Слайд 1Северное Возрождение.
Иероним Босх
Творческая работа
по мировой
художественной культуре
ученицы 10 а класса
ГОУ
Гимназии №405
Ловягиной Татьяны
Преподаватель:
Дудкина Наталия Всеволодовна
Санкт-Петербург, 2010
Слайд 2Северное Возрождение
Северное Возрождение – термин, использующийся для
описания эпохи Возрождения в Северной Европе, или более обобщенно – во всей Европе за пределами Италии, к северу от Альп.
Северное Возрождение тесно связано с итальянским Возрождением, но имеется ряд характерных отличий.
Слайд 3 Северное Возрождение не являлось однородным: в каждой
стране оно имело определённые специфические черты.
Культурологи выделяют немецкое, нидерландское, французское, испанское и английское Возрождение.
Слайд 4Бальдунг Ганс. Три грации,
1540. Прадо, Мадрид
Кранах Лукас. Адам и Ева,
1526
Галерея института Курто, Лондон
Слайд 5Дюрер Альбрехт Праздник всех святых
(Алтарь Ландауэр)
1511
Музей истории искусств, Вена
Слайд 6Дюрер Альбрехт Автопортрет. 1498
Прадо, Мадрид
Слайд 7Дюрер Альбрехт
Ecce Homo (Сын человеческий)
Около 1495
Кунстхалле, Карлсруэ
Слайд 8Возрождение в Нидерландах
Небольшой стране, включающей территорию нынешних
Бельгии и Голландии, суждено было стать в XV веке самым ярким после Италии очагом европейского искусства.
Главная художественная сила Нидерландов еще в средние века проявилась в миниатюрной живописи.
Слайд 9Братья Лимбург
"Великолепный часослов
герцога Беррийского "
Слайд 10Братья Лимбург. "Великолепный часослов герцога Беррийского "
Слайд 11 Любовная, прилежная, поэтическая пристальность взгляда на мир
была унаследована от миниатюры большой живописью XV века.
Слайд 12 Маленькие картинки, украшающие рукописи, выросли в большие
картины, украшающие створки алтарей. При этом возникли новые художественные качества.
Появилось то, чего в миниатюре быть не могло: такой же пристальный, сосредоточенный взгляд на человека, на его лицо, в глубину его глаз.
Слайд 13Братья Ян и Хуберт ван Эйк, Гентский Алтарь, 1425 – 1432
Кафедральный
собор святого Бавона, Гент
Слайд 14Братья Ян и Хуберт ван Эйк Гентский Алтарь
в свернутом виде
с закрытыми ставнями
Слайд 15 В середине и во второй половине XV
века в Нидерландах работали многие прекрасные живописцы: Рогир ван дер Вейден, Дирк Боутс, Гуго ван дер Гус, Мемлинг, Геертген тот Синт Янс.
Они преимущественно расписывали алтари и писали портреты, писали и станковые картины по заказам богатых горожан.
Особенной прелестью обладают композиции этих художников, проникнутые кротким, созерцательным настроением.
Слайд 16Рогир ван дер Вейден Святой Иво. 1450
Национальная галерея, Лондон
Слайд 17 У нидерландцев нет отчетливой акцентировки центра композиции,
усиленного выделения главных фигур.
Внимание художника рассеивается по разнообразию мотивов, все кажется ему заманчивым, мир интересен как множественность, как драгоценная диадема, вспыхивающая множеством искр.
Слайд 19 Увлекающее пространство вторгается в композицию, размывает ее.
Какая-нибудь сценка на самом дальнем плане претендует на то, чтобы быть самостоятельной картиной, другая тоже.
Слайд 20Мемлинг Ханс. Сцены страстей Христовых. 1470
Галерея Сабауда, Турин
Слайд 21Мемлинг Ханс. Сцены страстей Христовых. Фрагмент. 1470
Галерея Сабауда, Турин
Слайд 22Мемлинг Ханс
Суета земная. 1485
Музей изящных искусств, Страстбург
Слайд 23 Наконец, складывается и такой тип композиции, где
вообще нет центра, а пространство, обычно с высоким горизонтом, заполняется многими равноценными сценами и группами.
При этом главное действующее лицо оказывается где-нибудь в уголке.
Подобные композиции встречаются в конце XV века у Иеронимуса Босха.
Слайд 24Иероним Босх
Jheronimus Bosch
(1450 – 1516)
Слайд 26 Иероним Босх – нидерландский художник, один из крупнейших
мастеров Северного Возрождения, считается одним из самых загадочных живописцев в истории западного искусства.
Слайд 27Босх Иероним. Сотворение Мира (внешние створки)
Слайд 28Иероним Босх. Сад наслаждений. Деталь. Ад
Слайд 29 Босх – замечательно своеобразный художник. Чисто нидерландская
пристальность и наблюдательность сочетаются у него с необычайно продуктивной фантазией и весьма мрачным юмором.
Слайд 30Босх, Иероним
Извлечение камней глупости. 1480
Слайд 31 Босх населил свои картины легионами маленьких ползающих,
страховидных тварей, у которых самым невероятным образом сращены части пресмыкающихся, ракообразных, чешуйчатых, панцирных, жаберных и невесть каких существ с добавлением еще растительных и неорганических элементов: обломки кувшинов, щиты, шлемы, иглы, а также части человеческого тела.
Слайд 32Подражатель Босха Искушения св. Антония Ок. 1500, Хертогенбос
Слайд 33 Можно подумать, что Босх просто обладал болезненным
воображением и был, так сказать, декадентом XV века. Однако это не совсем справедливо.
Странные фантасмагории Босха рождены философскими потугами разума. Он стоял на пороге XVI века, а это была эпоха, заставляющая мучительно размышлять.
Слайд 34Босх Иероним.
Страшный суд.
Апокалипсис
Слайд 35
Босха, по-видимому, одолевали раздумья о живучести и
вездесущности мирового зла, которое, как пиявка, присасывается ко всему живому, о вечном круговороте жизни и смерти. Он пытался проникнуть в суть вещей и разгадать загадки мироздания.
Слайд 36Иероним Босх. Несение креста. 1516. Королевский музей, Гент
Слайд 37 Несмотря на то, что это стремление у
Босха окрашивалось в мрачные тона, само по себе оно было симптомом той самой умственной жажды, которая побуждала Леонардо да Винчи исследовать все и вся – прекрасное и безобразное.
Слайд 38 В сознании Босха мир отражался раздробленно, разбитым
на тысячи осколков, которые вступают в непостижимые и прихотливые соединения.
Слайд 39Босх Иероним. Семь смертных грехов и четыре последние вещи
1475 –
1480. Прадо, Мадрид
Слайд 40 Но когда Босх пишет "Рай", он старается
нащупать какую-то общую, примиряющую противоречия концепцию бытия.
Он дает доступ в райские сады своим уродливым тварям, которые и здесь ползут, лезут на берег из яйцевидного темного пруда, очевидно, символизирующего вечно рождающее лоно праматери природы.
Слайд 41Босх, Иероним. Творение или Земной Рай
Левая створка триптиха
Слайд 42 Но в раю они выглядят безобидными, больше
забавными, чем страшными, и резвятся на лугах, озаренных розовым светом, рядом с красивыми белыми птицами и животными.
А в другой части райской панорамы густые стаи темных птиц вихрем вырываются из пещеры в скале, напоминающей жерло огромной печи, неустанно выпекающей все новые жизни, взмывают вверх, потом возвращаются, снова погружаясь в темноту и опять вылетая на свет.
Странная, фантастическая как сновидение, картина «круговращения вещества».
Слайд 44
В основе одной из наиболее известных
картин Босха "Воз сена" (1480 – 1485) лежит фламандская пословица "Мир – это стог сена: и каждый берет из него то, что удастся ухватить".
На фоне чистого и бескрайнего пейзажа движется огромный воз сена, влекомый странными дьявольскими созданиями. На возу влюбленные музицируют и целуются под сенью неведомо откуда взявшегося куста.
За возом следует длинная процессия, впереди которой едут епископ и император.
Слайд 45Босх Иероним. Воз сена. Центральная часть триптиха
Слайд 46 А на переднем плане люди жадно бросаются
к возу, хватают его руками, тянутся вилами, подставляют лестницы.
Они дерутся, убивают друг друга, падают, раздавленные колесами телеги.
Поодаль сидят в кресле перед объемистым мешком сена жирный монах, и прислужники подобострастно суетятся возле него.
Слайд 48 Эта картина – центральная часть триптиха, в
котором художник иносказательно, но необычайно наглядно выразил для своих современников мысль о греховном безумном мире.
Слайд 49 Творчество Босха, воспринимавшего мир как царство зла,
– свидетельство острых социальных противоречий эпохи.
Слайд 50Иероним Босх. Корабль дураков.
1490 – 1500 годы.
Музей Лувр, Париж, Франция
Слайд 51Иероним Босх
Увенчание терновым венцом
Национальная галерея, Лондон
Слайд 52Иероним Босх Искушение
святого Антония Национальный музей древнего искусства, Лиссабон,
Португалия
Слайд 54Иероним Босх
Блудный сын. 1503
Музей Бойманс ван Бейнинген
Слайд 55Иероним Босх. Блудный сын. Фрагменты. 1503
Музей Бойманс ван Бейнинген
Слайд 56 Искусство великого живописца обогатило реалистический метод, разработанный
мастерами Возрождения, новыми открытиями, определило пути дальнейшего развития национальной художественной культуры его страны, создало Нидерландам славу самого яркого после Италии очага европейского искусства.
Слайд 57 Источники:
О. Караськова. Средние века. Возрождение. – СПб., 2003
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BE%D1%81%D1%85,_%D0%98%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%B
http://allpainters.ru/bosh-ieronim.html