовщиков; в качестве сюжета обычно выбирали мифологическую историю. В V веке нашей эры под натиском отрядов германцев Римская империя пала. Вместе с государством погиб и античный театр. Искусство сцены возродилось в новых формах и в другое время, уже в эпоху христианства.
Слайд 23домашнее задание:
подготовить рассказ о наиболее понравившихся комедиях Плавта и Теренция. Определить,
что же почерпнули римляне из греческого театра, а в чем проявили самостоятельность.